Известный польский публицист Пётр Мачёнжек высказал свой взгляд о перспективах политики России в ближнем зарубежье в связи с «возвращением» Владимира Путина. «NewsBalt» перевёл авторскую колонку эксперта, опубликованную на портале «Politykaglobalna.pl».
Возвращение Владимира Владимировича не было тайной с момента регистрации в августе 2009 года интернет-домена Putin2012, как раз во время встречи президента и премьера РФ в Сочи. Поэтому полем для сегодняшней дискуссии должна быть потенциальная политика, которую «новый» президент намерен проводить в непосредственной близости от своей страны, а не театр, сопровождающий его избрание.
В зоне ближнего зарубежья ничего не должно подвергнуться изменениям. Важнейшими для Путина будут международные организации, интегрирующие постсоветское пространство. Следовательно, Таможенный союз – как альтернативу для ЕС – ожидает дальнейшее развитие. Как следует из прогнозов агентства «АКИпресс», следующим его членом должна стать Киргизия. Появляются слухи о введении российского рубля как общей валюты Таможенного союза. Россия как член группы БРИК выступает в роли естественного лидера объединяемого экономического пространства. Казахстан также является одним из намеченных экспертами «кирпичиков» будущей декады. Прогнозы для этой стратегической инициативы Кремля вполне положительные. Можно ожидать её преобразование в предрекаемый Путиным Евроазиатский Союз.
Введение зоны свободной торговли на пространстве СНГ можно с уверенностью рассматривать как попытку привлечения к России остальных постсоветских республик, которые опасались чрезмерной интеграции с Москвой. Кажется возможным, что такие действия окажутся хорошей приманкой для тех, кто противится Таможенному союзу.
Параллельно экономической идёт интеграция военно-политическая. Организация договора о коллективной безопасности – ОДКБ – постоянно реформируется. Нет смысла останавливаться на каждой из этих инициатив в отдельности, рассмотрим последние новшества. Согласно донесениям СМИ и аналитических центров, Путин, после многолетних мероприятий по централизации в раках ОДКБ, может решиться на расширение её влияния на другие страны. Такой страной может оказаться Сербия, которая, несмотря на получение статуса страны-кандидата на вступление в ЕС, не проявляет большого желания к интеграции с НАТО.
Другим нововведением является – согласно линии Владимира Владимировича – зависимость существования военных баз государств, не входящих в ОДКБ, от согласия стран, подписавших договор – de facto Москвы. В среднесрочной перспективе это может привести к консолидации вокруг России некоторых бывших советских республик, которые к тому же принимают участие в цикличных манёврах организации.
Очевидно, что в зависимости от сопротивления стран ближнего зарубежья и международной конъюнктуры Россия будет стараться объединить вышеуказанные планы в единую целостность. Ключом к реализации этой программы, наряду с прочностью власти в России и её военно-ресурсным потенциалом, является и намерение идти на политический риск. Пятидневная война показала нам, что при благоприятных политических обстоятельствах Москва в состоянии реализовать свои интересы, включая использование военной силы. Такой диагноз, вместе со старательно подпитываемым Карабахским конфликтом и территориальным разделом Грузии, позволяет нам очертить политические цели России в ближайшие годы.
Относительная стабильность ситуации в Восточной Европе после «Холодной войны» или экономический натиск Пекина в средней Азии позволяет России свободно реализовать свои интересы только на Кавказе. Нешуточную роль в этих планах играет и Азербайджан, который может помешать энергетической гегемонии Кремля. На этой стране интересы России будут сосредоточены в наивысшей степени, а территория Кавказа и Каспийского бассейна будут приоритетным полем действия путинской дипломатии. Поскольку страны этого региона оказались наименее податливыми к интеграции при помощи международных организаций, она будет осуществляться при помощи противной тактики. Усиление военной помощи Нагорному Карабаху вопреки международным конвенциям, милитаризация Абхазии и Южной Осетии — это «внесистемный патент», реализуемый на более податливых территориях в рамках ОДКБ.
Гарантированная Россией «независимость» этих территорий служит претворением в жизнь дополнения к экономической и военной интеграции, которую Москва хотела бы распространить на все ближнее зарубежье. Ключевым для Кавказа может оказаться также эвентуальный конфликт Запада с Ираном.
Справка «NewsBalt». Петр Мачёнжек (Piotr Maciążek). Создатель и главный редактор портала PolitykaWschodnia.pl, посвящённого вопросам «Восточной» политики. Публицист, эксперт по вопросам бывшего СССР, комментирует политические события на страницах интернет-изданий, в прессе, на радио и телевидении. Принимает участие во многих престижных международных конференциях и форумах.