Устроят ли президенту Литвы Грибаускайте торжественные проводы «а ля Паксас»?

«NewsBalt» представляет прогноз, что в ближайшей перспективе ожидает Литву из-за отставки главы МВД Раймундаса Палайтиса.

Президент Литвы Даля Грибаускайте предложила министру внутренних дел Раймундасу Палайтису подать в отставку. Решение совершенно неожиданное, ведь ещё несколько дней назад она не хотела вмешиваться во внутрикоалиционную борьбу и предлагала сторонам разобраться самим. Никто не ожидал от известной своей решительностью, граничащей с жесткостью, Грибаускайте сдачи, по большому счёту, позиций впервые за практически почти три года правления.

Почему глава государства пошла на попятную? Согласно официальной версии, в интересах стабильности в обществе — а как же иначе? Об истинных мотивах пока можно только гадать. А, может, своё веское слово сказал вашингтонский «обком», с полномочным представителем которого у президента оперативная связь? Или вмешались из Брюсселя, где вполне могут — и должны — напомнить литовским шалунишкам от политики: кто платит деньги, тот и заказывает приличную музыку, уж как минимум мир в «оркестре».

Принесёт ли отставка мятежного министра ожидаемый мир и порядок – оч-ч-чень большой вопрос. Глубинные противоречия между консерваторами и либерал-центристами, ведущими фракциями правящей коалиции, остаются. Более того, этот конфликт ещё более обострил их, ведь сколько выпущено острых, а порой и ядовитых стрел с обеих сторон политических баррикад! Сейчас поле боя осталось за консерваторами во главе с премьером Андрюсом Кубилюсом, но есть полная уверенность в том, что побеждённые используют малейшую возможность взять реванш.

Шансов у них немало: это и спорное решение по строительству атомной электростанции (по мнению многих аналитиков, многомиллиардная централь разорит страну и её граждан), и планы по переходу на сжиженный газ, тоже очень затратный объект, причём уже готов законопроект, обязывающий предприятия республики покупать его в обязательном порядке, что, по мнению либералов, противоречит законам свободного рынка… Э, да удобный повод найдётся всегда, были бы амбиции.

Этот конфликт, который пока далёк от завершения, в несколько ином свете представляет президента. Почему-то многие аналитики вдруг вспомнили о Роландасе Паксасе и его импичменте, о том, что с похожих скандалов начался закат его яркой карьеры. Первой чёрной меткой явился митинг «За справедливость!», прошедший в минувшую субботу в столице. Первый, направленный непосредственно против Грибаускайте, но, думается, не последний, ведь она поначалу косвенно выступила на стороне либерал-центристов, не поддержав предложение Кубилюса отправить Палайтиса в отставку и поставив главу кабинета в неловкое, мягко выражаясь, положение. А подобное в политике вряд ли забывается, а тем более прощается.

А у консерваторов скоро появится возможность: сейчас работает парламентская комиссия по поводу краха банка «Snoras», и начало эпопеи по его ликвидации связывают с президентом — якобы это именно она дала команду «Фас».

Надо полагать, не могут быть довольными и либерал-центристы, в конечном счёте проигравшие в этом противостоянии, что, безусловно, не добавит им очков в предвыборной гонке, которую они и без того проигрывают с разгромным счётом.

Причины сегодняшнего конфликта во власти, на мой взгляд, вытекают из национализации, а затем банкротизации самого успешного литовского банка «Snoras», в результате чего государство осталось должно бывшим клиентам банка миллиарды литов (сотни миллионов евро). По мнению многих финансистов, аналитиков и политиков, эта операция, по меньшей мере, сомнительна. Тысячи депозитариев остались, что называется, с носом, поскольку государство страхует вклады только на 300 тысяч литов. А если операции фирмы на миллионы? Вопрос пока без ответа, а многие сомневаются, что он когда–нибудь будет получен, хотя по скандальной теме уже более месяца работает парламентская комиссия, но разве она станет пилить сук, на котором сидит правительство, инициировавшее, по сути, удушение банка?

Этот беспрецедентный акт не мог не всколыхнуть общественность, и круги пошли по всему публичному пространству. Не осталась в стороне от событий и Служба расследования финансовых преступлений, которой по чину положено заниматься расследованием всяких махинаций. В результате многоходовок, большей частью скрытых от общества, министр внутренних дел Раймундас Палайтис уволил руководителя Службы и его заместителя. Премьер Андрюс Кубилюс вступился за уволенных однопартийцев и потребовал от министра сдать «портфель». Палайтис, относящийся к Союзу либералов и центра (эта партия входит в правящую коалицию), отказался передавать полномочия. Его поддержала и парламентская фракция…

Помните гоголевскую историю про ссору двух уважаемых соседей в небольшом украинском городке? В результате добрые кумовья, забыв годы крепкой дружбы и вёдра выпитой горилки, превратились в смертельных врагов. Похоже, досточтимые министры и депутаты плохо читали уроженца Малороссии, поскольку по большому счёту следуют описанному сценарию. Клевета, наветы, перетряхивание грязного белья, обвинения во лжи, доносы – всё это цветёт ярким цветом. Сейчас в правящей коалиции дошло до того, что премьер Кубилюс оповещает журналистов о том, что он достиг согласия с руководителем партии либералов Альгирдасом Чапликасом об отставке Палайтиса, а выступивший следом главный либерал опровергает эту новость и намекает на не совсем порядочные подтасовки. Не напоминает ли это уважаемым читателям пауков в банке? Создаётся впечатление, что ни одна из сторон не стремится к разумным компромиссам и готова к самым решительным мерам. Каким? Премьер уже заявил, что готов к выходу либерал-центристов из коалиции и что считает возможным правительство меньшинства. Оппозиция, и прежде всего социал-демократы, выражают готовность взвалить крест по управлению страной на свои видавшие виды плечи.

Внимательному аналитику при виде набирающей обороты политической анархии впору задаться резонным вопросом: а куда глядит глава государства? Это её долг – контролировать отношения законодательной и исполнительной властей, способствовать согласию в обществе? Грибаускайте вначале поддержала действия министра Палайтиса и заметила, что он поступил в рамках своих полномочий. Однако затем она устранилась от тяжбы политиков, заявив, что пусть они окончательно решают вопрос в парламенте. Почувствовав слабинку в позиции президента, Кубилюс усилил нажим, в том числе косвенно и на Грибаускайте.

Как в России общественность оказалась разбужена выборами в высшие органы власти, так и война парламентских сил вывела литовцев на улицу. Польская диаспора, поддержанная и другими нацменьшинствами, провела в субботу масштабный митинг в Вильнюсе за право учить своих детей на родном языке. В Каунасе митинговали сторонники движения Драсиса Кядиса, который, по утверждению митингующих, погиб в результате неравной борьбы с педофилами, занимающими видные посты в системе власти, и этим гнусным явлением в целом. Но митингами, демонстрациями литовский народ удивить трудно, нищающие учителя, транспортники, медики и прочие представители народных профессий активно выражают своё несогласие с политикой консерваторов и их союзников, иные формы протеста уже стали в некоторой степени традиционными, они уже не вызывают прежнего ажиотажа у масс-медиа.

Но вот этот митинг, который тоже состоялся в центре столице 16 марта, занимает особое место, о чём говорит массовая аккредитация электронных и печатных средств массовой информации, по приблизительным расчётам, значительно большая, чем на публичной акции против насильственной ассимиляции нацменьшинств.

И это внимание объясняется тем, что впервые в истории второй республики прозвучала публичная критика действий президента. Нет-нет, главу страны критиковали и раньше, особенно много грязи вылили на Паксаса во время процедуры отставки, но, в основном кулуарно, или с парламентской трибуны, что далеко не всегда доходило до рядового избирателя. Вообще-то институт президентства традиционно пользуется доверием жителей страны, даже засланный Америкой «казачок» Валдас Адамкус, послуживший в своё время в гитлеровской армии и чьё правление в течение двух президентских сроков принципиальными законниками считается нелегитимным (гражданин США до выборов пятьдесят лет жил и работал в Штатах и не имел необходимого ценза осёдлости) постоянно получал поддержку большинства избирателей. И сейчас Грибаускайте, хотя несколько и потеряла в популярности у народных масс, имеет самый высокий рейтинг среди отечественных политиков (у Кубилюса и возглавляемого им правительства, к слову, самый низкий, в том числе и за весь период после восстановления независимости). И вдруг такой афронт, причём чётко, громко и на весь мир — позаботились об этом, конечно же, вездесущие журналисты.

Куда ведут ниточки этой акции, кто дёргал за них и в чьих интересах, прояснится несколько позже, пока же попытаемся сами поискать ответы на волнующие вопросы. Первый: почему именно сейчас люди вышли на улицу с критикой президента? Второй (в римском праве его считали главным): кому выгодна такая публичная акция? И третий: что будет дальше?

Это тот редкий случай, когда ответы на эти сложные вопросы до примитивного просты. Время митинга выбрано с таким расчётом, чтобы заставить президента вмешаться в скандальную ситуацию с непокорным министром внутренних дел. Как вмешаться, на чьей стороне играть – тоже не секрет: на стороне консерваторов, на стороне Кубилюса, которые добиваются именно этого. Не случайно лозунги, транспаранты, выступления участников требовали отставки именно Палайтиса. Исходя из этого, нетрудно предположить, что тут не обошлось без участия, а возможно – и инициативы консерваторов как доминирующих в парламенте и правительстве.

С ответом на третий вопрос немного погодим, а пока приподнимем покров тайны: что развело добрых кумов по разные стороны правительственной баррикады? Скандал в разгаре, далеко не всё тайное пока стало явным (возможно, никогда и не станет), однако кое-что существенное просматривается. О многом говорит позиция спикера сейма Ирены Дягутене, которая вдруг устала от политики и непорядочных политиков. Её резкое согласие с требованием премьера убрать Палайтиса как-то плохо сочетается с её должностной обязанностью искать если не согласия, то уж разумного компромисса конфликтующих сторон в парламенте, сглаживать противоречия, гасить конфликты…

А не объясняется ли усталость от избранников народа, безоговорочная поддержка премьера тем, что в прессе появились предположения, что члены семьи спикера успели снять деньги – и немаленькие — со счетов опального банка и что тут не обошлось без Дягутене, имеющей доступ к секретной информации. Авторство этого убийственного для любого политика компромата ряд СМИ приписывает попавшему в немилость Палайтису и его ближайшим подчинённым. И кое-что ещё, о чём говорить пока преждевременно из-за нехватки проверенных фактов.

А вот теперь о том, что же из всего этого получится. Противостояние президента и главы кабинета вкупе со спикером сейма – нонсенс, это калька с крыловской басни о лебеде, раке и щуке. Только ещё страшнее, потому что на кону не какой-то абстрактный воз, а судьба, благополучие страны, уровень жизни населяющих её граждан. В иных южных краях это нередко заканчивалось гражданской войной, тысячами жертв мирного населения, разрухой, голодом. Но, думается, Евросоюз не позволит довести конфликт до катастрофы. А есть другие варианты? Их, к счастью, несколько, однако и тут у политиков и власти небольшое поле для манёвра.

Первый: развал коалиции, роспуск парламента, досрочные выборы. Это в интересах оппозиции и решительное поражение правящих, так как последний опрос общественного мнения показал: консерваторы балансируют на грани провала (у них нижний предел попадания в сейм — 5%), остальные партии из коалиции, в том числе либералы и центристы, вообще остаются за бортом законодательного органа. Потому и не идёт Кубилюс ва-банк, не ставит перед президентом вопрос ребром: или я, или Палайтис. Власть-то терять не хочется. Ну, а либерал-центристам тоже с руки отцепиться от поезда консерваторов, который движется в пропасть. А там, глядишь, можно объединиться и с другими, более успешными партиями, войти и в другую коалицию.

Вариант второй компромиссный. Или сами члены коалиции, или президент все сумеют разрулить ситуацию бескровно (это когда и волки сыты, и овцы целы, что вообще-то из разряда трудно выполнимого) и правительство сумеет продержаться оставшиеся шесть месяцев. Но, думается, в таком исходе не просматривается большого интереса президента, иначе она бы уже давно заставила стороны пойти на мировую. Причины, что называется, у всех на виду: нежелание связывать себя с правительством, доведшим страну до ручки, с премьером, чей рейтинг достиг критически низкой точки и бесконечно стремится к нулю. Ведь Грибаускайте тоже хочется «войти» в историю на победном белом коне, остаться во главе страны и на второй срок. Предусмотрительный политик – а литовскому президенту, прошедшему хорошую школу в брюссельских кабинетах и кулуарах, не откажешь как в стратегии, так и в тактике ведения ближнего и дальнего боя — обязан заглядывать вперёд. Ну уж во всяком случае на два года, когда закончится текущая каденция.


Также по теме:

Глава МВД Литвы уходит в отставку, чтобы спасти правящую коалицию

Правящая коалиция Литвы раскололась

Премьер Литвы предложил президенту уволить главу МВД

От лопнувшего банка до изгнанных генералов спецслужб: в Литве негласно стартовала предвыборная кампания в сейм