Владас Повилайтис Фото: Kantiana.ru.

Что было бы, если Калининградской области не стало

Я не предлагаю сдавать территорию, мне лишь важно отметить, что Калининград это исключительно проблемный регион, и если всё время делать вид, что проблем нет, то и решить их не удастся.

Калининград принято представлять в виде моста, который связывает Европу с Россией. Эта исключительно скучная и скудная метафора. Мост должен сближать, от моста должна быть польза и левому берегу и правому. А теперь представьте, что Калининградской области нет (не в том смысле, что мы её отдали немцам, полякам или литовцам, а просто нет. Похитили ли инопланетяне, пожрала ли чёрная дыра – неведомо, но, исчезла она не только с географических карт, но и из нашей памяти). И кто в здравом уме скажет, что из-за этого отношения России с Европой станут сложнее? Не смешите.

Если бы такой казус произошёл, то полегчало бы всем. Во-первых, пудовую свечку должен был бы поставить наш МИД, который наконец решил бы проблему с беспрепятственным перемещением граждан РФ по территории собственного государства. Легче бы стало навязывать всё что угодно, в том числе и цены на газ потребителям в Литве (хотя в этом деле Газпрому нет равных). Пострадал бы только Балтфлот, лишившийся военной базы, да наши политики, потерявшие возможность выдвигать предложения, оригинальность которых иногда по достоинству могут оценить только врачи: от размещения на территории Калининградской области ядерного оружия, до превращения её в свалку ядерных отходов, и всё это на фоне развития международного туризма, игорной зоны — то есть полного и необратимого мундиаля!

Заметно полегчало бы и нашим соседям. У Вильнюса окончательно исчезли (сильно преувеличиваемые российской пропагандой) фантомные боли в области Малой Литвы. Лишённая границы с Россией, это прибалтийское государство перестало бы видеть себя в роли Мальчиша-Кибальчиша на страже общеевропейских ценностей, и смогло бы активней заняться важной и нужной работой на благо собственных граждан.

Возможно, что в отсутствии строящейся Балтийской АЭС, Литва всё-таки реанимировала собственную ядерную энергетику. Тем более, что исчезновение Калининградской области не лишило бы Литву обожаемой ею возможности быть политическим ньюсмейкером, поскольку она сосредоточила бы весь свой обличительный пафос на Белоруссии, которая на мирового злодея не тянет, но трудоустроить и литовскую разведку, и литовское внешнеполитическое ведомство вполне в состоянии. Как мы знаем, от Вильнюса до Минска рукой подать, так что играй труба, враг у ворот!!!

Польша бы конечно потеряла довольно большой приграничный рынок, свободней стало бы в Миколайках, но с другой стороны, отсутствие границ с РФ также повысило самооценку польского государства: выйдя из-под тени братского соседства, оно окончательно утвердилось бы в качестве восточно-европейского политического и экономического центра, в роли регионального лидера. А также избавило бы себя от необходимости придумывать каждый год на 4 ноября оригинальный повод для закрытия границ. В защиту поляков можно заметить, что праздник этот, основным и очень смутным содержанием которого стала «память» о том, как 400 лет тому назад непонятно кто и где вроде как наподдавал польским оккупантам, все эти 400 лет как-то не особо отмечался. Возникнув из небытия, выглядит довольно нелепо. На месте поляков, я бы тоже дулся.

Конечно, может, всё было бы не так, в деталях можно ошибаться, но в чём я действительно уверен, что жить всем с исчезновением Калининградской области стало бы заметно проще.

Перефразируя одну известную историческую реплику можно заметить, что на сегодняшний день польза от Калининградской области сомнительна, а вред – очевиден. Толи зубы у русского медведя за последние четверть века изрядно расшатались, толи проникся он глубже глубокого общеевропейскими ценностями, да только Калининград и Курилы в условиях новой российской политической реальности, превратились из полученных по праву военных трофеев в чемоданы без ручек и головную боль.

Нынешней России, отданной на откуп менеджерам от спецслужб, чужды амбиции – у неё остались одни комплексы, которые она множит как во внешней, так и во внутренней политике. Судя по бесконечным газовым сериалам, которыми нас обильно кормит центральное телевидение, основная проблема, которая должна волновать наше некогда великое государство — сколько долларов смог выжать Газпром из очередного братского народа. Просто какой-то ежегодный крестовый поход Газпрома и за святым газовым Граалем!

Но мы отклонились от темы. Я не предлагаю сдавать территорию, мне лишь важно отметить, что Калининград это исключительно проблемный регион, и если всё время делать вид, что проблем нет, то и решить их не удастся. А главная проблема в том, что в Москве никто не знает, зачем нам этот тридцать девятый регион. Все разговоры об очевидной местной специфике разбиваются об верноподданническое придыхание: «Мы не островок России – мы единая Россия». Вы карту РФ когда-нибудь видели? Или что, не верь глазам своим? Стране не до конца пережившей период полураспада (у кого есть иллюзии – смотрим на Дагестан), положено иметь понятную подозрительность, к тому, что даже отдалённо напоминает сепаратизм. Но называть белое чёрным не стоит даже из самых высших патриотических побуждений.

Калининград был и будет занозой по одной простой причине: что бы чего-то добиться, надо чего-то хотеть. Нужна стратегия, ясные цели, понятные перспективы. А этого нет. Наша власть не строит мосты, она строит газопроводы (надо отметить, с удивительной для ситуации мирового кризиса, активностью).

Интегрировать Калининград в Европу, не европеизировав Россию, невозможно – нельзя иметь два разных законодательства в одном государстве, европеизировать Россию накладно, да и в планы нашей власти, судя по всему, совсем не входит. Власти безразличны люди, которые здесь живут и работают: я уже утомился следить за судьбой нашей, с каждым законом, всё более особой экономической зоной, за уничтожением то одного, то другого сегмента калининградской экономики.

Превратить наш регион в военную базу тоже никто не решится, потому что никто из элиты с Европой воевать не собирается – там же деньги, недвижимость, дети учатся, в конце концов. Вот и получается, что любимое занятие нашего государства – это, сидя на газовых трубах, рассуждать о культурных мостах – то есть не делать ровным счётом ничего.


Об авторе. Владас Повилайтис, 39 лет. Окончил исторический факультет Калининградского государственного университета. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сфера интересов: история русской философии, философия история и культура русского зарубежья. Автор более 40 научных публикаций. Гражданин Российской Федерации, сознательно не оформляющий литовское гражданство.