Литовец, живущий в России, «потенциальная пятая колонна», кандидат философских наук Владас Повилайтис из Калининграда высказал на страницах «NewsBalt» свой взгляд на тему поиска государственной идеологии в России.
Мать-Россия привыкла подозревать своих детей, однако подлинной причиной подозрений во всех реальных, а чаще, мнимых грехах, является абсолютная идеологическая немота федерального центра, на фоне которой любой местный писк отдаётся громом, после которого на нас, вопреки всем законам природы, сыплются молнии. В силу определённых причин к этому вопросу у меня глубоко личный интерес. Связано это с тем, что для родной публики я, в первую очередь, литовец, живущий в России, потенциальная пятая колонна; в Литве же мне говорили, что я — русский человек с литовской фамилией, империалист и рука Москвы. Именно потому, надеюсь, у меня есть шанс рассмотреть эту ситуацию если и не объективно, то хотя бы немного со стороны.
Власть постоянно говорит о том, что мы живём на линии фронта: достаточно вспомнить как, совсем недавно цитируя Лермонтова, премьер-министр РФ предлагал нам сложить наши буйные головы под Москвой (кстати, получается, что если Москва на линии фронта, то Калининград вообще в тылу врага). Но я думаю, что если речь идёт о войне, то война эта больше похоже на торговую, когда противники не убивают, а навязывают товары и услуги.
Что предлагает мировая закулиса? Идею общеевропейской интеграции. Конечно, можно говорить о том, что все эти декларации не более чем слова, которые зачастую противоречат реальной политической практике. Однако идеология — это товар, который продаётся и покупается сам по себе. И в этом смысле западно-либеральный проект является привлекательным товаром: большинство с удовольствием инвестируется в идею, согласно которой все люди имеют равные права, человек стоит выше государства, нормы закона обязательны для всех, а твои успехи зависят только от твоих талантов. Независимо от цвета кожи, национальности и места проживания этот товар будет востребован. Конечно, многое зависит от раскрутки и пропаганды этого проекта, но повторюсь – он очевидно привлекателен сам по себе для огромного количества очень разных людей.
И вот мы ждём ответа, так сказать встречного предложения. Русского ответа, который мог бы многое объяснить. Ждём и никак не дождемся. Сегодня не решается, на мой взгляд, главная задача: надо не только пугать, но и предлагать более эффективную замену. А вот с этим у нас беда. Несмотря на то, что около 40% россиян считают, что у России особый путь, особенности этого пути мало кому понятны. Что мы слышим? Мы слышим, что Россия встаёт с колен (правда процесс этот затянулся на десятилетие), что злобные «америкосы» нас ненавидят и делают нам всё назло (долго и безуспешно пытался я дождаться в выпусках CNN новостей из России – видимо их ненависть к нам так сильна, что они о нас даже сказать не могут – слюной захлёбываются), что у нас особо тонкая душа…
Кто в здравом уме купит этот винегрет, кто сможет загореться этой идеей?
Маргинализация нашей внешней политики, громкие заявления, и почти всегда следующие за ними тихие сдачи ключевых позиций – всё это проявление той же исходной идеологической немоты. Мы молчим не потому, что держим паузу, а потому что нам нечего сказать, хотя мы и делаем вид, что уж в случае чего мы за словом в карман не полезем (пример – многолетнее художественное молчание по поводу перемещения из Калининградской области в большую Россию по загранпаспортам. Полагаю, что для демонстрации своих христианских добродетелей наш МИД выбрал не самый подходящий сюжет).
Один из моих знакомых по поводу написанного не без иронии заметил: «Заменим Россию на Литву, а амеркосов на русских, и получим ту же соседушку-Литву». Верно ли это? Я думаю, что более чем. Проблема в том, что геополитическое величие Литвы – это плод её же больной фантазии, досаждающая литовскому сознанию историческая химера. Для России же возвращение статуса хотя бы региональной сверхдержавы — необходимое условие выживания в современном мире.
Литва может позволить себе быть невменяемой, это её личное дело. Для России это непозволительная роскошь. В конце концов, мы не обязаны побеждать на всех чемпионатах по внешнеполитическому идиотизму.
Без шуток. Мы находимся в ситуации, при которой наши претензии должны быть подкреплены идеологическим товаром, который мог бы быть востребован не только Россией, но и тем геополитическим окружением, на которое распространяются наши амбиции. Надо предложить себе и миру что-то посерьёзней, чем предположение «что нам завидуют, и потому – ненавидят».
Если вы помните, несколько лет назад был популярен лозунг «План Путина – победа России». Лозунг хороший, нарядный, хлёсткий, но в чём этот план заключался? Наша государственная машина не изволила додумать этот вопрос до конца. А там, где додумала – лучше бы этого не делала! Так недавно на самом высшем государственном уровне на место официального идеолога нам сватали умершего в 1954 году Ивана Александровича Ильина – одного из крупнейших консервативных мыслителей русской пореволюционной эмиграции. Сам по себе Ильин – фигура яркая, самобытная, заметная, однако, даже для эмиграции, по своим взглядам – довольно специфическая. Именно его цитировали высшие государственные чины, именно его монархические (!) идеи полагали крайне значимыми и важными, именно в их тумане пытались разглядеть черты будущей России.
Представьте себе современный глобальный мир, прагматичный и технологичный, мир в котором царит даже не политический, а промышленный шпионаж, и попробуйте найти в ностальгическом монархизме и изрядно запылившемся славянофильстве ответы, на вопросы, которые важны обывателю. Ничего не выйдет. Нельзя заниматься программированием на языке летописей. Я ничего не имею против летописей, но древнерусский – это даже не бейсик.
И причина всех этих неудач и нелепостей в порочной установке, с которой наше государство относится к своим гражданам: что бы там не говорили власть, рассматривает народ, как ресурс или обременение. Оно словно глухонемой, продающий на перекрёстке российские флажки на присоске (made in Chine). Любишь Родину? Давай сто рублей.
Даже когда нам норовят помочь, то стараются это сделать без нашего участия. Государство нам не доверяет: не доверяет нашему уму, способностям, талантам. И это тотальное недоверие и есть реальная идеология современной России. Мы одни из крупнейших производителей нефти, газа и паранойи. На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля.
Справка «NewsBalt». Владас Повилайтис, 39 лет. Окончил исторический факультет Калининградского государственного университета. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сфера интересов: история русской философии, философия история и культура русского зарубежья. Автор более 40 научных публикаций. Гражданин Российской Федерации, сознательно не оформляющий литовское гражданство.