Мнение: Конфликт Литва-Польша перестаёт быть для ЕС и НАТО периферийным спором

«NewsBalt» перевёл авторскую колонку известного польского журналиста-международника Томаша Отоцкого об итогах встречи в Варшаве балтийской «тройки» без президента Литвы.

«NewsBalt» перевёл авторскую колонку известного польского журналиста-международника Томаша Отоцкого (Tomasz Otocki) об итогах встречи в Варшаве балтийской «тройки» без президента Литвы Дали Грибаускайте.

Комментируя встречу трёх президентов, следует признать, что за последнюю неделю мы слышали о ней больше, чем за два дня самой встречи. В основном по причине отказа от участия в ней президента Литвы Дали Грибаускайте, отчего «вскипали» мозги у комментаторов, политиков и аналитиков по обе стороны границы. Не считая отсутствия главы литовского государства, варшавская встреча заслуживает, тем не менее, нескольких абзацев комментариев.

Можно утверждать, что самым интересным на встрече было не то, что предсказывали заранее: установление общей стратегии перед майским саммитом НАТО – тут всё, более-менее, известно, в вопросах «что и как» тоже нет больших расхождений между балтийскими странами и Польшей – а то, что осталось на заднем плане: дела региональные, балтийские. Важнейшим моментом встречи, относящимся к вопросам региональным, было объявление о президентской подписи под решением об участии польских ВВС в реализации задач Baltic Air Policing (оборона воздушного пространства над территорией Литвы, Латвии и Эстонии. — «NewsBalt»). «Мы в Эстонии неизменно высоко оцениваем участие Польши в этом вопросе», — сказал на пресс-конференции президент Тоомас Хендрик Ильвес. Свою благодарность полякам выразил также и властитель рижского замка. Это не просто любезность: и латыши и эстонцы действительно высоко оценивают военный вклад Польши в дело обеспечения региональной безопасности, хотя одновременно беспокойство в обеих столицах вызывают недавние спекуляции о предостережениях польских военных в адрес Литвы.

Каждый из участников вторничной встречи привнёс собственные акценты. Президент Эстонии говорил о необходимости обороны в киберпространстве (в Таллине размещается центр совершенствования кибернетической обороны НАТО), подчеркивая что – «мы хотим, чтобы все аспекты проводимой до сих пор политики киберобороны НАТО продолжались и впредь». Кроме того, эстонцы хотят видеть саммит НАТО как повод для «усиления союза». Нота, посвящённая встрече во вторник и размешенная на сайте канцелярии президента Эстонии, не без причины называется «демократическому миру необходимо сильное НАТО». Одновременно эстонцы похвастались, что в бюджете на этот год расходы на оборону составляют 2% ВВП, чего уже давно требует североатлантический блок.

Как в Риге, так и Таллине региональные встречи получают всё более высокую оценку, так что можно сказать, что с варшавским саммитом Польша попала в десятку. Об этом отчётливо заявил Тоомас Хендрик Ильвес: «Нам нужны регулярные встречи в балтийско-польском формате, у нас много общих тем, (…) мы союзники и обо всех делах должны говорить совместно». Президенты решили, что охотно встретятся и позднее, если возникнет такая потребность. Он подчеркнул открытость блока для новых членов, что следует рассматривать, к примеру, как поддержку для устремлений Грузии.

Однако президенты Латвии и Эстонии прибыли в Варшаву в трудный момент. Не только по причине отказа Дали Грибаускайте приехать на встречу – такие дипломатические увёртки иногда случаются, хотя этот случай скорее логически предрешён четырьмя годами охлаждения во взаимных отношениях. Идиллию нарушили не только «капризы госпожи президента», но также и информация в прессе об упрёках в адрес Литвы в недостаточном финансировании Baltic Air Policing. Если то, о чём пишут газеты, правда, это может означать, что конфликт Литва-Польша перестаёт быть для ЕС и НАТО периферийным спором, а начинает – может даже вопреки польским интересам – подвергать сомнению единство союза. 

Небольшим утешением служит факт, что упрёки Варшавы не касаются Риги и Таллина (стоит отметить, что власти в Вильнюсе в оправдание указывают, что Латвия и Эстония финансируют операцию в ещё меньшем объеме, чем Литва, т.е. упрёки носят политическую подоплёку). В Латвии внимательно следят за польско-литовским конфликтом (специальный материал посвятило ему недавно государственное телевидение LTV). И немного найдётся таких, кто, безусловно, поддерживает позицию Варшавы, хотя, с другой стороны, таскать каштаны из огня вместо Литвы никто тоже не собирается.

На пресс-конференции президент Коморовски верно заметил, что не следует локальные споры (касающиеся, например, нацменьшинств) выносить на региональный форум. Такую точку зрения охотно разделили ли бы и литовцы, при условии, что такие политические операции применила бы к ним Варшава. Прав также и польский президент, который на вопрос, не окажет ли негативного влияния на выработку общей позиции перед майским саммитом НАТО отсутствие одного из партнёров, заметил: «Если бы Литва также захотела участвовать в такого рода переговорах, то сила общего голоса, может быть, была бы большей. Несомненно, следует мыслить в этом направлении, учитывая, что существует общность проблем безопасности балтийских стран и Польши».

И под этим заявлением литовцы наверняка бы подписались, если бы вину за кризис в сообществе возложили бы на кого-то другого.

Удачно вышло, что приглашение для президента Грибаускайте, направленное в День независимости Литвы 16 февраля, осталось в силе, хоть мы и не знаем, решится ли она в ближайшее время им воспользоваться. Также с учётом отказа от визита в Польшу, она заработала несколько очков в глазах той части общественности, которая вину за двусторонний конфликт возлагает на Варшаву. С другой стороны глава Литвы руководствуется несколько иным календарем, чем правительство, которое борется за переизбрание уже этой осенью. Жесты в адрес Польши с этой стороны будут более правдоподобными, чем из лагеря TS-LKD (Союз Отечества — Литовские христианские демократы), тем более, что её нынешнюю позицию достаточно единодушно критиковали эксперты.

Как на это все посмотрят главы остальных прибалтийских стран? Они в трудной ситуации. С одной стороны они желают сохранить хорошие отношения с Литвой, с которой их объединяет общее прошлое и некоторые интересы, с другой стороны они не могут не заметить растущей роли Польши на европейской арене. Поэтому на вопрос журналистки „Polsat News” об оценке решения президента Литвы Тоомас Хендрик Ильвес говорил о варшавской встрече как о «коалиции желающих», хотя глава Латвии, традиционно более близкий к Вильнюсу, чем Таллину, счёл необходимым подчеркнуть, что латышско-литовские отношения в очень хорошем состоянии, а решение Грибаускайте следует принимать в контексте литовского предвыборного календаря.

Резюмируя: хорошо, что встреча состоялась. Многое указывает на то, что это проявление роста роли Польши в регионе и Европе. Остаётся только пожелать, чтобы в следующий раз ни одно кресло в Бельведерском дворце (одна из резиденций польского президента) не пустовало, а польско-литовские разногласия не ставили в трудное положении глав остальных прибалтийских государств.


Справка «NewsBalt». Томаш Отоцки – журналист-международник, работает в интернет-изданиях и на радио, ведущий блога Вильнюс-Рига-Таллин-Хельсинки, один из организаторов и руководителей польско-литовских дебатов в Литовском Центре при посольстве Литвы в Варшаве.

Также по теме:

Спикер сейма Литвы: Комментировать отказ от поездки в Польшу президента некорректно

Политологи: Отказ президента Литвы ехать в Польшу ухудшит двусторонние отношения