Эксперт: Кто ответственен за то, что мы хорошо боремся за польские школы в Литве, но всё меньше желающих в них учиться?

«NewsBalt» публикует мнение бывшего главреда «Газеты Виленской» Александра Радченко о сложном диалоге в вопросе образования польского национального меньшинства в Литве.

Литовский юрист, журналист польского происхождения, бывший главный редактор «Газеты Виленской», а ныне заместитель директора правовой системы Министерства юстиции Литвы Александр Радченко на страницах «PolitykaWschodnia.pl» высказал свой взгляд на попытки вступить в диалог в вопросе образования польского национального меньшинства в Литве. «NewsBalt» перевёл авторскую колонку эксперта.

«Уже год как мы ищем диалога, сперва с литовскими политиками, потом с сотрудниками министерства, однако, до сих пор не удалось его достигнуть ни на уровне межгосударственной комиссии, ни на местном уровне. Разговаривать, однако, стоит. Разговоры приносят больше пользы, чем молчание», — заявил Юзеф Квятковски (Józef Kwiatkowski), возглавляющий организацию польских школ в Литве.

Вчера, 5 апреля, появился очередной шанс для возобновления польско-литовского диалога в вопросе образования. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек (Knut Vollebaek) выступил в роли посредника на «круглом столе», в котором приняли участие представители Министерства образования Литвы, представители польского и русского национальных меньшинств, добивающиеся изменений в законе об образовании, а также представители белорусских школ. Все ли заинтересованные стороны воспользуются шансом для начала правдивого диалога и поисков разумного компромисса? Увидим.

Кнут Волллебек стал в последнее время частым гостем в Литве. Он встречался как с представителями верховных властей страны, так и польского меньшинства. В мае комиссар ОБСЕ должен представить рапорт о ситуации в Литве, включающий оценку польско-литовского конфликта и предложения по его урегулированию. Почему-то мне кажется, что пожелания и рекомендации Воллебека не придутся по вкусу обеим конфликтующим сторонам, но уже сам факт созыва такого польско-литовского «круглого стола» стоит записать «в плюс».

Не отрицаю всех прочих демократических методов борьбы «за своё» — пикетов, собраний, маршей, выборов – однако считаю диалог наилучшим средством для достижения консенсуса. В размышлениях о польско-литовском «круглом столе» пришла мне в голову мысль: а не пора ли и на польско-польский «круглый стол» в связи с качеством и привлекательностью польского образования в Литве? Несколько дней назад я написал на «Pl.delfi.lt», что «польскость» в Литве, если хочет выжить, должна стать «nice», должна стать привлекательной, должна стать символом успеха. Но, не менее важно, чтобы привлекательным стало и польское образование в Литве, которому такой привлекательности как раз недостает.

Я неоднократно писал – привлекательность польского образования в Литве падает. В 1989 году на польском языке в Литве учились 10623 ученика (2,09% общего числа учащихся). Через 10 лет был отмечен рост, достигший в 2000 году 22300 учеников (4% всех учащихся), что и так составило 2/3 общего числа польских детей в стране, однако затем тенденция изменилась и началась «утечка» поляков их польских школ, примерно по 1000 человек ежегодно, в результате чего сейчас в польских школах учатся 12.895 учеников (ок. 3% общего числа учащихся), т.е. меньше половины молодых поляков, а в Вильнюсе даже менее 1/3. Этого нельзя объяснить только демографическим падением.

Недавно мне в руки попал рапорт «Политика в сфере образования национальных меньшинств. Куда идём?», который написала аналитик в области политики образования Вайва Вайцекявичене (Vaiva Vaicekauskienė). В нём содержатся определённые данные, которые, как мне кажется, никогда не обсуждались в среде литовских поляков. По крайней мере, я таких дискуссий не припомню, и никаких упоминаний по этому поводу я тоже не встречал.

Одним из ключевых инструментов, применяемых как для создания международных образовательных стратегий, так и для решения проблем в сфере образования в отдельных государствах, является так называемое исследование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития. Исследование выявляет, насколько молодёжь, заканчивающая период обязательного образования, готова к дальнейшей образовательной карьере, требованиям рынка труда и успеху во взрослой жизни. Оно касается знаний, умений и отношения 15-летней молодёжи в сфере широко понимаемого чтения, математики и естественных наук (понимаемых не как школьные дисциплины, а как области знаний, необходимые всем в современном обществе, в том числе для самореализации на всё более требовательном рынке труда).

«Сущностью этих исследований является их стабильность и постоянство. Это даёт возможность сравнения результатов и – что за этим следует – внедрения решений для отдельных национальных образовательных систем» — считает Михал Федерович, шеф польской группы PISA в 2009 г.

В исследованиях PISA, проводимых в Литве в 2006 и 2009 гг., ученики польских школ выглядели хуже, чем их коллеги из школ литовских, и только в 2009 г. показали лучшие результаты по сравнению с учениками из русских школ. По математике ученики литовских школ набрали в 2006 г. в среднем 487 пунктов (в 2009 г.- 479), русских школ – 478 (450), польских – 439 (443). Чтение: литовские школы – 472 (472), русские – 438 (409), польские – 392 (424). Естественные науки: литовские школы – 490 (495), русские – 463 (436), польские: 424 (439). Заметно виден рост знаний и умений учеников польских школ, однако их достижения все еще ниже, чем у учеников из школ литовских.

Согласно данным рапорта, учащиеся из школ национальных меньшинств реже, чем их ровесники их школ литовских и русских, выбирают сдачу государственных экзаменов и реже получают на них наивысшую сумму баллов.

Вайва Вайцекявичене приводит также данные, которые можно считать позитивными, принимая во внимание мнение, что власти Литвы стремятся ликвидировать все польские школы в стране. В 2000-2010 гг. число литовских школ уменьшилось на 47% , русских – на 49%, а польских – едва на 26%. Значит, несмотря на резкое снижение количества учеников в польских школах литовские поляки в значительной степени сохранили свои образовательные учреждения. Количество учеников в классах польских школ в среднем несколько ниже, чем в литовских и русских школах. Например, в группах литовских детских садов в среднем 11 детей, в русских – 16, польских – 8. В начальных классах литовских школ в среднем 15 детей, русских – 18, польских – 10.

Я не абсолютизирую эти цифры: за каждой из них стоят свои объективные и субъективные причины. Однако, мне кажется что искренняя дискуссия о состоянии польского образования в Литве нам нужна так же, как и «круглые столы» с Кнутом Воллебеком и Гинтарасом Степонавичюсом (Gintaras Steponavičius – литовский министр науки и образования. — «NewsBalt»). Самое время задуматься: каким образом сделать польские школы в Литве привлекательными (это часть возможной широкой дискуссии на тему каким образом убедить литовских поляков, прежде всего молодёжь, что «польскость is nice), а также спросить, кто несёт ответственность за то, что мы действительно хорошо боремся за количество наших школ, но при этом всё меньше желающих в них учиться?