Андрей Выползов: Трансграничная спекуляция похоронит малый приграничный режим с Польшей

Главный редактор «NewsBalt» - об опасности, который таит режим льготного передвижения россиян в Польше.

Высокопоставленный сотрудник МИД Польши, курирующий безвизовое движение между Калининградской областью и Севером Польши, не знал о существовании на польской приграничной стороне проблемы, которая может стать серьёзным препятствием для развития льготного приграничного режима.    

Речь идёт о решении польских пограничников выстроить — до погранперехода! — единую автомобильную очередь, в которой стоят граждане и Польши, и России. Однако, как показывает практика, в этой общей очереди подавляющее большинство машин принадлежит польским «мрувкам» («муравьям» — так поляки называют своих земляков, в ежедневном режиме перевозящих из Калининграда в Польшу бензин и сигарет). Таким образом, россиянин посетивший Польшу, скажем, с туристическим визитом, вынужден стоять по несколько часов на границе наравне с польскими челноками, для которых пятичасовое времяпрепровождение на границе — всего лишь побочный эффект от их «бизнеса». 

С российской стороны Пограничное управление ФСБ давно ввело две очереди до погранперехода – для россиян и иностранцев, в том числе для польских «мрувок». 

Так вот, во время презентации Калининградской области в Варшаве автор этих строк обратился к директору департамента Восточной Европы МИД Польши Артуру Михальскому с просьбой прокомментировать созданные на польской границе неравные условия для людей. Дипломат был краток: «Я понятия не имею об этой проблеме». 

Позже Михальски сообщил «NewsBalt», что озвучил эту проблему заместителю министра внутренних дел Польши Петру Стаханчику, который также участвовал в российско-польском совете в Варшаве. 

На самом деле проблема ещё шире. По прогнозу российских таможенников, с введением малого приграничного передвижения количество челноков с польской стороны многократно увеличится, поскольку у поляков отпадёт необходимость получения российской визы (иностранцу этот документ получить намного сложнее, нежели россиянину — шенген; в частности, российские диппредставительства требуют от европейцев оригинал приглашения, тогда как для польских консульств достаточно приглашения по факсу). Как следствие, границу захлестнёт волна трансграничной спекуляции бензином и табаком, которые в России стоит вдвое дешевле, чем в Польше.  

Мой прогноз: если таможенные службы Польши и России не озаботятся решением этой проблемы — как отделить челноков (как польских, так и российских) от, как говорится, нормальных граждан (и это могут быть как россияне, так и граждане ЕС, например, немцы, отправившиеся на машине в Калининград), то режим малого приграничного движения родит чудовище в виде коллапса на российско-польской границе.