Польский историк: «Для поляков День Победы — только частичный поворот к нормальной жизни»

«NewsBalt» перевёл на русский язык интервью польского историка Януша Карвата о своём мнении о значении Дня Победы для поляков.

Известный польский историк, профессор Высшей школы гуманитарных наук и журналистики в Познани Януш Карват (Janusz Karwat) дал интервью порталу «Gloswielkopolski», в котором высказал своё мнение о Дне Победы. «NewsBalt» перевёл интервью на русский язык.

— День Победы однозначно приходится на 8 мая, ведь именно тогда был подписан акт о капитуляции. Причиной появления двух дат стала двухчасовая разница во времени, — объясняет Януш Карват. — В момент, когда гитлеровцы подписали капитуляцию, в московском часовом поясе было уже после полуночи, а, следовательно, наступило 9 мая.

— Для поляков это такой же праздник, как и для русских?

— Да, несмотря на то, что после 1989 года, его интерпретация сильно изменилась. Дню Победы присвоен значительно низший ранг. По-моему, это верно, поскольку для народов, входящих в состав Советского Союза, эта война имела абсолютно иной характер. Поэтому на Востоке – в России – празднования проходят так торжественно.

— В чём же разница?

— Для русских это была отечественная война, что означало для государства-империи, каким являлся Советский Союз, быть или не быть. Благодаря победе, большевики смогли расширить зону своего влияния до Эльбы и Адриатического моря. В нашем случае свобода не была так очевидна. Несомненно, для поляков этот день означал прилив радости. Люди радовались, что пережили войну и могли заново строить свою жизнь.

— Должны ли мы, по вашему мнению, праздновать этот день?

— Со всей уверенностью нужно помнить, что случилось 8 мая. Окончание военных действий и освобождение от гитлеровской неволи было фактом. Для поляков это означало, однако, только частичный поворот к нормальной жизни. Об этом тоже нельзя забывать.

— А само название «День Победы» не вызывает споры среди историков? Ведь зная о всём том, что случилось после, не правильнее было бы говорить просто об окончании войны?

— Даже если и возникают такие споры, то я встречаюсь с ними очень редко. Такое название может вызывать противоречивые чувства только у тех, кто слишком идеологизирует историю. Я решительный противник такого подхода.