Мнение: Польша должна стать равноправным союзником Германии и России, иначе рискует в очередной раз исчезнуть с карты Европы

«NewsBalt» перевёл статью польского профессора Адама Карпиньского о «Калининградском треугольнике» - «территории конструирования новых форм общества будущего».

«NewsBalt» перевёл статью профессора из Гданьска, доктора наук Адама Карпиньского (Adam Karpiński), опубликованную на польском портале «Geopolityka.net», о «Калининградском треугольнике» — «территории конструирования новых форм общества будущего». 

Кажется что «Калининградский треугольник» является знаком истории. На ум приходит аналогия с лозунгом «Под сим знаком победишь». Естественно, здесь речь идёт не о сражении и не о военных приготовлениях. Лозунг «Калининградский треугольник» является началом создания нового общественного устройства, в котором может найти себя «человек сызнова».

В этом тексте я представляю мысли, раскрывающие то, что может случиться в ближайшие десятилетия. Они являются выражением одной из множества реалистичных утопий современности.

***

Понятие «калининградский треугольник» возникло в новом, развивающимся геополитическом пространстве. Его составными частями являются следующие элементы:

Создание «евроазиатского континентального блока». Его предвестником стало создание миниблока: Белоруссия, Казахстан, Россия. Остальные государства бывшего СССР являются его активными наблюдателями. Среди – пока ещё – пассивных участников процессов евроазиатской глобализации стали политические силы в странах бывшего блока «реального социализма».

Возникновение и развитие БРИКС — группы из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Политическое, экономическое и культурное значение этой структуры, численность населения которой составляет 40% всех жителей земли, растёт, и по данным всех прогнозов, будет продолжать расти. Сейчас БРИКС это группа самых динамично развивающихся стран мира.

Идеи и усилия по их осуществлению, требующие вывода войск США из Европы и окончательное освобождение стран Западной Европы от доминирования «Большого брата». Вторая мировая война и её продолжение в форме холодной войны должны закончиться навсегда, а не только на уровне деклараций.

Такая перестройка экономической структуры Евросоюза, которая не будет ограничивать и унифицировать входящие в него государства. Не Оруэлловское однообразие (от имени автора антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла. — «NewsBalt»), но разнообразие, обогащающее человека. Будущее мира в многообразии.

Нынешнее единообразие создаёт новые формы экономического доминирования, за которой следует доминирование в идеологии и политике. Многоскоростная Европа становится уже историческим анахронизмом. Её место может занять Европа с двойной валютой, общественной продуктивностью. Так же федеративный союз государств, так называемые Соединённые Штаты Европы. Единственным обязательным условием должно быть создание стратегических вооружённых сил, способных противостоять ядерным ударам,а также атакам из так называемого звёздного стратегического пространства.

Концентрация усилий в рамках многонационального экономического сотрудничества, основанного на производстве продукции, её качестве и инновационности, а не на искусственной капиталистической действительности. Финансовый кризис стал результатом отчуждения символической культуры, что в последствии может привести к третьей мировой войне и одновременно концом человечной цивилизации.

Создание нового левого общественного фронта, направленного на возвращение человеку его истинного, сущностного места в культуре и его морального содержания. Жители Земли не желают дальнейшего роста лицемерия, лжи, тайных соглашений между отдельными элитарными клубами и содружествами, равно как и других разнообразных форм манипулирования. Семь великих грехов христианства не могут служить общечеловеческими ценностями в современном мире. Может ли что-нибудь вызывать большее сожаление, чем информация, даже если это окажется неправдой, что президент одной страны взял в долг деньги у другого президента, а потом вместе с другими инициировал его убийство во имя провозглашаемой демократии?

Капитализм – как система – остановился на количественном покорении мира. Действительно, наступил «конец истории» Френсиса Фукуямы. Необходимо привести к концу «империалистический мир капитализма». Его место должны занять новые формы индивидуальной и общественной когеренции, большой, глобальной собственности на средства производства. Глобальная частная собственность на средства производства должна подвергаться периодической оценке с точки зрения реализации общественных целей, которые должны стоять выше целей индивидуальных. Такие оценки должны выноситься общественными, представительными коллегиями.

Создание новых производственных центров с использованием современных технологий. Такие центры должны стать основой новой эпохи в истории человечества. Так же как различные «бассейны» и «долины» — памятники строительства капитализма в Англии, Франции, Германии, США и России – так и сегодня необходимо возводить новые производственные системы новой, посткапиталистической системы мироустройства. Насколько капитализм использовал атомистическую теорию, затем достижения расщепления атома, настолько же эпоха «нового человека» должна опираться на нанотехнологии.

Необходима реорганизация ООН. Существующая организация, во-первых, слишком подчинена одному видению мира и одной политике, во-вторых, теряет из-за этого свою харизматическую силу действия. Требуемая реорганизация должна идти в направлении создания мирового правительства, которому следует быть – прежде всего – правительством с экспертно-консультативными полномочиями.

В слишком дорогостоящей технологии частный капитал мало заинтересован. Значит, для новой технологии требуется капитал общественный международного масштаба. Это требование современности, понимаемой, как основа для будущего.

***

В этой ситуации калининградский регион может создать фундамент для будущего. В этом регионе заинтересованы три государства: Польша, Россия и Германия, располагающие достаточным социально-экономическим и культурно-политическим потенциалом для создания основания, грунта для «континентального блока». Насколько Северный газопровод явился плодом сотрудничества России и Германии, но так же и знаком определённого прошлого, настолько же и постулированное трёхстороннее сотрудничество может быть направлено в будущее.

Первым условием возможного сотрудничества Германия-Польша-Россия является демилитаризация этого региона. Это может осуществиться при условии выполнения вышеуказанных постулатов об окончательном завершении второй мировой и «холодной» войны. Это возможно настолько, насколько в России будут реализованы намерения во внешней политики новоизбранного президента Владимира Путина, насколько Германия проявит достаточную волю к борьбе за вывод войск США с её территории, насколько США откажутся от своей антитеррористической доктрины, идеологической, политической и военной, в действительности служащей для гарантии поставок в США природных ресурсов, насколько польская заграничная политика станет твёрдо на ноги, на грунте существующих исторических реалий и оставит мечтания о поддержке со стороны США и Европы в ситуации конфликта с Россией, насколько в мире исчезнут силы, черпающие свою мощь в эксплуатации других.

Польша должна и может стать равноправным союзником и партнёром Германии и России. В противном случае перед ней стоит угроза в очередной раз исчезнуть с карты Европы, сохранение мнимой независимости, очередного варшавского наместничества. На данный момент Польша уверенно движется к этому, второму варианту.

Как видно, это требует определённой иностранной политики указанных государств – что совсем не является невозможным. В случае её актуализации калининградский регион может быть расширен на определённые северо-восточные территории Польши и граничащие с Калининградом белорусские территории. А затем треугольник может переформатироваться в четырёхугольник как относительно самостоятельный политико-экономический и социально-политический субъект.

Ольштын и Калининград должны сформировать единый большой университетский центр, в котором формировалось бы новое гуманитарно-техническое единство XXI века. Такой центр должен быть организован таким образом, чтобы в нём мог находиться и работать любой представитель мировой науки, человек, обладающий определённым научным капиталом. Каждый, кто захотел бы, может приехать и получить необходимые условия для научной работы. Это должно быть санкционировано соответствующими юридическими нормами. Образцом в этом может служить александрийская библиотека, основанная Александром Македонским.

Вслед за наукой должно пойти экономика. Государства-субъекты региона должны создать совместный инвестиционный бюджет. Он должен быть основой создания центров, готовящих технический персонал для производственной деятельности. Такие центры в будущем займут главное место в Аристотелевской сфере techne (выражение Аристотеля со значением «способность производителя» или «производственное умение»), которая будет господствовать в будущем.

Но следует развивать производство таких вещей, каких на земле ещё нет. Должны производиться только инновационные продукты из так называемой новой будущей эпохи. Но главный центр должен заниматься производством и разработкой лицензий на новые продукты.

И не только в сфере производства данная территория должна создавать новые формы. Всё-таки инвестиции носят многонациональный размер. Работающие при них люди должны знать, где жить, где отдыхать, и участвовать – активно и пассивно – в созидании культуры. Поэтому калининградский регион должен также стать экспериментальным пространством для создания многонациональных форм общественной жизни. Тут определённым примером могут быть средневековые центры науки.

Поэтому этот эксперимент — может быть – будет фундаментом новых, неизвестных человечеству социологических форм, начиная от семьи, через создание окружающего культурно-образовательного пространства, изобретательской и экспертной среды, кончая формами исполнительной власти и поддержания общественного порядка. Тут социологическое воображение не имеет предела, тем более развиваемое на базе славянской философии, на софиологическом основании.

Так же, как в средневековье невозможно было вообразить существование парламента, в котором бы шёл спор о правах, так и сегодня трудно представить себе то, на что способно человеческое социологическое воображение, если оно будет приведено в действие в новых условиях. Создаваемое пространство должно быть свободных от любых идеологических указаний и запрещений. Это возможно настолько, насколько оно может быть избавлено от обязанности анализа расход — эффект, насколько деятельность там будет происходить по законам творчества и красоты.

Абсолютным условием в организации обсуждаемого общественно-культурного и производственного пространства должен быть принцип. В «Калининградском треугольнике-четырёхугольнике» нельзя создавать формы человеческой жизни подобные тому, как живут где бы то ни было на земле. Там всё — вещи, общественную жизнь, культуру – нужно будет творить заново.

Чтобы это стало возможным, одновременно с отменой оценки деятельности путём анализа расходов и эффектов, на указанном социальном пространстве необходимо запретить все действия, которые, в какой угодно форме подчиняют человека человеку. Особенно важно это в отношении масс-медиа. Необходимо выработать новую форму их деятельности.

«Калининградский треугольник-четырёхугольник» мог бы стать территорией конструирования новых форм общества будущего, а, прежде всего, поскольку доминировал бы в нём общественный капитал, то это могло бы быть общество, в котором Богом были бы не деньги, но творчество, общество новых людей.


Об авторе. Адам Карпиньски — философ, социолог, профессор Института философии, социологии и журналистики в Университете Гданьска, заведующий кафедрой социологии. Член Учёного совета Института геополитики в Ченстохове.