Фото:

Прогноз: Следующим шагом Польши станет проект собирания Восточно-Европейских земель под польским стягом

Политолог Юрий Павловец высказал для «NewsBalt» мнение о последствиях польско-литовского конфликта на национальной почве.

Накануне литовско-польская межпарламентская рабочая группа для решения «сложных вопросов в отношениях между двумя странами» после долгого перерыва, вызванного политическим конфликтом на межнациональной почве, провела заседание в польской Бяловеже. Политолог, кандидат исторических наук Юрий Павловец высказался для читателей «NewsBalt» о том, что почему Польша стремится стать центром восточноевропейской интеграции. 

Нынешний кризис европейской политики, который с каждым днём становится всё отчётливее, уже сегодня ставит под угрозу идею единой Европы. Национальные интересы крупных государств, которые ещё недавно приносились в жертву европейской интеграции, вновь выходят на первый план, отодвигая общие проблемы на периферию политики. Заложниками складывающихся обстоятельств, как это не печально констатировать, становятся страны, лишь недавно примкнувшие к ЕС и не обладающие стабильной социально-экономической и политической обстановкой.

И если для Румынии, Болгарии или Венгрии, не вкусивших ещё в полной мере всей прелести европейских стандартов жизни, ситуация представляется не столь плачевной, то для стран Балтийского региона и, в первую очередь, бывших советских республик, кризис Евросоюза вполне может стать моментом, который определит их будущее. Тем более что на фоне последних политических и экономических событий в ЕС говорить о светлом завтрашнем дне его стран-участников не приходится.

Чего только стоит президентская гонка во Франции, завершившаяся победой Олланда, которая грозит началом конца всего того, что создавалось в Европе последние 20 лет. Если же к «левым» во Франции добавятся в 2013 году немецкие социал-демократы, победив на выборах в Бундестаг, то уже через год можно будет говорить о неминуемой радикализации внутри- и внешнеполитических отношений на всём континенте. Вряд ли реформы левого толка будут способствовать сохранению основных либеральных ценностей, на которых сегодня официально держится Евросоюз.

Нынешний вялотекущий кризис европейской интеграции позволяет странам, считающим себя региональными лидерами, действовать относительно самостоятельно в отношении своих ближайших соседей, создавая основу для будущей местной интеграции. Появление различного рода идей о необходимости регионального объединения взамен общеевропейскому неслучайно, так как занятый глобальными проблемами Брюссель практически перестал по своей инициативе обращать внимание на местные противоречия, отдав их на откуп национальным правительствам. Запущенный процесс, похоже, остановить будет крайне сложно, так как почувствовав «вкус крови» однажды, крупные государства вряд ли смогут остановиться, доведя процесс распада единой Европы до логического завершения.

Конечно, сегодня всё ещё с иронией можно относиться к идеям, наподобие той, что высказывает директор Института геополитики в Ченстохове Лешек Сыкульски – создание геополитического образования Польши, Германии и России в противовес глобализации «по-американски». Однако то, какое место отводится в этом образовании Польше, заставляет задуматься о дальнейшей перспективе развития всей Европы, тем более что за последние несколько лет Варшава сделала очень много для возвращения себе статуса главного игрока в восточноевропейском регионе. При этом сделано это было за счёт её ближайших соседей и, в первую очередь, Белоруссии и Литвы, которых большинство польских политиков всё ещё считают странами второго сорта. 

Необходимо заметить, что механизмы давления на обе республики странным образом совпадают, создавая впечатление об отсутствии в Варшаве новых идей и концепций. Правда, если в отношении Белоруссии Польша имеет крайне мало рычагов для воздействия, то ситуация с Литвой немного иная: являясь членом ЕС, Литва не может полностью игнорировать претензии другой страны-члена Евросоюза. Более того, Варшава уже неоднократно доказывала Вильнюсу, что её политический авторитет на просторах Восточной Европы достаточно высок, и поэтому прислушиваться к «пожеланиям» польской стороны крайне необходимо.

Официальной проблемой в польско-белорусских отношениях уже долгие годы является отношение местных властей к польскому национальному меньшинству, которое, по мнению Варшавы, не имеет возможностей для свободного развития в республике. И не важно, что большинство местной польской диаспоры так не считает. Многострадальный «Союз поляков», численность которого по официальным данным, составляет пару сотен человек, сегодня используется польскими политиками в качестве одного из инструментов для проведения в Белоруссии «процесса демократизации». Нечто подобное наблюдается и в отношении Литвы, где национальный вопрос играет куда более важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства и поэтому используется Варшавой более активно.

Проблемы польской диаспоры, которая в Литовской республике составляет более 200 тысяч человек, сегодня превратились в главный инструмент политического давления. Несмотря на то, что Вильнюс всеми силами пытается доказать «невинность» проведённой в прошлом году образовательной реформы, слушать его, похоже, никто не собирается. В Польше Литву уже обвинили в притеснениях польского нацменьшинства и несоблюдении основных норм международного права, что в будущем грозит стать препятствием на пути становления литовского государства как полноправного члена объединенной Европы.

Правда, польские политики почему-то забывают о том, что Литва, где сегодня действует более 100 польских школ, является практически единственной страной в мире, где ещё можно получить образование на польском языке на всех уровнях обучения, включая высшее. К тому же и сама реформа не представляет собой ничего, чтобы выходило за рамки принятого в Европе: предполагается лишь «оптимизация сети школ», итогом которой должно стать закрытие маленьких школ в небольших местностях, где учится небольшое количество учеников. При этом надо заметить, что речь идёт не о ликвидации польскоязычных школ, в которых в сельской местности зачастую учителей больше, чем учеников, а о некоторой реорганизации всей системы образования. Однако на все эти «мелочи» в Польше закрывают глаза, видя лишь то, что выгодно сегодня польской политике.

Противоречия национального характера позволяют Варшаве не только оказывать определённое прямое давление на Вильнюс, но и использовать их в своей полемике в рамках международных структур. В случае неизменности сложившейся ситуации польская сторона уже в ближайшем будущем может поставить вопрос перед всем европейским сообществом о соответствии литовской политики принятым в ЕС стандартам, которые всё ещё предусматривают идеи мультикультурализма.

Если учитывать тот факт, что Литва не является государством со статусом, например, Франции, где в последнее время к национальному вопросу стали относиться куда жёстче, чем раньше, то польские обвинения могут серьёзно повлиять на положение прибалтийской республики. Вполне вероятно, что перед Вильнюсом возникнет вопрос выбора: или отказаться от нынешней внутренней политики в угоду Европе в лице Польши, или, что менее вероятно, отказаться от европейской интеграции ради сохранения национально-ориентированной внутренней политики.

Выиграет ли что-либо Литва от того или иного выбора, сегодня сказать сложно, так как общеевропейское будущее сегодня выглядит весьма туманно. Однако то, что при любом раскладе в выигрыше останется Варшава, сомневаться не приходится – всякий исход будет способствовать утверждению роли Польши в качестве государства, от которого зависит судьба всех стран Восточной Европы.

Следующим шагом, по всей видимости, станет проект собирания восточноевропейских земель под польским стягом, и не исключено, что именно Литва станет первым государством, решившимся на новую интеграцию, но уже регионального масштаба.