Валерий Мокрушин: Беспрецедентный прессинг Виктора Успасских не спасёт правящую коалицию в Литве

«NewsBalt» проанализировал накалившуюся политическую ситуацию в преддверии парламентских выборов в Литве.

Едва ли не вся общественно-политическая жизнь Литвы окрашена грядущими выборами в парламент, не можем и мы пройти мимо актуалий. В связи с этим вспоминается материал (статья «Выборы-2012 в литовский сейм: 40 партий и все с серьёзными амбициями «спасителей Отечества» от 11 января 2012 года), подготовленный автором этих строк в начале 2012 года, когда тема выборов была только вброшена в публичное пространство. В нём говорилось, что на войне как на войне – все средства хороши, и поближе к осени, когда кампания наберёт высоту, успешным партиям – а это исключительно оппозиционные — не только припомнят всё, но и приплетут многое.

Как в воду глядели: сейчас новые, и весьма крутые обороты набирает дело Партии труда, которую обвиняют в ведении «чёрной» бухгалтерии. Почему именно эту партию поставили к позорному столбу? Ответ прост: потому, что она оказалась самой популярной у электората, а её лидера Виктора Успасских избиратели больше всего хотели бы видеть во главе кабинета министров. И вот опять суды, явки на допросы и очные ставки, ворох обвинений, поток грязи в национально ориентированных масс-медиа…

Ну, а электорату повесить лапшу на уши с помощью мощного государственного аппарата не сложно, он пока ещё верит печатному слову – и вот ожидаемые результаты последнего опроса общественного мнения: Партия труда уступила первое место социал-демократам, а во главе кабинета народ хотел бы видеть спикера Сейма Ирену Дягутене (кстати, заметим, что её рейтинг восстанавливается после скандала с её сыном и мужем, замешанных в крахе банка Snoras). Представители правящей партии консерваторов считают, что это начало конца трудовиков, у них ещё достаточно компромата как на тайную кассу партии, так и на её лидера.

В частности, уже запущена процедура по лишению Успасских, ныне европарламентария, статуса неприкосновенности.

В связи с беспрецедентным прессингом по всему полю евродепутат обратился к Дале Грибаускайте с открытым письмом, опубликованным в газетах под многозначительным заголовком: «Уважаемая госпожа президент, такой ли вы представляете себе правовую и демократическую Литву?» Суть почти двухстраничного послания — суды пляшут под дудку правящих, дело Партии труда сфабриковано, в стране бушует произвол…

Успешный бизнесмен, создавший более четырёх тысяч новых рабочих мест, вместо признания получил, как он пишет, «обыски без свидетелей, четыре раза пришлось сидеть в камере в наручниках, гранату, которая взорвалась на балконе моего дома и подорвала бетонные опоры сооружения. Полиция сломала мне четыре ребра, не говоря об уйме возбужденных дел с целью привести мой бизнес к краху, о таких мелочах, как арест счетов партии и запрет на встречи с избирателями, а также возбуждение на основе фальшивок дела в Европарламенте против меня и лишение юридической неприкосновенности».

И ни по одному делу органы правопорядка не нашли ни одного виновного или хотя бы причастного к совершенным действиям! «На власть имущих законы не распространяются!» — делает печальный вывод евродепутат.

Возобновленный с новой силой процесс по финансам трудовиков, финал которого, полагаю, будет сыгран как раз накануне дня голосования, основательно подпортит их имидж, однако мало скажется на бедственном положении правящей коалиции, которая, похоже, окончательно потеряла доверие народа. По последнему опросу, партия консерваторов пока набирает около 5% голосов – это совсем рядом с показателем статистической погрешности. Либералы, делящие с консерваторами власть, по-прежнему балансируют на грани прохождения в Сейм. Так что облить грязью конкурента можно с выгодой, а вот скрыть от рядового Йонаса свою антинародную сущность правящим невозможно.

Успасских, как это ни странно, при всем при том не устаёт клясться в своих верноподданнических чувствах к «земле Марии», как называют Литву патриоты, однако для многих он, урождённый архангельский помор, по-прежнему остаётся представителем «пятой колонны», «рукой Москвы», агентом влияния и прочее из этого же русофобского разряда.

Да будет, воскликнет вдумчивый аналитик, возможно ли в наше время нести такую чепуху эпохи холодной войны!? Возможно, и не только такую, но и куда похлеще. Играть на страхах избирателя всегда считалось достойной забавой, приносящей неплохие дивиденты, и правящие консерваторы хорошо это знают.

Настолько, что на днях Департамент государственной безопасности опубликовал отчёт об угрозах, нависших над маленькой, но очень гордой балтийской страной. То, что этот эпохальный опус если и не инспирирован, то уж по меньшей мере готовился не без участия правительства и президентуры – бесспорно, иначе какая же это власть?

Суть этого тревожного документа можно выразить двумя словами: «Отечество в опасности!» Опасность эту представляют различные неправительственные общественные организации, которые работают в тесном контакте с посольствами иностранных государств, а органы массовой информации охотно, опять же на деньги иностранных злопыхателей, предоставляют им свою трибуну для разрушения единства литовского народа, который, надо понимать, слился в едином дыхании с правительством и президентом. Именно эти чёрные силы и на эти иудины сребренники организуют кампании по дискредитации действующей власти (так вот, где причины ненависти народа к своему правительству!), по срыву важнейших фундаментальных проектов, могущих обеспечить Литве энергонезависмость и безопасность, в конечном счёте – счастливое будущее.

В качестве примера приводится оппозиционное движение против строительства Висагинской атомной электростанции, терминала сжиженного газа в Клайпеде, методов, которые используются при закрытии Игналинской атомной станции и при взаимодействии с российским концерном «Газпром». Одним выстрелом власть расчитывает убить сразу двух зайцев: и электорат припугнуть (мол, консерваторы со товарищи единственные защитники народа и независимости), и оставить без козырей оппозиционные партии, решительно выступающих против нового атомного узла стоимостью около 20 млрд литов (сейчас собираются подписи за проведение общенационального референдума по этому вопросу), и за то, чтобы предать гласности все расчёты по новому газовому терминалу, который тоже может обойтись казне более чем в миллиард литов (около 400 млн долларов).

Критики этих гигантских проектов утверждают, что у страны нет на это денег, что долги, в которые влезет нынешняя власть, лягут непосильным бременем на нынешнее и последующие поколения. И , потом, о какой независимости и безопасности можно говорить в условиях глобального рынка, причем у Литвы практически нет собственных ресурсов!? По мнению многих аналитиков, за интересом к этим многомиллиардным проектам нередко стоит и вполне понятный корыстный интерес политиков и их союзников поживиться у большой кормушки.

Что интересно: дэгэбисты не назвали в своём отчёте ни одного конкретного обвиняемого, хотя даже юнцу понятно, что стрелы направлены, прежде всего, против большого соседа на Востоке, как постоянно выражается госпожа президент. Однако и прозвучавших подозрений и намёков хватило для того, чтобы вызвать настоящую бурю в политикуме. Коалиция природоохранных организаций и движение зелёных выразили возмущение утверждениями Департамента госбезопасности и присоединившегося к ним главы парламентского комитета по национальной обороне и безопасности Арвидаса Анушаускаса об оказываемом через общественные организации из-за рубежа давлении на важнейшие процессы в Литве, сравнением «несогласия с политикой, проводимой правительством, с изменой Родине». Всё это напоминает крутые пятидесятые, когда только за причастность к партиям, выступающим против действующей власти, в Америке можно было угодить за решетку – Анжела Девис тому яркий пример.

Итак, пробный шар пущен, очередь за именами, фактами, открытыми процессами и посадками. «Охота на ведьм», которая по большому счёту ведётся с первого дня восстановления независимости, вступает в решающую фазу.

В этой ситуации неутешительные цифры приводит статистика. Нынешний год, по оценке специалистов, станет для Литвы знаковым: впервые за послевоенные годы число жителей станет менее 3 млн (в скобках заметим, что некоторые политологи считают, что Литва уже более двух лет назад перешла этот рубеж).

Всему виной тотальная эмиграция, которая усиливается вместе со снижением уровня жизни на родине. Народ бежит туда, где не на словах, а на деле ценят человека, по достоинству оплачивают его труд, где соблюдаются его права, где вольно, наконец, дышится. Послевоенная диаспора уже превысила, по приблизительным подсчетам, полтора миллиона человек, причём это молодые, грамотные, толковые, инициативные люди – цвет нации. Предприятия жалуются на нехватку рабочих рук, особенно квалифицированных, а наши сварщики, станочники, слесари и машинисты «пашут» на ирландских фабриках и норвежских верфях, в английских доках и на германских фермах. И политики, и простой народ всё чаще говорят о катастрофе.

И вот на днях правительство обнародовало программу, реализация которой призвана решительно остановить эмиграцию. Держу пари с кем угодно и на что угодно, что читатели не угадают даже с трёх раз. Итак, это не борьба с безработицей (она подходит к 15%), не с ростом цен на товары и услуги, не утверждение справедливости во всех эшелонах власти, не внимание к бедным и обездоленным, нет, это было бы слишком просто и, по всей видимости, затратно. Есть другой путь, совсем дешёвый, но эффект от него ожидается огромный.

Решить проблему эмиграции призваны… психологи. Министерство социальной защиты и труда опубликовало программу психологической помощи соотечестивенникам, трудящимся в дальних и ближних странах, чтобы побудить их вернуться в родные пенаты. Можно ли силой убеждения заставить людей бросить уже обжитое место, освоенную работу, обустроенное жильё и очертя голову кинуться назад, в нищету, унижения и бесправие только потому, что тебе давят на национальные чувства? Притом по интернету.

— Чушь это собачья, — считает Миндаугас Кентавичюс, председатель Лондонского отделения общины литовцев Великобритании. – У каждого из нас дома остались родственники, друзья, знакомые, и мы в курсе всего, что творится на родине, и не думаю, что среди нас найдутся люди, которые поверят этим сказкам о родине по интернету.

Добавить к этому нечего.