Как известно, на днях президент России Владимир Путин назначил депутата Госдумы Александра Бабакова своим спецпредставителем по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом. Можно ожидать, что одним из основных участков работы для Бабакова станет Прибалтика, где существуют крупные и весьма сплоченные общины русскоязычных. Соответственно, появляются вопросы: какое же отношение к его персоне ожидает здесь Бабакова и насколько он сам является подходящей фигурой для такого рода работы? Объём работы Бабакова проанализировал для читателей «NewsBalt» латвийский журналист Владимир Веретенников.
Соотечественников толкают в объятия России.
Должность спецпредставителя президента по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом является новой для администрации главы государства. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков объяснил СМИ её учреждение необходимостью систематизации работы с теми, кто воспринимает Россию в качестве исторической родины. Таким образом, судя по всему, в обязанности Бабакова войдёт плотное сотрудничество с русскоязычными общинами в странах зарубежья, оказание им максимально возможной поддержки, а также активизация сотрудничества между соотечественниками и Российской Федерацией. Наверняка, особое внимание Бабаковым станет уделяться Эстонии, Литве и Латвии – причём, отнюдь не только в силу наличия в данных республиках большого количества граждан и неграждан, продолжающих так или иначе ассоциировать себя с Россией. Прошедший недавно в Латвии референдум за признание русского языка вторым государственным показал возросшую силу и структурированность общин соотечественников, продемонстрировал усиливающееся влияние, оказываемое ими на жизнь своих стран.
При этом, надобно иметь в виду, что в своей работе Бабаков, как полномочный представитель Российской Федерации, столкнётся с двумя взаимоисключающими векторами в политике прибалтийских государств. Ведь с одной стороны, они демонстрируют просто параноидальную подозрительность по отношению к восточному соседу. С другой же – делают, фактически, всё возможное, для того чтобы буквально вытолкнуть в объятия этого соседа значительную долю собственного же населения. Причём, наличие второго вектора начинает серьёзно беспокоить даже наиболее дальновидных представителей «титульного населения», призывающих к коррекции внутренней политики относительно нацменьшинств.
В частности, недавно латышский публицист Ингварс Мигланс опубликовал нашумевшую статью, содержащую, в частности, следующее предостережение: «Пятая колонна русских в Латвии — это реальность, но создают её не в России, а создают её латышские националисты своими собственными руками. Россия только пожинает их плоды. Если бы я был Путиным, было бы грех не воспользоваться такой замечательной ситуацией — в соседнем государстве у тебя есть свои люди, которые в случае чего тебя поддержат. Причём динамика такая, что эти свои люди становятся всё более своими, и всё больше ненавидят притесняющую их власть… Сегодняшняя политика интеграции — это худший вариант из всех возможных. Референдум о языке показал, что двадцать лет прошли зря. Русские почему-то не превратились в латышей и не полюбили латышский язык. В Латвии выросло поколение молодых русских, которые хорошо говорят на латышском, но так же ненавидят Латвию, как и их родители. Мало того, если закрыть все русские школы и сады, то эта ненависть ещё больше усилится, но сами русские никуда не исчезнут. Надо понимать, что русских — не меньшинство, а почти половина населения. Это серьёзный факт, а национальное правительство хочет решить проблему неадекватными устаревшими методами ассимиляции, которые применялись сто лет назад для ассимиляции двух цыганских семей во Франции».
Ситуация, описанная латышским публицистом, точно так же характерна и для Эстонии (в большей) и Литвы (в меньшей степени). То есть, национальные элиты этих стран собственными же руками толкают местных русских в объятия России. Правда, одно время в русской среде распространялись надежды на «цивилизованную Европу», которая надавит на прибалтийские государства и заставит их уважать базовые права нацменьшинств. Особенно сильны были такие настроения в прошлом году, в канун подготовки латвийского языкового референдума. В настоящее же время они, по большей части, развеялись. Сейчас даже один из авторитетнейших лидеров русскоязычных, Владимир Линдерман, несколько месяцев назад сам выступавший в Брюсселе, признаёт, что «отношение Европы к нам холодновато-недружелюбное» и сетует на «достаточно высокий уровень русофобии, которым пронизано западное общество». Неудивительно, что в этих условиях единственной надеждой для русских общин является их историческая родина – и это очень чувствуется, если ознакомиться с разговорами и настроениями людей. Парадокс, на за прошедшие двадцать лет в Прибалтике успело вырасти целое поколение, представители которого зачастую ни разу не были в Российской Федерации, что не мешает им относиться к государству за восточной границей с горячей приязнью. На повседневном уровне это находит своё отражение в самых разных фактах: от массового «боления» за игру российских хоккейных и футбольных сборных, до постоянного выражения поддержки нынешнему президенту Российской Федерации. Ведь прибалтийские русские, в большинстве своём слабо разбираясь в хитросплетениях внутренней российской политики, по преимуществу являются стихийными «путинистами» и большими нелюбителями всякого рода «несогласных» движений. И вё вышеперечисленное, несомненно, послужит в качестве благоприятных факторов в деятельности Бабакова на прибалтийском направлении.
Россия – враг!
С другой стороны, работа спецпредставителя президента в странах Балтии будет крайне осложняться общим негативно-агрессивным отношением элит этих государств к Российской Федерации.
Стандартный пример такого отношения демонстрирует в своей статье известный латвийский публицист Айварс Озолиньш: «Конечно, вооруженное вторжение России в Латвию, как в 2008 году в Грузию, сейчас нельзя представить. Однако в международной политике происходит смещение приоритетов, которое повлияет и на безопасность Латвии. США свои интересы всё больше связывают с процессами на Ближнем Востоке и в Азии, а не в Европе, как это было на протяжении десятилетий после Второй мировой войны. Тем временем, Россия всё более открыто пытается вернуть влияние на территории бывшего СССР, что вновь избранный президентом Владимир Путин выдвинул одним их своих главных приоритетов, пообещав создать «Евразийский союз». Даже обычно политически осторожное Бюро по защите Конституции предупреждает о целях России в Латвии — обеспечить себе здесь особые права, в том числе на защиту безопасности «соотечественников». Вторжение контролируемых Кремлем СМИ в информационное пространство Латвии происходит всё более агрессивно. Чуть ли не ежедневно узнаём факты о выделенных Москвой миллионах на мероприятия по «поддержке соотечественников». В день языкового референдума вдоль границ Латвии летали русские бомбардировщики. Только что в Калининградской области размещён дивизион российских зенитных ракет. Постоянные кибератаки — это уже будни для всех трех стран Балтии».
В свою очередь, Полиция безопасности Латвии в своём годовом отчете отмечает, что Россия проводит целенаправленную политику поддержки соотечественников — и это создаёт риски для государства. Причём, как следует из отчёта, Российская Федерация постепенно наращивает влияние в Латвии, используя своих агентов влияния.
В частности, одним из них назван известный учёный Александр Гапоненко, занимавшийся организацией референдума. Точку зрения спецслужбистов охотно тиражируют средства массовой информации, выходящие на латышском языке. Например, как следует из материала портала Rebaltica.lv, к числу агентов российского влияния, помимо Гапоненко, можно причислить и депутата Европарламента Татьяну Жданок, лидера крупнейшей в парламенте фракции партии «Центр согласия» Яниса Урбановича, мэра Риги Нила Ушакова, депутатов Сейма Николая Кабанова и Сергея Долгополова, экс-депутатов парламента Якова Плинера, Валерия Бухвалова и Валерия Кравцова, главу Антифашистского комитета Латвии Иосифа Корена, руководство крупнейшего в Латвии негосударственного вуза Балтийская Международная академия и т.д. Другими словами, речь идёт о лидерах русской общины и наиболее уважаемых в её среде людях – всех их скопом записывают в «агенты влияния».
Мало чем отличается от Латвии отношение к России и в Эстонии с Литвой. Так, таллинский журналист Димитрий Кленский как-то признался, что жалеет, что знает в совершенстве эстонский язык и читает эстонские СМИ «в оригинале» — потому что, по его словам, чтение русофобских материалов, регулярно публикуемых в ведущих медиа страны, уничтожило у него миллионы нервных клеток. По мнению Кленского, подобная информационная политика вполне объяснима: властям государства выгодно сеять вражду к нацменьшинствам в силу классического принципа «разделяй и властвуй». При этом, культивируя образ «злой России» и «диких упрямых русских», эстонская правящая элита облегчает для себя проведение сегрегационной политики «мягкого апартеида» по отношению к нацменьшинствам – создавая тем самым тепличные условия для «титульной нации» на рынке труда.
Периодически раздувают панику на тему «русские идут!» и представители Литвы. Не так давно тамошний телевизионный деятель Андрюс Баракунас жаловался: «Уже некоторое время мозги жителей Литвы промывают российские телеканалы. Против Литвы ведётся информационная война. Вот главное оружие России — Первый Балтийский канал!» Многие литовские государственные деятели стенают, что, дескать, против Литвы уже в течение двадцати лет ведётся информационная война со стороны восточного соседа.
В целом, негативное отношение прибалтийского истеблишмента к Российской Федерации, несомненно, ещё попортит немало нервов у Бабакова в процессе его работы с организациями соотечественников.
Недовольство будет с обеих сторон
Другими словами, человек, назначенный сотрудничать с зарубежными русскими, обязан сочетать в себе большие дипломатические способности, которые ему предстоит проявить в двух направлениях. Во-первых, ему придётся достойно вынести «гнёт ожиданий» со стороны самих соотечественников. Не секрет, что многие из них, в целом положительно относясь к России и российским властям, тем не менее постоянно сетуют на явную, по их мнению, недостаточность того уровня поддержки, который оказывает им Российская Федерация.
В наиболее сконцентрированном виде это выразилось в истории с так называемой «картой русского». Несколько лет назад в Прибалтике появились известия о том, что, якобы, Россия намерена раздавать соотечественникам подобную карту, обладание которой принесёт ряд льгот во время пребывания и трудоустройства на территории России. Это вызвало нешуточный ажиотаж — люди наперебой интересовались друг у друга, где можно обзавестись чудодейственной картой и готовы были уже выстраиваться в очередь за нею. Когда же выяснилось, что данное известие является не более чем уткой, случился серьёзный всплеск негодования.
Соотечественники жаловались, что официальной России на них наплевать и вспоминает она о них лишь от случая к случаю, когда кому-то кремлёвских чиновников требуется устроить себе очередной «пиар-повод». Мол, если бы Россия хотела, то она давно бы принудила сопредельные государства соблюдать права зарубежных русских.
Как заявил известный представитель русскоязычной общины Латвии, бывший депутат Сейма Юрий Соколовский: «Представим себе, что «Газпрому» почему-то очень сильно надо решить проблему неграждан в Латвии. Я думаю, что вопрос бы решили за год, причём не меняя правящей коалиции». По мнению Соколовского, поскольку «Латвия не входит в сферу важнейших интересов российских крупных компаний», то и власти Российской Федерации мало озабочены положением местных русских. Данные настроения и сейчас сохраняют свою силу – и многие ретивые соотечественники наверняка будут обвинять Бабакова в «половинчатости действий», «недостаточном внимании к нашим проблемам», требовать от него «более эффективной работы» и т.д. То есть, тут от него потребуется показать много такта и терпения.
Но не меньшей выдержки ему придётся проявить и в силу того, как его действия будут оцениваться властями стран Прибалтики. Сейчас любая помощь России соотечественникам, даже если она заключается всего лишь в передаче книг на русском языке местным школьным библиотекам, привычно-подозрительно расценивается прибалтийскими элитами в качестве проявлений враждебной политики, направленной на десуверенизацию их государств. Следует ожидать, что на Бабакова в связи с этим обрушится масса негатива, а его деятельность станут рассматривать в качестве «подрывной». Поэтому, рассчитывать хоть на какое-то реальное сотрудничество со стороны местных властей ему вряд ли стоит рассчитывать – и это с самого начала необходимо иметь в виду.
Подходит ли сам Александр Бабаков к такого рода работе, не уподобится ли он «слону в посудной лавке»? В этом плане, личность экс-руководителя фракции «Родины» в Госдуме, бывшего влиятельного «справоросса», перешедшего в ОНФ, трудно сразу оценить однозначно. Тем не менее, в биографии Бабакова есть факты, которые можно истолковать в пользу его понимания специфики работы с зарубежными соотечественниками: это фактор рождения и детства, проведённого в Кишеневе, его работа в Парламентском собрании Союза России и Белоруссии – да и успешная предпринимательская и научно-преподавательская деятельность тоже. Есть надежда, что он окажется на уровне понимания задач, стоящих перед зарубежными русскими общинами и сумеет принять грамотные меры для улучшения их взаимовыгодного сотрудничества с Россией.
Ну а факт того, что он является назначенцем и спецпредставителем Путина (а как уже указывалось, уровень доверия лично к Путину среди прибалтийских соотечественников весьма велик) на первом этапе лишь добавит Бабакову авторитета среди местных русских – дальше уже начнут оценивать по делам. В целом же, выносить окончательную оценку того, насколько удачным оказалось данное назначение, можно будет по его практическим плодам – уже в течение ближайших месяцев.
Об авторе. Владимир Веретенников. Родился 24 октября 1978 года, в Даугавпилсе. По образованию историк-культуролог, по профессии — журналист. Работает в прессе с 2002 года, специализируется на политических, экономических и исторических темах. Сотрудничал с изданиями «Сейчас», «Наша Газета», «Экспресс-неделя», «Час», «Завтра», «Российская Федерация Сегодня», Rabkor.ru, Hrono.ru, Liva.com.ua и с информационным агентством REGNUM. Победитель литературного конкурса «Верность родному слову-2011», проводившегося в рамках российского мультимедийного фестиваля «Живое слово», обладатель Диплома Союза журналистов Латвии «За защиту гуманизма и общечеловеческих ценностей».
Также по теме:
Спецпредом президента России по взаимодействию с соотечественниками за рубежом стал депутат Бабаков