Одной из последних громких инициатив правозащитного движения Латвии стал проект учреждения «парламента неграждан». По мысли авторов проекта, это будет выборная общественная организация, которая займётся защитой интересов многочисленных латвийских «негров». Данная идея мало кого из тех, кто о ней узнал, оставила равнодушной и вызвала бурную эмоциональную реакцию: от резкого отрицания и неприятия, до серьёзной заинтересованности.
Истоки проблемы
…Существование массового института неграждан (на местном сленге – «негров»), или постоянных жителей страны, не имеющих гражданства, стало одним из наиболее характерных признаков второй Латвийской республики. В беседе с «NewsBalt» об истоках этой проблемы рассказывает один из лидеров русской общины республики (кстати, сам негражданин) Александр Гапоненко:
— 15 октября 1991 года Верховный Совет Латвии принял решение о восстановлении первой Латвийской республики и предварительной регистрации оставшихся в живых граждан этой республики и их потомков. По данному решению высшего законодательного органа страны, все приехавшие в Латвию после 17 июня 1940 г. советские граждане и их потомки, а это было 876 тыс. человек, прав на латвийское гражданство получить не могли. Им присвоили небывалый в мировой практике статус «неграждан», тогда как по всем юридическим канонам они являлись апатридами. Крючкотворство было применено для того, чтобы по международной Конвенции 1954 г. «О статусе лиц без гражданства» и Конвенции 1961 г. «Об ограничении безгражданства» не надо было предоставлять гражданство тем, кто родился после 1940 г. на территории Латвии. Таким образом, три четверти миллиона человек подверглись люстрации за их этническое, главным образом русское, происхождение. Напротив, все латышские эмигранты, бежавшие вместе с немцами из страны во время войны, получили возможность восстановить своё гражданство. Депутаты, избранные от Компартии и «Центра демократической инициативы», образовали в Верховном Совете ЛР фракцию «Равноправие» и выступили против решения о лишении более чем трети населения прав гражданства. За это часть из них 9 июля 1992 г. оказалась лишена депутатских мандатов, хотя такими правами Верховный Совет не обладал. Введение института «негражданства» позволило не только отстранить массы русского населения от принятия политических решений, но и не допустить их к рабочим местам в государственном аппарате, на государственных предприятиях. Негражданам было запрещено заниматься многими «свободными» профессиями: адвокаты, нотариусы, землемеры, охранники, детективы и другие. Всего было введено около 70 дискриминирующих неграждан законодательных положений».
За истёкшие двадцать лет многие из неграждан либо натурализовались (причём, многие приняли гражданство не Латвии, а России), либо разъехались — но всё равно на настоящий момент их остаётся около 300 тысяч. На данный момент Латвии адресовано уже около двадцати международных рекомендаций, призывающих ускорить процедуру натурализации, уменьшить различия в правах и дать негражданам возможность голосовать на муниципальных выборах. Однако, государство предпочитает продолжать выдерживать здесь выжидательную паузу: дескать, каких-то сверхусилий предпринимать не надо, «опухоль» сама по себе рассосётся со временем – одни вымрут, другие потихоньку натурализуются.
Действительно, все эти годы процесс натурализации неграждан никогда не прекращался – хотя и напоминал он не полноводную реку, а тоненький ручеёк (опять же, многие неграждане натурализовались лишь затем, чтобы облегчить себе трудовую эмиграцию в Европу). За всё это время самые высокие темпы натурализации не превышали около 2 тысяч человек в год. В числе причин столь низких показателей эксперты называют достаточно сложный экзамен по латышскому языку, который необходимо преодолеть всякому претенденту. Недаром в 2011 году данный экзамен «завалили» не менее 45% желающих стать гражданами. С бесплатными же курсами изучения латышского в стране всё это время обстояло весьма туго – хотя в последнее время государство и предпринимает некоторые шаги к решению данной проблемы. Также, многие не желают натурализовываться и в силу необходимости сдачи экзамена по истории – значительное количество неграждан не готово принять историческую трактовку, по которой они являются потомками «оккупантов».
Референдумом – по безгражданству!
Так всё и обстояло до самого последнего времени, пока не нашлись желающие выставить проблему массового безгражданства на референдум. Данная инициатива исходила от партии ЗаПЧЕЛ («За права человека в единой Латвии») — когда-то очень известной, а ныне влачащей существование политических аутсайдеров после нескольких подряд провалов на выборах. По мнению запчеловских аналитиков, путь возрождения им показала общественная организация «Родной язык», которая с громадным резонансом провела кампанию за признание русского языка вторым государственным, окончившуюся референдумом. Ведь оставался и другой многообещающий сектор деятельности – борьба за права неграждан.
В результате, был опубликован общественный манифест, содержащий призыв к участию в сборе подписей за автоматическое предоставление гражданства всем негражданам. Разработанные поправки к «Закону о гражданстве», за принятие которых предлагается подписываться, подразумевают, что 1 января 2014 года все неграждане получат гражданство Латвии. Нежелающим обзавестись гражданством можно будет отказаться от него в письменном виде. Заинтересованным лицам постоянно напоминается, что в ходе первого этапа акции, который продлится до сентября, необходимо собрать 10 тысяч подписей. После того, как данные 10 тысяч автографов окажутся собраны, государственная Центральная избирательная комиссия вынуждена будет начать второй этап кампании — сбор подписей 10 % избирателей (примерно 153 000 подписей граждан ЛР). Если и этот этап увенчается успехом, последует общегосударственный референдум.
Составители манифеста особо подчеркивают: «Кворум для референдума — половина от числа избирателей, пришедших на последние парламентские выборы, то есть 918 000:2 = 459 000 человек. Для победы нам необходимо собрать 230 000 голосов «за» на референдуме. Это вполне реально!»
На данный момент количество собранных подписей за «нулевой» вариант гражданства перевалило за 6000. Однако, многих очень беспокоил тот факт, что Сейм Латвии в течение прошлого месяца согласился в двух первых чтениях с принятием поправок к закону «О внесении законов и народном голосовании». Данные законодательные изменения были специально разработаны, дабы обезопасить правящий режим от угроз наподобие недавнего языкового референдума. Сущность этих поправок сводится к тому, что инициаторы всех референдумов после их принятия должны собирать за свой счёт уже не только первые 10 000 подписей, необходимых для их организации (как принято в настоящее время), а все 150 000!
Понятно, что при принятии такой «поправки» референдум о негражданах рисковал стать последним всенародным голосованием (если не считать выборов) в истории Латвии, или даже вообще не состояться. Однако, как показал ход событий, данные опасения оказались всё же преждевременными. Вчера, 21 июня, Сейм Латвии, рассмотрев вопрос в третьем, окончательном, чтении, решил, что предлагаемые изменения хотя и вступят в силу, но только с 2015 года. За введение законодательных изменений именно в таком виде проголосовали 52 депутата правящей коалиции, а против — 39 представителей партий «Центр согласия» и Союз «зелёных» и крестьян. При этом «зелёные» и крестьяне намерены призвать президента Андриса Берзиньша (выходца из рядов их партии) не утверждать принятых поправок – даже если они и вступят в силу лишь через три года.
Так или иначе, уже сейчас понятно, что проведению референдума за права неграждан эти поправки, даже будучи принятыми, помешать не смогут. Впрочем, подготовка данного референдума стала в этом году не далеко единственным мероприятием, направленным в защиту прав данной категории населения. Недавно общественный комитет «За честность и справедливость» призвал к массовой отправке писем в адрес президента Европейского совета Хермана Ван Ромпея и ряда других других высших чиновников ЕС с сайта этой организации chestj-spravedlivostj.eu. Конечная цель акции – присвоение негражданам права голоса на выборах в самоуправления (по аналогии с Эстонией). И в короткое время в Европу было отправлено несколько сотен посланий с просьбой руководству ЕС воздействовать на латвийские власти таким образом, чтобы хотя бы частично обеспечить неграждан избирательными правами.
Хорошо забытое старое
В целом, защитники неграждан намерены провести свою кампанию в несколько этапов. Первый из них – выражение «неграми» своей собственной позиции, демонстрация ими стремления обрести политические права и выйти из статуса ущемленных и дискриминированных. А вот второй этап выражается в создании «парламента непредставленных». Другими словами, актуализировать проблему должны задуманные Александром Гапоненко «виртуальные» выборы с участием неграждан. Детали и нюансы этого мероприятия ещё прорабатываются, но предполагается, что данные «выборы» будут проходить в интернете по мажоритарному принципу – причём, свою кандидатуру на них сможет выставить любой желающий. Естественно, их организаторы постараются привлечь максимальное количество СМИ – как в Латвии, так и за её пределами.
Данная идея, кстати, не является новой. Впервые группа активистов задумалась о создании представительного органа неграждан ещё в 1993 году. Знаменательно, что эта мысль объединила недавних противников: c одной стороны тех, кто ещё недавно боролся за выход республики из СССР в составе Народного фронта Латвии (Владлен Дозорцев, Алекс Григорьев, Сергей Егоренок, Владимир Стешенко) и тех, кто тяготел к организации «Равноправие» (Сергей Диманис, Татьяна Жданок, Владимир Бузаев, Мирослав Митрофанов) – с другой.
Инициаторы попытались официально зарегистрировать Лигу апатридов, как общественную организацию и получили отказ Министерства юстиции Латвии: мол, заявленные уставные цели Лиги являются политическими, а политикой могут заниматься только граждане. Данный отказ был обжалован в суде – и успешно. Выборы в Лигу, дабы избежать очередных претензий, проведились под видом общественного опроса. В ходе неформальных бесед с активистами правозащитного движения был составлен «кандидатский список» из 22 человек. Бюллетени с именами кандидатов напечатали многие русскоязычные газеты, после чего их стали распространять активисты некоторых общественных организаций. Правда, многих потенциальных участников опроса остановила необходимость указывать свои настоящие имя и фамилию — но инициаторы затеи решили, что анонимное голосование дискредитировало бы весь проект. В итоге, к осени 1994 года было получено около 36000 заполненных бюллетеней и первое в истории Латвии представительство неграждан оказалось сформировано.
Данный орган проводил, в основном, информационную деятельность. Его члены занимались рассылкой в посольства, МИДы, в зарубежную прессу и международные организации заявлений и комментариев по проблеме существования института негражданства в Латвии. Проводились также постоянные встречи с дипломатами и заграничными делегациями, организовывались массовые мероприятия. Например, совместно с Комитетом по правам человека Лига апатридов провела достаточно массовый (около 5000 человек) пикет у посольства США во время визита в Латвию тогдашнего президента этой страны Билла Клинтона. Также, представители Лиги, «перелопатив» массу нормативных актов разного уровня, составили исчерпывающий список различий в правах между гражданами и негражданами, который до сих пор фигурирует как в документах местных правозащитных организаций, так и в обращениях российского Министерства иностранных дел. В апреле 1994 года данный список был опубликован в бюллетене Международной Хельсинской федерации за права человека, а осенью того же года – в качестве приложения к публикации о Латвии, изданной в Канаде.
Как утверждают в настоящее время сами представители бывшей Лиги апатридов, им посчастливилось разрушить монополию официозной точки зрения на проблему массового негражданства, в том числе на уровне международных организаций. В итоге, удалось добиться отмены наиболее одиозных (в частности, в социальной сфере) ограничений для «негров». В частности, прекратилась практика, когда то или иное самоуправление могло решить по своему усмотрению – платить или не платить негражданам, например, пособия на отопление.
Тем не менее, Лига апатридов довольно быстро свернула деятельность – всего через несколько лет после своего основания. К тому времени государство пошло на расширение возможностей к натурализации, в силу чего некоторые активисты Лиги сочли, что свою роль она уже сыграла. Некоторые из них отошли от активной политической деятельности, другие нашли себя в рядах разных партий. Однако, как показало время, проблема существования больших масс неграждан в республике до сих пор остаётся важной и актуальной. И вот сейчас план создания представительного органа для этого слоя населения возвращается на новом витке развития.
Пожарный выход
Детали идеи прояснила в беседе с «NewsBalt» рижский юрист и правозащитница Елена Бачинская, имеющая прямое отношение к её воплощению:
— Участники этого «парламента неграждан» станут избираться посредством электронного голосования – впрочем, то будет весьма серьёзная процедура, связанная с обеспечением честного подсчета голосов за того или иного кандидата. Причём, данный орган не станет выполнять роль чисто декоративного учреждения. То будет серьёзная общественная организация, в задачу которой войдёт законотворческая деятельность – в первую очередь, в интересах тех, кто лишён в Латвии представительских прав, т.е. неграждан. Ведь договориться с каждым из 320 тысяч человек по отдельности невозможно. Зато можно будет иметь дело с честно выбранными ими представителями. Причём, в состав этого «парламента непредставленных», как мы считаем, могут одинаково войти как неграждане, так и граждане – главное, чтобы эти люди пользовались доверием у своих выборщиков.
По мысли одного из лидеров русскоязычной общины Латвии Владимира Линдермана, «параллельный парламент» должен будет выступить с жёсткими требованиями по отношению к власти: подписание Рамочной конвенции по правам нацменьшинств, запрещение языковых инспекций, предоставление негражданам права голосовать на выборах в самоуправления. Данный орган предполагается сделать постоянно действующим представительством большого количества людей, желающих возвращения своих законных прав.
Как обстоит дело с продвижением этого проекта на сегодняшний момент? Как рассказывает Елена Бачинская, «в настоящее время идёт отработка положений касательно порядка голосования в «парламент неграждан» — и ведутся переговоры со всеми заинтересованными лицами на предмет выдвижения их кандидатур.
— Могу сразу сказать, что интерес у людей есть, желающие работать в этом органе уже сейчас начинают готовиться к возможному участию в выборах, — продолжила Бачинская. — Я и сама хотела бы попробовать свои силы. Соответственно, сейчас оценивается активность потенциальных кандидатов, степень доверия к ним будущих избирателей – мы подходим к этому очень ответственно, поскольку желали бы, чтобы интересы неграждан представлялись эффективно и качественно. Поскольку данная работа проходит на голом энтузиазме и в свободное от работы время, то дело двигается не так быстро, как, может быть, нам хотелось бы. Однако, к октябрю, как мы рассчитываем, период подготовки подойдёт к концу, и проект окажется запущен.
Предварительное количество депутатов в «парламенте непредставленных» — тридцать человек, исходя из расчёта один депутат на десять тысяч неграждан.
— Число же кандидатов мы не собираемся ограничивать, — отметила правозащитник. — Первый этап голосования будет проводиться в интернете, но не исключен вариант на каком-то этапе открыть настоящие избирательные участки и собирать голоса, что называется «вживую» – если хватит средств на реализацию данной затеи. Нужно вдохнуть в людей надежду на то, что они чего-то могут добиться в этом государстве. Я понимаю, многие серьёзно устали и изверились в процессе двадцатилетней борьбы за права неграждан, но это и наша страна тоже — и мы не должны опускать руки. И только от нас самих, от степени нашей активности зависит, как мы станем жить дальше.
А что намереваются делать защитники неграждан, если все их инициативы – сбор подписей за организацию референдума, отправка писем в ЕП, выборы в «парламент неприсоединившихся» — не приведут к улучшению положения латвийских апатридов? У Елены Бачинской есть ответ и на этот вопрос:
— Искренне рассчитываю, что «пожарный выход» нам уже не понадобится. Но если до него всё же дойдёт… Он будет заключаться в открытии массовой кампании в масс-медиа, в рамках которой неграждан призовут к принятию гражданства Российской Федерации. Но, повторяю, я всё-таки считаю, что до этого не дойдёт. Ведь Латвии должен быть крайне важен каждый из её жителей – особенно в условиях нынешнего демографического спада, которому конца-края не видно. Поэтому, наше государство не может быть не заинтересовано в увеличении количества своих граждан.