Как я сдавал документы на малое приграничное движение с Польшей: испытано на себе

Главред «NewsBalt» Андрей Выползов, в числе первых калининградцев подавший документы на получение карты участника малого приграничного движения с Польшей, делится впечатлениями с читателями.

Я зарегистрировался на сайте E-konsulat.gov.pl (электронная система МИДа Польши) 27 июля ранним утром, когда только вступил в силу договор между Россией и Польшей о взаимных льготных поездках жителей Калининградской области и северных воеводств Польши. Анкета не вызвала особых вопросов, за исключением пункта, где необходимо было указать данные (ФИО, адрес, телефон) фирмы или частного лица, которые вы намерены посещать в Польше. При этом, контактное лицо должно находится именно в зоне приграничного сотрудничества. Пжияцель из Варшавы не годится.  

Ладно я, как журналист, указал Российский центр науки и культуры в Гданьске, с которым мы сотрудничаем. А если человек планирует ездить только отдыхать в Сопот да отовариваться в «Бедронке»? Что, так и писать – магазин «Бедронка», справа на въезде в Бранёво?

Оказывается, мои опасения были напрасны. Уже в консульстве через плечо я заглядывал в анкеты других калининградцев и видел совершенно примитивные ответы. Например, одна тётушка написала в этой графе одно слово — «Гданьск», будто её весь город знает и ждёт. И у этой калининградки документы приняли! 

Второй неразжёванный момент был связан со списком документов для получения карточки. Под 4-м пунктом в этом списке значится: «Письменное обоснование причин многократного пересечения польско-российской государственной границы, в особенности, если речь идёт о поддержке родственных связей, общественных, культурных, а также экономических и других контактов, которые, согласно законам обеих стран, не являются предпринимательством или работой». 

Я расписал это обоснование по полной программе, словно заметку в номер, опять же переживая за «простых» калининградцев — они-то что напишут? Но уже в генконсульстве выяснилось, что этой бумаги вовсе не нужно. 

— Сегодня утром нам сказали, что обоснование необязательно, — объяснила девушка в окне приёма документов, вернув мне моё сочинение.

Но тут же спохватилась: «Но вдруг завтра другим понадобится, так что пусть лучше пишут люди. Это абсолютно произвольная форма».

Главный минус в работе генконсульства на сегодня – отсутствие стендов с информацией о малом приграничном движении. Передо мной две молодые пары выстояли очередь к павильону у консульских ворот, а там сказали, что на «приграничку» сдают в самом консулате.

 — Хоть бы где написали! — роптала молодёжь.  

Внутри визового отдела мы не нашли и образцов заполнения анкеты. А добавлять в неё, как пить дать, придётся. Например, в документе возле автографа надо обязательно указывать номер своего мобильного телефона (чего не сообщено на сайте E-konsulat.gov.pl ), а в графе о выданных вам разрешениях о малом приграничном движении надо начертать глагол «Не касается», а не просто поставить прочерк.  

Все эти мелочи стопорят очередь. Надеюсь, что отсутствие инфостендов – временное неудобство. 

К чести сотрудниц визового отдела скажу, что никому из нас не дали от ворот поворот. Даже когда у автора этих строк выяснилось, что в электронной системе при регистрации анкеты неверно указан номер загранпаспорта (не хватало последней цифры), девушка в окошке сказала, что «на первый раз прощаю». Кстати, такая же  «цифровая» проблема случилась и у женщины, стоявшей передо мной. Может быть, сама польская система глючит?  

mrg2.jpg

Калининградцы будут получать подобные карты, какие уже несколько лет выдают украинцам.

И наконец – самое приятное. Первые разрешения на льготное посещение Польши калининградцы получат уже 30 августа – через месяц, а не через два, как прогнозировали польские дипломаты. Всего, по данным Генконсульства Польши в Калининграде, в первый день, 27 июля, документы подали около 600 калининградцев. 

Насколько вырастет тропа «приграничков», сейчас не берутся гадать ни российские, ни польские дипломаты. Как сообщил «NewsBalt» представитель МИД России в Калининградской области Сергей Безбережьев, «прогнозы делались, но сильно разнятся». По словам дипломата, «консульский отдел в Варшаве представляет одни цифры, генконсульство России в Гданьске считает по-другому, в Москве прогнозируют ещё по-своему».