Фото: Mitrofan.lv.

Митрофан Слободян: Почему спецслужбы Латвии составляют отчёты, способные вызвать лишь иронию

Обзор служб, занимающихся вопросами государственной безопасности Латвии, в материале эксперта «NewsBalt» Митрофана Слободяна.

Согласно законодательству Латвии, в республике существует три учреждения, занимающихся вопросами государственной безопасности. Это Бюро по защите Конституции, Полиция безопасности МВД и Служба военной разведки и безопасности Министерства обороны Латвии.

Бюро по защите Конституции Латвии – Satversmes Aizsardzibas Birojs (SAB) – было создано в 1995 году. С 2003 года его возглавляет сын латышского легионера СС и внук латышского стрелка Янис Кажоциньш. Кажоциньш родился в 1951 году в английском городке Питерборо. Его военная карьера в Великобритании началась в конце 80-х с должности старшего офицера, а закончилась в 2002 году в звании бригадного генерала. Он также был военным атташе в балтийских странах.

Назначает главу Бюро по защите Конституции Латвии сейм на пять лет и также только парламент может отправить его в отставку по рекомендации комиссии по национальной безопасности. Отчитывается бюро только перед кабинетом министров, комиссией сейма по национальной безопасности и национальным советом безопасности.

Основные задачи Бюро по защите Конституции Латвии: разведка, контрразведка, защита государственной тайны. Только бюро решает, кому давать, а кому нет доступ к особо секретной информации, а также обеспечивает прослушку мобильных телефонов.

Согласно данным годового отчёта,  Бюро по защите Конституции анализирует деятельность спецслужб в Латвии, не работающих на Евросоюз и НАТО, одновременно следит за политической и экономической ситуацией в стратегически важных для Латвии странах, также не являющихся членами ЕС и НАТО. Например, особое внимание бюро привлёк один из военных атташе, который согласно данным того же отчёта, «заводил контакты во время кофейных пауз и потом приглашал на обед экспертов, чтобы в неформальной, непринуждённой атмосфере узнать о наиболее актуальных вопросах политики и экономики».

Бюро по защите Конституции также успешно нейтрализовало дискредитирующею Латвию кампанию, проводимую ТВ-центром, создающим «тенденциозные» документальные фильмы, где Латвии ставится в упрёк «переписывание истории, возрождения фашизма, героизация легионеров СС». Не обходит внимание отчёт бюро и фонд «Историческая память», возглавляемым уже невъездным в Латвию историком Александром Дюковым, который организует в Латвии «слабо посещаемые, но широко освещаемые» мероприятия – дискуссии, конференции, презентации тенденциозных книг.

В целом, конечно, куда эффективнее было бы бороться за свою интерпретацию истории путём дискуссий между историками, созданием своих фильмов, написанием своих книг. Латвийские историки же вместо того, чтобы приходить на мероприятия фонда  «Историческая память», которые абсолютно не являлись закрытыми, почему-то варятся только в собственном соку, за исключением некоторых молодых или просто «никем ни прикормленных».

Досталось в отчёте Бюро по защите Конституции и информационному агентству Regnum, которое активно работало по дискредитации строительства Висагинской АЭС и пропагандировало идею создания АЭС в Калининграде, как лучшее решение энергетической проблемы Балтийского региона.

Самыми заметными событиями вокруг Бюро по защите Конституции, помимо возможного ухода Кажоциньша, стали решения не давать допуск к государственной тайне депутатам от «Центра согласия», тем самым парализую их работу в комиссиях.

Полиция безопасности — — Drošības policija (DP) — была создана в 1994 году. Уже почти пятнадцать лет это ведомство возглавляет генерал Янис Рейникс, подчиняясь Министерству внутренних дел. Назначает главу кабинет министров по инициативе МВД. Задачи, решаемые Полицией безопасности: контрразведывательное обеспечение госучреждений Латвии; расследование преступлений против человечности, военных преступлений, геноцида; борьба с организованной и экономической преступностью, терроризмом, бандитизмом, коррупцией, незаконным оборотом радиоактивных веществ, наркотиков, оружия, взрывчатых веществ; защита государственной тайны; организация охраны государственных должностных лиц, а также представителей иностранных государств и международных организаций;

Согласно данным отчёта Полиции безопасности, контрразведывательная деятельность свелась к мониторингу мероприятий российских соотечественников, сбору подписей за русский язык и исследованием ситуации с радикальными организациями. Контртеррористические меры свелись к превентивным мерам в небольшой мусульманской среде.

Если тема борьбы с терроризмом, несмотря на то (как совершенно точно отображено в отчёте Полиции безопасности), что уровень угрозы реально очень низкий, не вызывает не у кого критики, то остальные части отчёта, её просто не выдерживают.

Главными организаторами референдума по вопросу русского языка, по мнению Полиции безопасности, являлись общественные деятели Александр Гапоненко и Бронислав Зельцерман, именно они якобы давали команды Владимиру Линдерману и Евгению Осипову. После публикации этой информации и выступления генерала Рейникса ничего, кроме иронии, у самой общественности, более менее знакомой с истинным положением дел, такое сообщение не вызвало.

Кампания по сбору подписей отнюдь не была единой, разные группы, печатали различные листовки и делали видеоролики, создавались новые общественные организации. Решающем в кампании по сбору подписей стал, конечно, призыв лидера «Центра согласия» Нила Ушакова и массированная кампания по ретранслируемым в Латвии российских каналах идти и подписываться за русский язык, действительно, непонятно кем оплаченная, но точно не формальными организаторами референдума (у них нет таких денег).

Немало шуток в отношении Полиции безопасности поступило и по поводу особого внимания к Дням русской культуры в Латвии, которые, по мнению спецслужб, расширяют культурное пространство России, пытаясь включить туда не только субъектов политики соотечественников, но и латышей. Сам раздел отчёта был назван – «Наличие угрозы в Латвии, в ходе осуществляемой Российской Федерацией политики соотечественников». Ещё до публикации своего отчёта Полиция безопасности обвиняла и фонд «Русский мир». Истинная цель созданного при поддержке президента РФ Владимира Путина заключается в укреплении влияния России в Латвии и других странах. Согласно данным Re:Baltica, с 2008 года в Латвии фонд выделил различным организациям более 170 000 евро, и эти средства пошли на проведение культурных мероприятий, конференций, издание учебной литературы и выпуск фильмов.

Остаётся только предположить, что латвийские спецслужбы намеренно составляют отчёты, способные вызвать лишь иронию, преследуя свои, какие-то стратегические цели. В противном случае, можно поставить под сомнение целесообразность расходование средств на их работу. Согласно данным Министерства финансов Латвии, на работу Полиции безопасности в 2012 году запланировано выделить 4 712 054 латов (почти десять миллионов долларов), а на защиту Конституции — 3 840 649 лат (около восьми миллионов долларов).

После внеочередных выборов в сейм сразу себя проявил молодой депутат от «Центра согласия» – юрист Андрей Элксниньш. Он первым делом, после того как стал депутатом, пытался внести поправки в закон «Об оперативной деятельности», принятый ещё в 1993-м году, который в своё время был создан на основании изданных ещё КГБ инструкций, за что сразу получил массу обвинений от правящих в попытках помешать работе спецслужб.

В последние годы в Латвии было много скандалов с появлением в публичном пространстве расшифровок телефонных переговоров, санкции, на прослушивание которых некто не давал. Постоянные пропажи секретных документов, другая утечка информации.

Как отмечает Элксниньш, «у государства однозначно есть право применять методы тайного наблюдения, но необходимы и механизмы эффективного контроля, точное и понятное санкционирование таких действий. Такая деятельность однозначно должна находиться под судебным контролем, что соответствует идеалам демократического общества на максимально возможном уровне. Но если государство использует тайные методы, то и должна быть эффективная защита от их произвола – так это происходит в демократических странах».

Как было уже указанно, прослушиванием телефонов занимается Бюро по защите Конституции Латвии и согласна их же отчётам, почти треть от всех контролируемых телефонных разговоров пришлось на само бюро и Полицию безопасности, ещё 39% на государственную полицию и остальные на погранохрану, таможню, службу государственных доходов и военной разведки.

Вопрос, который останется без ответа, кого прослушивают спецслужбы? Коллективы самодеятельности, которые ежегодно приезжают в Ригу на конференцию соотечественников? Пенсионеров, которые в основном и ходят на эти мероприятия соотечественников? Или просто политических конкурентов правящих политиков, чтобы, вовремя вырвав какую-то информацию из контекста и по-своему интерпретировав факты, объявить последних «волосатой» рукой Москвы, разумеется, без каких-либо серьёзных последствий?

Может, конечно, сами работники спецслужб ведут какие-то свои игры с вполне конкретными материальными целями. Имея серьёзный арсенал административного ресурса и при этом особо никому не отчитываясь, прикрываясь государственными тайнами, можно и позлоупотреблять служебными полномочиями.

Почти нет ни какой информации о военной разведке — Служба военной разведки и безопасности Министерства обороны Латвии, кроме каких-то проблем с заместителем руководителя Маигура Стрикиса, у которого осенью 2010 года была ограблена машина с секретными документами, но вор был очень быстро схвачен. Сама служба, согласно данному интервью главой Бюро по защите Конституции Латвии Янисом Кажоциньшем, была создана по рекомендации НАТО.

Остаётся открытыми вопрос, кто кому реально подчиняется, ведь в Латвии происходит довольно частая смена министров, причём из разных партий, и не факт, что спецслужбы каждому новому министру будут докладывать абсолютно всё.

P. S. Вся информация взята из публично доступных источников и личного опыта работы с организациями российских соотечественников.