Во все года после восстановления независимости в Латвии наиболее актуальный из вопросов на политической повестке дня был вопрос «национальный», который в свою очередь делится на статус русского языка и проблему неграждан.
Спровоцированная националистами тема перевода русских школ на латышский язык обучения путём референдума, вылилась в референдум о русском языке как втором государственном, что, разумеется, никак не повлияло на сам статус языка, но довольно сильно повлияло на политическую ситуацию в Латвии, особенно на «русском фронте», где появляется новая партия – организаторов референдума.
Узнаваемость лидеров общества «За родной язык» – Владимира Линдермана, Евгения Осипова, Иллариона Гирса и многих других заметно выросла, причём накопленного политического капитала, даже без серьёзных финансовых затрат на рекламу, может вполне хватить, чтобы на ближайших выборах в самоуправление легко преодолеть 5-процентный барьер.
Потерявшие представительство в сейме и ключевых самоуправлениях Латвии «пчелы» (партия «За права человека в единой Латвии») после начала кампании за референдум по сбору подписей за русский язык перед самыми внеочередными выборами в сейм выступили с инициативой сбора подписей за референдум о предоставлении всем гражданства. Несмотря на неплохое освещение в СМИ данной инициативы, «ЗаПчел» с треском провалила внеочередные выборы, но сама идея проведения данного референдума жива до сих пор, особенно в преддверии выборов в органы самоуправления.
Неграждане Латвии, на данный момент составляющие около 290 000 (ранее около 700 000) человек, это жители Латвии, не имеющие с 1991 года гражданство ни одной страны, но имеющих специфический статус. С юридической точки зрения — это субъекты закона от 12 апреля 1995 года «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства», которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР.
Негражданами в 1990-х гг. стали главным образом люди, переселившиеся в Латвию из других республик СССР в 1940—1989 гг., и их дети. Неграждане существенно ограниченны в правах, они не могут участвовать в выборах и быть избранными, работать на некоторых должностях государственной службы, не имеют права владеть оружием и т.д. Сам термин «Негражданин» является чисто балтийской спецификой, и даже не имеет точного перевода на многие другие языки. Так, официальный перевод на английский – alien – чужак, инопланетянин.
Юридическим основанием появления неграждан стало решение Верховного Совета ЛР от 15 октября 1991 года «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», согласно которому гражданство Латвии было признано только за 2/3 жителей страны (гражданами довоенной Латвийской Республики и их потомками). Реальной же причиной была, безусловно, борьба за власть.
Демографическая ситуация в начале 90-х была несколько иной, чем сейчас, пропорциональное отношение численности латышей к русскоязычным было 52% на 48%, а в Риге и приграничным с Россией Латгальском крае русскоязычных было абсолютное большинство. Нетрудно прогнозировать, что в случае предоставление права голоса всем жителям Латвии, политическая ситуация теперь была бы совершенно другой. С введением в середине 90-х годов процесса натурализации (возможностью сдать на гражданство Латвии путём прохождения экзаменов на знания латышского языка и истории Латвии), доля неграждан сократилась, что прямым образом сказалась и на рейтингах «русских» партий.
Если сравнивать вопрос русского языка с проблемой неграждан, то для латышского общества неграждане куда менее болезненный вопрос. Если латышский как единственный государственный язык это «святая корова каждого латыша», на которой держится Латвийское национальное государства и на референдум о статусе русского языка шли все, даже те, кто в выборах и других референдумах участия не принимал, то вопрос неграждан для простого латыша может быть неактуален вовсе, тем более что, Латвийский народный фронт во время борьбы за независимость обещал «нулевой вариант» гражданства.
Не самый актуальный вопрос для основной части общества, является жизненно важным для правящей латышской элиты, которая может реально потерять власть с устранением института неграждан.
После завершения референдума о статусе русского языка и переключения внимания на потенциальный референдум по вопросу неграждан, правящие решили ужесточить саму процедуру проведения референдумов.
Согласно нынешним правилам, чтобы провести референдум, необходимо собрать в течении одного года 10 тыс. заверенных нотариусом подписей, затем уже в течение месяца за государственный счёт и на официальных участках собрать десятую долю от общего количества избирателей, принимавших участие в последних выборах в сейм (если меняется Конституция, как было с государственным языком, то необходимо 10% от всех избирателей).
Правящие политики, предлагали установить на первом этапе рубеж в 150 тыс. голосов, мотивируя это тем, что в последнее время слишком многие используют процедуру проведения референдума для повышения своей личной узнаваемости, а не решением реальных проблем, но под давлением общественных организаций, президент Латвии Андрис Берзиньш отказался подписывать данный законопроект, ограничивавший демократию и вернул документ на доработку в сейм. Помимо доводов о существенном ограничении прав граждан, президент упомянул и то, то сами поправки некачественны и противоречивы, хотя по сути правильны, так как «меньшинство не должно диктовать волю большинству».
Националисты пытались пролоббировать и другие возможные варианты по недопущению проведения неугодных им референдумов, пытаясь оперировать понятиями государственный интерес, национальный интерес, но так и не смогли найти юридическое обоснование.
Опасения правящих понять можно. В отличии от недавнего референдума по вопросу о статусе русского языка, референдум по предоставлению всем гражданства реально можно выиграть — в случае стопроцентной поддержки со стороны русскоязычных граждан Латвии, поддержки определённой части либерально настроенных латышей, которые ценности демократии и прав человека ставят выше ценностей национальных, а также при частичном игнорировании этого референдума основной массы латышского населения, большей части которой, вообще незнакома и непонятна специфика данной проблемы.
В случае победы на референдуме, существенно изменится расстановка сил на латвийской политической арене. Совершенно точно можно сказать, что «русские» сохранят занятые после выборов в самоуправления позиции и на следующие четыре года, даже ещё больше упрочив своё представительство. Вполне вероятен сценарий и абсолютной победы политических сил, отстаивающие права русскоязычного населения на выборах в сейм и Европарламент в 2014 году, что в свою очередь позитивно скажется на отношениях Латвии с Россией. Также куда проще будет придать русскому языку хоть какой-то статус в Латвии, если не государственного, то хотя бы языка регионального масштаба или языка межнационального общения.
Сама идея проведения референдума может провалиться, если «ЗаПчел» за оставшиеся три месяца не удастся собрать ещё без малого четыре тысячи подписей. Тогда первые подписи, собранные в сентябре 2011 года, будут аннулированы. В случае же успеха на первом этапе вероятность прохождения второго этапа несколько выше, ведь собрать сто пятьдесят тысяч подписей по всем участкам Латвии в течение месяца, куда проще, чем в одном месте год собирать десять тысяч. Перед самым референдумом (если таковой вообще состоится), конечно, скорее всего, будет задействован весь механизм государственной пропаганды с целью поражения мероприятия.
Больше всего, конечно, помешать проведению и потенциальной победы на референдуме могут сами же русские политики Латвии, которые могут не допустить возможного повышения узнаваемости своих непосредственных конкурентов в желании только за собой сохранить лавры борца за права человека. Парадоксальным образом может помешать самой инициативе и политика Российской Федерации по предоставлению своего гражданства негражданам Латвии. В последние годы количество получения гражданства РФ жителями Латвии несколько выше, чем количество прошедших процедуру натурализации и получивших латвийское гражданство. Старшее поколение берёт гражданство России, чтобы раньше выйти на пенсию (в России этот возраст равен 55-ти годам, в то время как в Латвии скоро будет 65 лет).
Однако сам факт проведения такого референдума ещё больше обострит дискуссии вокруг данной проблемы и вполне возможны определённые уступки, такие как предоставления права негражданам выбирать и быть избранными в местное самоуправление, подобно эстонским негражданам и всем другим граждан Европейского Союза, проживающим в Латвии хотя бы шесть месяцев.
Существует вполне распространённое мнение, что на самом деле русские политики Латвии на самом деле не заинтересованы в решении проблем неграждан и статуса русского языка, так как после разрешения этих вопрос станет будет невозможным использовать их в политической борьбе. И такое мнение не лишено оснований. Находясь двадцать лет в глубокой оппозиции, очень тяжело будет реально управлять страной, до конца не зная всех внутренних механизмов государственного устройства.
Россия, в случае устранения проблемы неграждан, конечно, потеряет один из многих инструментов давления (ещё есть экономические, псевдоисторические, другие нарушения прав человека), но реально может приобрести первого союзника в Восточной Европе, разумеется, в случае прихода прагматично настроенных политических сил. Многое ещё будет как обычно, зависеть от позиции Запада, который на словах заинтересован в укреплении демократии и прав человека, но не заинтересован в расширении позиций России.
В любом случае, даже в случае провала референдума или его не проведения вовсе ситуация с негражданами Латвии будет меняться в лучшую сторону. Подрастающие поколения всё лучше владеет государственным языком и чаще проходит процесс натурализации, что однозначно свидетельствуем о том, что положительная тенденция уменьшения количества неграждан будет сохраняться, что в свою очередь изменит и политическую ситуацию в Латвии в целом.