Политические игры вокруг атомного вопроса, который за последние годы превратился в очередное пугало для европейцев, постепенно приобретают ключевой статус в процессе развития Евросоюза. В подобной ситуации становится неудивительным, что даже такая, казалось бы, стабильная и дисциплинированная Германия, поддавшись прошлогодней панике и постоянно растущему давлению со стороны окрепших за последнее десятилетие «зелёных», в июне 2011 года приняла решение о том, что все атомные электростанции страны будут выведены из эксплуатации к 2022 году, а семь АЭС, отключенные после аварии на японской «Фукусиме-1», и вовсе не будут запущены.
Если бы подобное произошло не в ведущей экономике еврозоны, а, скажем, в Испании или Венгрии, то это не вызвало бы того общественно-политического резонанса, который ощущается в Евросоюзе уже не один месяц, заставляя европейских политиков корректировать свою деятельность с учётом вопроса об атомной энергетике.
Даже несмотря на то, что в Берлине довольно скоро поняли всю бесперспективность и поспешность затеи, в особенности в период постепенной стагнации европейской экономики, немецкие политики, играющие на нынешнем «зелёном» настроении электората, всё ещё лелеют надежды на возможность безболезненного превращения сначала Германии, а затем и всей Западной Европы в зону «свободную от атома». Неслучайно буквально месяц назад Ангела Меркель объявила о планах развития сети офшорных ветряных электростанций, которые должны будут компенсировать отказ от использования 17 атомных реакторов, выделявших пятую часть электроэнергии в стране. Подобное заявление было продиктовано не только фактически начавшейся в стране предвыборной гонкой и серьезными энергетическими проблемами, которые охватили Германию прошлой зимой, но и определёнными внешнеполитическими устремлениями немецких политиков.
Казалось бы, в намерениях Берлина нет ничего предосудительного: руководство страны пытается обезопасить своих граждан от трагедии, подобной Чернобыльской и прошлогодней японской, попутно решая проблемы экономического характера. Однако, подавая пример остальным странам-участникам ЕС, Германия провоцирует разрастание кризиса менее крепких экономик еврозоны, ставя их ещё в большую зависимость от ведущих европейских государств. При этом необходимо помнить, что, например, во Франции, где движение «зелёных» так же сильно, как и в Германии, атомный вопрос всё ещё не является одной из ключевых проблем во внутриполитическом развитии, в то время как в странах Восточной Европы и, в первую очередь, прибалтийских государствах, ситуация совершенно иная.
Подтверждением может служить поведение литовских чиновников, которые, похоже, решили превратить вопрос об атомной энергетике в один из инструментов регулирования всей жизни станы. Например, 28 июня литовский парламент, несмотря на уже принятый и подписанный президентом закон, решил вынести вопрос о строительстве атомной электростанции на референдум, сняв, таким образом, с себя ответственность за возможные проблемы, как экономического, так и политического характера.
Следует напомнить, что Вильнюс сегодня довольно резко критикует, как Минск, так и Москву за планы строительства АЭС, и при этом рассчитывает разместить собственную атомную электростанцию менее чем в трёх километрах от Белоруссии. Интересно то, что вопросы экологии, которыми так любят оперировать литовские политики, в данном случае отходят на второй план, уступая место желанию получить новые кредиты от Евросоюза, который уже обозначил Висагинскую АЭС как региональный проект, всецело поддерживаемый европейской комиссией по вопросам энергетики. К тому же литовская сторона намеривается использовать для своей станции технологии японско-американской корпорации «Hitachi – GE Nuclear Energy, Ltd.», а также и тип реактора, аналогичный используемому на японской АЭС «Фукусима», где в марте прошлого года произошла крупная авария. Комментарии, как говориться, излишни.
Вынашивая планы строительства новой АЭС, в Литве до сих пор не решили проблему старой. Игналинская атомная станция, которая, располагаясь на южном берегу озера Дрисвяты, за годы работы неоднократно «радовала» своих соседей выбросами радиоактивных веществ. И, как известно, Вильнюс долго вёл переговоры с Евросоюзом по поводу её закрытия, требуя за это серьёзной финансовой компенсации. После остановки двух энергоблоков 31 декабря 2009 года Литва ужа получила от ЕС около полутора миллиардов евро, а до 2020 года планирует вытрясти из европейских толстосумов еще около 800 млн. евро.
Для примера, закрытие АЭС в Болгарии обошлось Брюсселю в 868 млн., а в Словакии – 613 млн. евро. При этом в прошлом году в Европарламенте прозвучал вопрос о том, куда, собственно, уходят выделяемые деньги, и почему Литва стала просить почти в полтора раза больше средств, чем было оговорено ещё в 2004 году?
Получить внятный ответ от Вильнюса ЕС пока так и не смог и, похоже, вряд ли сможет, так как даже в самой республике уже в открытую говорят о нецелевом использовании средств и постепенном их растворении в карманах чиновников, аппетит которых растет с каждым днем. К этому надо добавить, что местное руководство уже сегодня приступило к шантажу ЕС: Литва угрожает вновь запустить один из энергоблоков, если Брюссель в очередной раз не раскошелится. Более того, 28 июня сейм Литвы ратифицировал пакт о фискальной дисциплине Евросоюза, приняв одновременно отдельное протокольное постановление, в котором констатируется, что договор может быть успешно реализован лишь в случае выполнения ЕС ряда условий и, в том числе, если будет обеспечено финансирование закрытия Игналинской АЭС. Подобное поведение литовских политиков способно не только вызвать весьма негативную реакцию со стороны еврочиновников, но и спровоцировать рост внутренней напряженности в стране, так как на фоне затянувшегося кризиса любое, даже мелкое, столкновение с Брюсселем, грозит Вильнюсу серьезными проблемами экономического характера.
Вряд ли выставление условий кредитору, коим для Литвы является Брюссель, является правильной линией политической игры, которую затеяло литовское руководство. Однако, по всей видимости, в ближайшее время попытки шантажа не только не прекратятся, но и будут усиливаться.
Дело в том, что Вильнюс, как впрочем, и Варшава, считают себя игроками, которые крайне необходимы Евросоюзу в борьбе с Россией, что свидетельствует о их чрезмерном и зачастую ничем не подкреплённом чувстве собственной значимости, так как даже в области атомной энергетики, Литва и Польша являются лишь одними из множества инструментов в руках Брюсселя. Нынешнее стремление остановить строительство первой белорусской АЭС, после неудачной попытки сорвать возведение Калининградской атомной электростанции, является отнюдь не заботой Евросоюза об экологической безопасности региона, а говорит о его стремлении руками литовцев и поляков остановить российскую энергетическую экспансию в Европе.
Получив уже в самом ближайшем будущем в свои руки мощности новой Балтийской АЭС, и участвуя в белорусском проекте, Россия действительно может превратиться в ведущего игрока на энергетическом рынке не только Балтийского региона, но и Центральной Европы. А это уже никак не укладывается в планы Брюсселя. Более того, необходимо понимать, что разрекламированный отказ ведущих государств Евросоюза от атомной энергетики не означает запрет на строительство новых и модернизацию старых АЭС на территории Восточной Европы и, в первую очередь, расположенных в непосредственной близости от развитых западноевропейских промышленных районов.
Российская же и Белорусская АЭС способны внести серьёзные коррективы в планы ЕС по превращению восточноевропейских стран в дешёвых энергетических доноров экономики Западной Европы. Поэтому уже в ближайшем будущем стоит ожидать не только искусственного усиления радиофобии среди европейцев, но и политико-идеологического давления со стороны ведущих игроков Евросоюза на Россию и Белоруссию.
Дальнейшее же развитие событий будет во многом зависеть от внешнеполитической активности и согласованности действий этих двух государств.