Три года президентства Грибаускайте: испортить отношения с соседями и закрыть доступ к информации

Литовский журналист Валерий Мокрушин высказал для читателей «NewsBalt» свой взгляд на трёхлетнее президентство Дали Грибаускайте.

Литва отмечает знаменательное событие – три года назад Даля Грибаускайте встала у руля государства. По этому случаю, торжественному – по мнению президентуры — для народа, виновница юбилея выступила со своего рода отчётным докладом.

И что же в нём? Пионерский рапорт о грандиозных успехах, которыми, как красным ковром, выстлано её славное трёхгодие. Мы многого добились, смогли выстоять в трудные кризисные времена, экономика показывает лучшие в Евросоюзе темпы развития, растёт единство нации, продолжается её движение по единственно правильному пути – по пути демократии вместе со всей единой Европой и так далее – ну впрямь как в отчётных докладах к съездам Компартии (в скобочках заметим, что сравнение с партсъездами далеко не случайно, поскольку президент как политик сформировалась в стенах совпартшколы и с принципами составления «судьбоносных» докладов хорошо знакома, а в бытность свою брюссельским комиссаром приобщилась и к европейскому опыту).

Вместе с тем, как было принято и в съездовских материалах, вторая часть посвящена недостаткам – тому, что не удалось сделать и на что необходимо обратить особое внимание…

Разумеется, всё это интересно, как любопытно и то, как видит президент своё правление со стороны, как сама себя оценивает. Как следует из доклада, оценивает свои действия на посту довольно положительно, да и чего тут можно было ждать?

А вот народ имеет несколько иное мнение. И видно это по многим показателям, главным из которых является снижение её рейтинга. На выборах госпожа Грибаускайте набрала более 80% голосов, получив невиданный доселе карт-бланш на построение справедливого государства, лучшей жизни, на реформы, наконец. И как же президент использовала предоставленный шанс? Далеко не лучшим образом, считает большинство политологов. А народ однозначно критически оценивает «достижения» бывшего еврокомиссара, и выражается это, прежде всего, в падении рейтинга более чем на десять пунктов.

Ментальность литовцев во многом остаётся ещё советской, власть, по-прежнему, пользуется высоким, нередко незаслуженным авторитетом, о чём говорит хотя бы тот факт, что экс-президент Валдас Адамкус, как раз сдавший пост нынешнему и уличённый в неблаговидных делишках (в потворстве развертыванию американских секретных тюрем ЦРУ, в сокрытии фактов шантажа и грубого протекционизма на самом верху и пр.) до сих пор держится в числе самых уважаемых литовских политиков, что так и тянет задаться далеко не риторическим вопросом: что же такого должны отчебучить местные отцы нации, чтобы опекаемый им народ посчитал их настоящими свинскими негодяями?

Ну, а процветание литовской экономики – миф, давно развенчаный оппозиционными экономистами, которые называют этот рост «отскоком» после почти десятипроцентного падения в кризисные годы. Что любопытно, широко растиражированное благоденствие сопровождается вновь усилившейся безработицей и стагнацией заработной платы и пенсий, то есть рядовому обывателю радужная статистика почти ничего не даёт. А если учесть, что именно в годы президентства Грибаускайте эмиграция приобрела масштабы национальной катастрофы и власти не предпринимают решительных шагов для того, чтобы остановить её, то – дайте ваш дневник, госпожа Грибаускайте, я поставлю вам двойку и объявляю последнее серьёзное предупреждение о том, что через два года, на новых президентских выборах, электорату, отряды которого с потрясающей быстротой редеют, трудно будет развесить дежурную лапшу на уши и не потерять кормило власти. Ведь даже пресловутому балтийскому терпению приходит конец.

Литва, слов нет, ловко вывернулась из кризиса, но платить за всё пришлось простому народу и прежде всего самым бедным (они численно преобладают). Два года пенсионеры получали урезанные пенсии, а трудовой люд, зарплата многих из которых ниже прожиточного минимума, с подачи правительства и при согласии президента – ведь именно у нее право последней подписи под законодательными актами – вынуждены были отстёгивать часть заработка в некий абстрактный антикризисный фонд, в то время как ставки — оклады министров и топ-чиновников — неуклонно росли. Настоящим пшиком, как мы и предполагали, оказался анонсированный налог на роскошь: под него подпадала вся элита (так и тянет сказать: и вся президентская рать), а кто же станет пилить сук, на котором сидит? А отказ от части президентского оклада народ посчитал чисто популистским дешёвым ходом, рассчитанным на доверчивую публику – при таком приличном состоянии Грибаускайте может вообще отказаться от государственного содержания.

Не меньше провалов и во внешней политике – сфере, за которую полностью в ответе президент. Если кратко, то итог выглядит так: за эти три года Литва сумела испортить отношения со всеми соседями, и не только. Известный политолог Лаурас Белинис считает, что это следствие системной ошибки, поскольку Грибаускайте как пришла к власти без политической программы, так не определилась с нею до сих пор. Вот уже более двух лет продолжается литовско-польский конфликт, начавшийся с защиты этническими поляками своих прав на культуру, родной язык, образование и доведённый до высот межгосударственного, причём литовской стороне абсолютно по барабану дипломатический этикет и политкорректность.

Буквально на днях госпожа президент показала – в который раз! — свой жёсткий характер, закалённый на борцовском татами, буквально отбрив министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который выступил с инициативой перезагрузки отношений, но для этого Литва должна выполнить достигнутые ранее договоренности.

Казалось бы, избитая прописная истина для цивилизованных людей – договор дороже денег, ан нет, у нашего президента это неожиданно вызвало раздражение, которое она не замедлила выплеснуть на участников пресс-конференции: «Я не считаю нужным комментировать высказывания отдельных политиков, как зарубежных, так и отечественных».

А вот автор ваш не может удержаться от искушения прокомментировать эту отповедь, уж слишком всё очевидно-непрофессионально: Сикорски не отдельный политик и выражает он точку зрения по меньшей мере возглавляемого министерства, если не правительства в целом, и умный взвешенный коммент, думается, мог бы стать рукой, протянутой для встречного приветствия, началом содержательного дискурса. А именно такой разговор необходим, притом вынесенный в публичное пространство.

Не отстаёт от своего шефа Аудронюс Ажубалис, глава внешнеполитического ведомства Литвы, которого журналисты как-то попросили поведать, что подверг критике и что рекомендовал стране Кнуд Воллебег, комиссар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам национальных меньшинств, который не один раз посещал «Землю Марии». «Что вы, — отшил любопытствующие масс-медиа топ-чиновник,- это конфиденциальная информация». Если перевести министерскую тираду на простой язык, то получается вроде – со свиным рылом да в калашный ряд. И никак иначе! И плевать хотел министр на открытую политику, на публичную доступность информации, в отсутствии которых постоянно обвиняет имперскую Москву и собирается учить этому больших восточных соседей, погрязших в варварстве.

А вот ещё один штрих к государству, строящемуся мускулистыми руками госпожи Грибаускайте. На пресс-конференции, состоявшейся на днях и посвященной планируемой Висагинской атомной станции, любимому детищу президента, правозащитники и журналисты, в том числе и зарубежные, пожаловались на покров тайны, опущенный недавно принятым парламентом законом по этому разорительно-фантастическому проекту на всё, что с ним связано.

«Ни один из избранных представителей народа не сможет влиять на атомную промышленность… Никто не сможет ей помешать производить уран или плутоний для ядерного оружия при такой установке на секретность», — предостерегает Пол Браун, британский журналист, до недавнего времени представлявший авторитетное английское издание «Guardian».

Остро критически оценивают ситуацию и отечественные журналисты. Как сообщает литовский информпортал «15min.lt», председатель Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичюс считает, что «в сложившейся ситуации ни один субъект, ни один человек не сможет получить никакой информации». Мало того, что это решительно противоречит закону о свободе слова, но и подводит к выводу: темнят там, где есть что скрывать, под покровом тайны удобнее проворачивать не совсем приличные дела.

Именно таким июльским снегом на голову избирателей обрушились меры, принятые почти три года назад сеймом практически без обсуждения в суете и спешке на чрезвычайном ночном заседании. Именно эти меры, одобренные подписью президента, поставили на грань выживания больных и многодетных, пенсионеров и малоимущих. Большинство из этих драконовских мер, в том числе и налогов, действуют до сих пор. Убедителен пример Польши: туда литовцы, утверждавшие, что кормят всю Россию, по выходным, а нередко и по будням отправляются за товарами, где они на добрую треть дешевле. Это ли не веский аргумент в пользу того, что отчёт президента, мягко выражаясь, грешит неточностью, а грубо говоря – подтасовками, подлогами пытается приукрасить действительность, скрыть просчеты и провалы по основным жизненно-важным позициям.

Круто? Зато прямо и честно, без псевдополиткорректности и гламурного сиропа. На тех же радикальных позициях стоит и известный политик, заместитель председателя парламентского комитета по экономике Юлюс Вясялка. В интервью популярному еженедельнику «Обзор» он дал острую оценку как сложившегося положения в стране — катастрофическое, так и действиям президента: «Какой выбор у Литвы? С этой властью — никакой. Только быть американским вассалом. Роль лающего щенка мы и исполняем. Причём с большим удовольствием. Мы так и останемся американскими вассалами». Ну что тут добавить? Разве только то, что это как-то не вяжется с президентской удовлетворенностью достигнутым.