Фото:

Владислав Гулевич: Нацэлиты послесоветских республик не заинтересованы в инициативе Путина о росгражданстве

Эксперт «NewsBalt», aналитик Центра консервативных исследований МГУ им. Ломоносова Владислав Гулевич прокомментировал предложение президента России облегчить получение российского гражданства для бывших граждан СССР.

Предложенная президентом России Владимиром Путиным инициатива вновь рассмотреть вопрос об облечённом получении гражданства России для бывших граждан СССР вряд ли станет горячей новостью в странах бывшего СССР. О ней сообщат информационные агентства, но вскользь.

Во-первых, нацэлиты послесоветских республик не заинтересованы в оттоке населения, куда бы то ни было, хоть в Россию, хоть в Европу. Поэтому рекламировать предложение Путина они не станут. Демографический кризис – проблема не только России, но и Прибалтики, и Украины, и Молдавии, и Белоруссии. Где-то ситуация лучше, где-то хуже. Но общая тенденция налицо – смертность превышает рождаемость.

Когда Москва принялась за реализацию программы по переселению соотечественников, власти в большинстве республик бывшего СССР постарались эту тему как-то замять, вытеснить на информационные задворки. Опять же, по причине нежелания терять население (это не относится к среднеазиатским республикам, где с рождаемостью проблем нет). Кое-где по новостным программам были даже запущены специальные сюжеты о нелёгкой судьбе переселенцев в Россию с предостережениями: мол, прежде чем выехать, много раз подумайте и лучше не выезжайте.

Во-вторых, способствовать выезду населения – это значит признать собственную неспособность обеспечить этих людей работой и заботой дома. Высокое количество желающих покинуть страну, если оно станет достоянием гласности, станет показателем экономической нестабильности общества, и эта тема тут же подхватится оппозицией для критики правительства. Поэтому нацэлиты не будут втолковывать своим гражданам в подробностях, кто и зачем может получить российское гражданство. Они просто промолчат, пропустив эту тему мимо ушей.

Другое дело республики Средней Азии. Высокий уровень рождаемости в Таджикистане привёл к тому, что целые поколения в таджикских городках и сёлах уезжают на заработки в Россию. Сначала ездил отец, потом ездит сын. Официальный Душанбе будет только рад избавиться от лишнего человеческого балласта. Приблизительно такая же ситуация в Киргизии и Узбекистане.

В целом, предложенная инициатива – это шаг навстречу немалому числу желающих обрести российский паспорт. Для русских и русскоговорящих жителей Украины, Молдавии, Белоруссии, Армении и т.д., российский паспорт – это, пусть и символический, но признак связи с исторической родиной, и возможность ощутить свою причастность к Российскому государству, и весомое социальное подспорье (возможность трудоустройства на территории РФ или получение образования). Гуманитарное пространство бывшего Советского Союза разорвано. Информационное поле во многих послесоветских республиках Россией проиграно (Прибалтика, Украина, Молдавия, Грузия).

Наличие российских граждан в странах-соседях России будет пусть и не достаточной, но всё-таки мерой по возрождению единого политико-информационного поля, наполненного пророссийскими смыслами. Эти люди будут ориентированы на Россию и экономически, и политически, и информационно. Для них будет интересно и важно знать и слышать, что происходит в России, и почему происходит всё именно так. И этого не надо стесняться, т.к. любое государство придерживается концепта своего гуманитарного влияния на соседние территории. Так делает Венгрия, так делает Румыния, так делает Польша, так делает Израиль. В 2005 году Бюро консульских связей Госдепартамента США установило, что за пределами США проживает около 7 млн. американцев. Почти 80 тыс. в Париже, 18 тыс. в Стокгольме, 28 тыс. в Буэнос-Айресе, 250 тыс. в Торонто. Ели в Торонто, который находится в родственной американцам по духу Канаде, может проживать 250 тыс. американских граждан, почему не может проживать 250 тыс. российских граждан в не менее родственных для России Минске, Киеве или Кишинёве?

Пока же русские вне пределов России всё больше отдаляются от самой России. Теряются информационные связи, блёкнет значимость происходящих в России событий, выросли поколения, знающие только кукольную независимость своих республик, люди больше вслушиваются в происходящее на местном уровне, и постепенно происходит смена этнической и политической идентичности. Что такое смена этническая идентичности, известно всем. Смена идентичности политической – это когда человек вдруг из русского превращается, например, в белоруса или украинца (не по национальному, а больше по политическому принципу), хотя он сам помнит, что с десяток лет назад считал себя только русским, и даже не скрывает этого. И хотя белорусы и украинцы (малороссы) – это те же бывшие русские, но подвергшиеся в ходе исторического процесса польскому влиянию, в современных Белоруссии и Украине на официальном уровне говориться об однозначной отдельности этих народов от современных русских.

Готовность или неготовность властей той или иной республики бывшего СССР пойти навстречу гражданам в вопросе получения теми российского гражданства будет проявлением политических намерений этих властей. Если, например, Киев заявляет о недопустимости размывания института украинского гражданства, но при этом нападает больше на гражданство российское, а не на гражданство стран-членов ЕС (Румынии, Польши, Венгрии), сразу ясно, куда хочет интегрироваться украинское руководство.

Но политика России в этом направлении была бы в разы эффективней, если бы Москве удалось договориться с послесоветскими нацэлитами о сохранении института двойного гражданства – вполне цивилизованной меры, применяемой многими государствами. Кстати, сами представители нацэлиты частенько балуют себя этой роскошью, не позволяя подобного своим гражданам. Эта мера была бы очень кстати, т.к. многие жители бывшего СССР хотели бы принять гражданство России, но при этом боятся поражения в имущественных и иных правах, если лишатся гражданства страны проживания. Двойное гражданство было бы прекрасным выходом из ситуации.

Помнится, некоторое время тому назад российские СМИ сообщали о докладе американских экспертов, призывавших воспрепятствовать интеграции российских соотечественников на постсоветском пространстве. Ни раздача венгерских, ни румынских, ни иных паспортов Вашингтон не интересует, потому что и Будапешт, и Бухарест на сегодня – союзники США в Восточной Европе. И чем меньше в Восточной Европе и бывшем СССР будет России, тем больше там будет не-России. Политический вакуум всегда заполняется.


Также по теме: 

Путин предложил упростить получение гражданства России для бывших резидентов СССР