«Это может случиться снова»

«NewsBalt» перевёл авторскую колонку лидера молодых социал-демократов Дании Питера Томсена о годовщине массового расстрела в Норвегии Андерсом Брейвиком.

«NewsBalt» перевёл на русский язык авторскую колонку председателя Объединения молодых социал-демократов Дании Питера Хумельгаарда Томсена, опубликованной в датской газете «Politiken» в годовщину трагедии в соседней Норвегии — массового расстрела Андерсом Брейвиком на острове Утойа.

Трагедия в Норвегии в прошлом году изменила меня и моё поколение. До недавнего времени, занимая пост председателя объединения молодых социал-демократов, мне доводилось общаться с молодёжью, заинтересованной в политике. Я писал множество материалов по наболевшим вопросам, но ничто не давалось так тяжело, как осознание того, насколько изменилось наше и подрастающее поколение, как изменились взгляды и идеи в Европе после происшедшего на острове Утойа.

Шок длился в несколько этапов. Во-первых, когда это случилось. Затем ужасающие подробности и масштабы трагедии. И наконец, страшный цинизм в исполнении. Судебный процесс над совершившим преступления Брейвиком был длинным и сопровождался невыносимыми и ужасными подробностями об исполнении этого террористического акта. Опыт норвежцев показал всему миру и спокойной Скандинавии, что человек, незаметный и, как казалось бы, незначительный, может нанести такой ущерб и забрать жизни такого количества молодых людей. Непоправимо и бессмысленно. Это произошло в Норвегии год назад, и к сожалению, это может случиться снова.

Около недели назад редактор «Politiken» попросил меня написать о том, значит 22-е июля (день совершения Брейвиком жестокого преступления. — «NewsBalt») для меня и для будущих поколений. Я не сомневался относительно того, что я должен написать, тем не менее, это далось мне чертовски трудно, потому что 22-е июля надолго отпечаталось в нашей памяти. Для всех нас, эта дата значит что-то особенное. Что-то другое.

Трагедия в прошлом году принесла много несчастья, непонимания и ужаса для всех нас. Двадцать второе июля стало одной из тех дат, вспоминая о которой, вы всегда будете помнить, где вы были и что делали. Также как наши предки отчётливо помнят 22 ноября 1963 года, когда узнали о смерти Кеннеди, или как помнят люди, где они были, вспоминая о происшедшем 11 сентября 2001 года. Подобные события переворачивают сознание общества, идеологические взгляды и видение будущего, а также бесповоротно влияют на новые поколения.

Норвежская газета «VG» на своём портале опубликовала опрос для читателей — что они делали в ту злополучную пятницу летом прошлого года. Моё 22-е июля было столь интенсивным и эмоционально насыщенным в тот период моей жизни, что и продолжается до сих пор. Я направлялся по дороге домой из трёхнедельного отпуска, проведённого в США, остановился в Хельсинки и тогда в аэропорту на экранах ТВ увидел первое сообщение о взрыве в Осло.

Люди в аэропорту были в шоке и многие плакали. Печально было осознавать, что одна из наших северных столиц подверглась террору. 

Как только я приземлился в Копенгагене и включил телефон, посыпались сообщения от журналистов, коллег и друзей, и все со страшной вестью о том, что происходит на острове Утойа. Это было и остаётся совершенно сюрреалистическим периодом и абсолютно непонятным, что такая трагедия могла застигнуть молодых норвежских социал-демократов. Трудно понять человека, который совершил такое жестокое преступление животным способом.

Датчане и норвежцы всегда были тесно связаны, как и наши объединения социал-демократов среди молодёжи, мы едины в своей политической борьбе и целях. Наше взаимодействие и деятельность всегда проходит рука об руку и мы постоянно обмениваемся опытом и нашими политическими взглядами. Я был почти уверен, что члены нашего объединения тоже были на острове в тот злополучный день, но так получилось что мы не отсылали делегацию на остров, так как у них была запланирована поездка в Австрию в летний лагерь. В течении дня мы следили за происходящим и последними сообщениями новостных служб и только под утро следующего дня мы узнали масштабы трагедии.

Датские СМИ, такие как газета «Ekstrabladet», писали, что подобные зверства могли бы произойти и в Дании, потому что наши политики являются причиной разочарования многих людей, которые, следовательно, готовы к радикальным действиям в Дании.

В последующие дни мы могли наблюдать, как не только Норвегия, но и другие страны Северного региона скорбили и оплакивали погибших, в том числе и датчане, установив мемориал, приходили проявить своё сочувствие, разделить горе норвежцев. Только тогда я увидел, как многих затронуло происшедшее.

Молодёжные организации, чьи активисты погибли от рук Брейвика, были исключительно миролюбивыми, они акцентировали свои действия на сострадании и солидарности с самыми бедными в нашем мире, кто нуждается в помощи. Они были надеждой наших стран — погибли яркие политические таланты, молодые люди полные решимости с открытым сердцем и сознанием.

Когда премьер-министр Норвегии Столтенберг обратился к народу со словами «мы встретим террор с ещё большей демократией» и, что «если один человек смог создать столько ненависти, то стоит задуматься, как много любви мы можем создать вместе», все отметили, что эти слова не могут не вдохновлять.

На данный момент самым лучшим способом помянуть погибших cnfла бы борьба за общество и сильную, жизнеспособную демократию, независимо от того, какому Богу вы молитесь и за какую партию голосуете.

В день памяти о погибших премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт также обратилась к народу Норвегии, тем самым показав, что Дания вместе с оcтальными скандинавскими странами в знак солидарности со всем норвежским народором «стоят бок о бок в борьбе против врагов демократии». Она упомянула очень разумное поведение норвежцев, что теперь фанатизм в стране подавляется, cnfkj больше прозрачности, больше демократии и терпимости к друг-другу.