Второй месяц не утихают в Латвии дискуссии о поправках к закону о всенародном голосовании и инициировании законов, косвенно влияющих на дальнейшую судьбу института «неграждан» — прибалтийское ноу-хау в международной правовой практике.
Пока неизвестно, как сложится судьба проталкиваемого латышской умеренно-националистической элитой законопроекта, но уже сегодня почти с уверенностью можно сказать: второй этап сбора подписей за предоставление «нулевого» варианта гражданства состоится. Вот только сколько нужно будет собрать голосов – 154 тысячи с автоматическим переходом на второй этап как ранее или же 150 (75 тысяч — если сейм прислушается к президенту) тысяч уже на первом этапе до сентября этого года?
Ответ на этот вопрос кроется в технической возможности запуска этой нормы латвийского законодательства.
Понятно, что одной из главных причин пересмотра сеймом Латвии закона стала нащупанная дискриминируемой русской общиной Латвии лазейка по давлению на созданную правящей элитой систему через референдумы. Оглушительный для латвийских политико-правовых условий успех кампании по предоставлению русскому языку статуса второго государственного испугал правящих — почти 274 тысячи граждан (около 25% от общего количества) наглядно продемонстрировали своё решительное «нет» взятому курсу на построение национального государства.
При этом около 312 тысяч неграждан, по понятным причинам отнюдь не симпатизирующие правящему режиму, были лишены возможности проголосовать. Фактически в Латвии, благодаря усилиям самих же правящих, сформировалась и оформилась в цифру та самая «пятая колонна», которой они пугали латышских хуторян перед выборами.
Инициированное движением «За равные права» логичное продолжение борьбы за двуязычие – кампания за предоставление негражданам права на гражданство – лишь подлило масла в огонь, доведя поведение элиты до истерики. Это и привело к весенней спешной подготовке юридической комиссией сейма поправок к закону о всенародном голосовании и инициировании законов, смысл которых — 15-кратное увеличение количественного порога нотариально заверенных автографов (с 10000 до 150000) и ликвидация промежуточного этапа перед референдумом – сбора подписей в течение одного календарного месяца ЦИКом.
Подвох в том, что финансовые обязательства по оплате этих 150 тысяч подписей ложатся либо на ставящих автограф граждан либо на инициаторов, что ставит подножку любой инициативе русских общественников, не обладающих возможностью без какой-либо посторонней помощи выложить за своё законодательное предложение 300 тысяч латов.
21 июня сейм в третьем окончательном чтении принял изменения к закону. Но президент Андрис Берзиньш поправки не провозгласил. В мотивационном письме парламенту он отметил – в целом законопроект подходящий, но необходимо снизить порог в 150 тысяч уже на первом этапе до 75 тысяч. В то же время президент в своём письме подталкивает сейм к отмене трёхлетнего переходного периода до 2015 года, предусмотренного законодателями для введения критикуемого им повышенного порога. В сложности реализации желания президента и кроется выгода для инициаторов сбора подписей «за неграждан».
Вместе с вложенными специально в законопроект препонами для движения «За равные права», юридическая комиссия сейма внесла в закон обязательный европейский стандарт – введение в стране технологии электронного сбора подписей. Этим, а отнюдь не правовым гуманизмом, объясняется предложение парламентской комиссии отсрочить вступление в силу новой редакции закона. Ведь техническая база для сбора подписей в интернете пока отсутствует, её ещё нужно разработать. Таким образом, новая редакция закона вряд ли вступит в силу через две недели после провозглашения президентом, как того требует латвийское законодательство и будет распространяться на проходящий сбор подписей за неграждан. Хотя и такой вариант возможен.
«Движение за равные права» считает, что раз их сбор подписей начался при пока ещё действующей старой норме закона, то даже в случае принятия сейчас в экстренном порядке сеймом поправок с учётом мнения Берзиньша, на кампанию за неграждан поправки не будут распространяться, трёхэтапность и количественные квоты по голосам сохранятся прежними. Вместе с тем, Латвия не раз демонстрировала чудеса в правоведении и придавала (когда надо) законам обратную силу. Но в данном конкретном случае вряд ли латвийские власти пойдут по этому пути – это автоматически означает массовое недовольство общественности и мобилизацию русской общины, выигрышный для движения «За равные права» иск в Конституционный суд и дальнейший позор.
На неизменность юридического пути для проходящего сбора подписей указывает и ещё одно обстоятельство – после принятых с помпой известных поправок сейм удалился на каникулы до сентября. И даже если учесть, что члены юридической комиссии проникнутся 19 июля атомным патриотизмом и собралась на своё заседание по переработке закона в соответствии с замечаниями президента, приняли поправки, то вот созвать чрезвычайную сессию сейма, уже назначенную на 26 июля, будет трудно. Манящие теплом пляжи Мальдивов, Канаров и Турции вряд ли с лёгкостью отпустят тела депутатов, истощённые от трудов на благо латвийского народа.
17 июля партии, входящие в правящую коалицию, провели успешные переговоры о судьбе поправок к закону о всенародном голосовании и инициировании законов, которые и поддержала юридическая комиссия сейма. Таким образом, формула предварительных договоренностей по законопроекту правящих партий более либеральна, чем президентская. Напомним, Андрис Берзиньш предлагал на первом этапе собирать 75 тысяч подписей. Однако такое положение вещей в инициировании плебисцитов предлагается сохранять недолго – до 2015 года, после чего будет введен одноэтапный порядок сбора подписей. Тогда инициаторам референдумов придется сразу собирать около 150 000 подписей самим, без участия ЦИКа.
Если же внеочередное заседание парламента всё-таки соберётся и выработанная юридической комиссией формула – 50 тысяч подписей, затем – 150 тысяч (10% от всех избирателей) и референдум, где за законопроект должны проголосовать половина от числа пришедших на последние выборы (на данный момент – 230 тысяч голосов) — будет принята, то нужно учесть ещё некоторые технические особенности латвийского законодательства.
В соответствии с 69-й статьей Сатверсме (Конституции Латвии), после принятия законопроекта сеймом президент может провозгласить новую редакцию не ранее чем за 7 календарных дней и не позднее 21 календарного дня. Таким образом, в худшем для защитников неграждан варианте, т.е. если Берзиньш проявит ура-патриотизм, закон будет провозглашен 3 августа. После этого закон вступает в силу после соответствующей публикации в государственной газете «Латвияс вестнесис» на четырнадцатый день с момента подписания президентом.
Итого получается – 17 августа и это при самом неблагоприятном стечении обстоятельств. Т.е. у движения «За равные права», инициировавшего сбор подписей за предоставления гражданства латвийским негражданам, есть как минимум месяц для того, чтобы собрать недостающие 3 с небольшим хвостиком тысячи голосов. Это реально.
Есть также ещё одно обнадеживающее обстоятельство. В первоначальном варианте закона о всенародном голосовании и инициировании законов, поддержанным сеймом в июне, существовали оговорки смысл которых – на инициированные до принятия новой редакции закона плебисциты увеличение количественного порога подписей на первом этапе не распространяется. Единственные пункты поправок, которым придавалась обратная сила, это ограничение по финансированию кампании (введение т.н. «прозрачности» пожертвований). Вряд ли что-то принципиально поменяется и сейчас. Так что, у русских Латвии остаётся реальный шанс повернуть страну в сторону справедливости.