Асет Биисов: «Евразийский Союз — идея хорошая, только если это не будет СССР»

В рамках рубрики «Российское приграничье» «NewsBalt» представляет интервью с председателем правления национальной культурной автономии казахов Курганской области Асетом Биисовым.

В рамках рубрики «Российское приграничье» «NewsBalt» представляет интервью с председателем правления национальной культурной автономии казахов Курганской области Асетом Биисовым.

— Асет Шаканович, Курганская область и Северный Казахстан традиционно друзья — не разлей вода, и порой возникает ощущение, что казахов в Кургане больше чем, русских. Сколько же официально проживает в Зауралье казахов?

— В Курганской области насчитывается около 15000 казахов. Это всего 1,5% от общей численности жителей Курганской области. Дело в том, что казахи компактно проживают в приграничных с Казахстаном районах Курганской области – это районы Петуховский, Половинский, Макушинский, Куртамышский, Звериноголовский, Целинный. Отсюда, возможно, и ваши ощущение, мол, «понаехали». Но эти казахи проживают на территории Зауралья уже в третьем-четвёртом поколении. В Россию они пришли, в основном, в 20-30 года прошлого века, когда был голодомор. Фамильные и родовые кладбища у этих вчерашних переселенцев находятся в Казахстане. Например, мои деды родом из Северо-Казахстанской области, а я сам родился в Петуховском районе Курганской области. С другой стороны, граждане Казахстана также могут жаловаться на «засилье» у себя русских. Ведь на севере республики русскоязычное население преобладает. Соотношение — примерно 70 на 30. Русские занимают там ключевые посты. Строятся православные церкви. Это, на мой взгляд, и есть настоящая дружба народов.

— На ваш взгляд, существует ли в Кургане «бытовой национализм»?

— У нас стабильная обстановка в этом плане. Мне есть с чем сравнить, поскольку я являюсь членом правления федеральной национально-культурной автономии казахов России и вижу, что происходит в целом по стране. С другой стороны, надо понимать, что мы живём в многонациональном государстве и люди, мигрирующие в Россию из Азии, бегут оттуда не от хорошей жизни, а в первую очередь из-за того, что там нет работы. 70 лет Россия была старшим братом, а все остальные союзные республики – сырьевой базой. Поэтому, когда рухнул Советский Союз, образовалось колоссальное неравенство в развитии и условиях существования «младших братьев». Именно поэтому я считаю, что предложение российского руководства ввести уголовную ответственность за нарушение миграционных правил обернутся ростом коррупции и чиновничьим произволом. Кто даст гарантию, что полицейские, вместо того, чтобы бороться с преступностью, станут в массовом порядке проверять регистрацию приезжих? В этом плане, на мой взгляд, куда важней сейчас пропагандировать дружбу народов. Например, наша автономия выпускает в Курганской области газету «Бирлик», в переводе с казахского «Единство», где мы рассказываем о традициях российско-казахской дружбы. Также в Зауралье мы ежегодно проводим до ста культурных мероприятий, привозим из Казахстана выставки, организовываем концерты.

— Насколько сильны экономические связи между Курганской областью и Северным Казахстаном?

— Если коротко, развивается, прежде всего, промышленность. Казахстан покупает у Кургана коммунальные машины, автобусы-КАвЗики, которые доступны в сельских районах. Затем опорную арматуру, пило- и стройматериалы. Казахстан же степная зона, там нет своего леса. В сфере образования, медицины, культуры также есть свои движения. Например, Курганская сельхоз академия имеет свои представительства в Казахстане. В центре травматологии и ортопедии им. академика Илизарова проходят лечение граждане Казахстана. Открываются совместные предприятия, открыты границы, упрощён таможенный и пограничный контроль. Процесс идёт.

— На севере Казахстана, кроме русскоязычного населения, жила ещё одна внушительная диаспора — немцы, подавляющее большинство которых в 90-годы вернулось на историческую родину. По вашему мнению, что Казахстан потерял от такой миграции?

— На мой взгляд, Казахстан ущерба не ощутил. Да, мы знаем, что немцы очень добросовестные, пунктуальные, трудолюбивый народ. В Казахстане это была элита. Например, губернатор Северо-Казахстанской области был немец. Начальник Госавтоинспекции — немец. Германия пригласила своих соотечественников на родину и их место заняли казахи. И это правильно, когда в Казахстане руководящие посты занимают казахи, как и в любой другой стране люди своей национальности. Тем самым развивается патриотизм, ответственность за отчизну. На сегодняшний день есть случаи когда, немцы возвращаются обратно в Казахстан, потому что там — в Германии — оказался совсем другим менталитет, совсем другим подход к жизни и работе, к отдыху и вообще к ценностям. Насколько я знаю, Казахстан не отказывает в предоставлении гражданства.

— Любимая тема приграничья: кто, что провозит через границу, пользуясь неизбежной разницей цен? Например, на российско-польской границе калининградцы везут из Польши дешёвую колбасу и пиво, а поляки вывозят из Калининградской области бензин и сигареты…

— Несколько лет назад из Казахстана в Курган ходила электричка, набитая… хлебом. В Казахстане хлеб был очень дешёвый, булки возили в мешках, в которых обычно зерно хранят. Буквально этими мешками набивали вагоны. Сервис доходил до того, что тебе звонили домой и булочку заносили. Из-за этой хлебной экспансии в Курганской области разорились хлебопекарни. А из Кургана в Казахстан в огромных количествах уходила рыба, пиво, бананы. Сейчас ценовая шкала по хлебу выровнялась. Но до сих пор народ из Казахстана возит водку, которая в Зауралье, прошу прощения за рекламу, считается эталоном качества. Из России везут сахар и крупы.

— Ваше мнение о планах создать Евразийский Союз?

— Идея хорошая. Конечно, только если это не будет повторение Советского Союза. В плане превосходства старшего брата. А на равных с чисто экономически взаимовыгодными отношениями. Естественно, такой союз даст всем республикам, в него входящим, силу и уверенность в завтрашнем дне. С нами будет считаться и Евросоюз, и США. Мы все уже знаем, что если каждый будет вариться в собственном соку, то найдётся «повар», который поставит свои военные базы в республиках. Как это произошло в Кыргызстане или Грузии.

— Если такой союз будет создан, ваш прогноз — когда появится общая валюта, единая граница для беспрепятственного путешествия, как в Евросоюзе?

— Это очень долгая перспектива.

— Мы с вами доживём?

— Боюсь, что нет (смеётся). Граница между государствами должны остаться, поскольку, естественно, начнётся неконтролируемая миграция. Хотя паспортный контроль можно снять (сейчас виза для посещения Казахстана россиянам не требуется, однако на границе происходит паспортный контроль плюс необходимо в Казахстане встать на учёт в органах внутренних дел. — «NewsBalt»). Но до единой границы надо дозреть, в первую очередь экономикам всех стран, входящим в Евразийский Союз. На эту тему можно посмотреть и с другой стороны — мы видим, что в Евросоюзе сейчас не всё гладко. Кризис в Греции, на очереди Испания. Поэтому, на мой взгляд, проблемы в ЕС мы должны воспринимать как шпаргалку. В общем, как говорил товарищ Саахов из кинокомедии «Кавказская пленница»: «Э нет, торопиться не надо!»


Справка «NewsBalt». Асет Биисов, 53 года. Закончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (1978); Казахскую государственную юридическую академию (2003). С 2001 года возглавляет топливно-энергетическую компанию «Энергоуголь». Член Совета Ассамблеи народов Зауралья, советник губернатора по национальным вопросам, член Общественной палаты Курганской области. С 2005 года Биисов возглавляет правление Национальной культурной автономии казахов Курганской области. Президентом РФ в 2011 году награждён медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. Женат, воспитывает дочь.

Также по теме:

Уй вам, а не близкие родственники: репортаж «NewsBalt» из российско-казахского приграничья