Предвыборная кампания в Сейм Литвы не отличается оригинальностью, как и везде, цель одна – пробиться в парламент, получить достаточно голосов, чтобы иметь возможность если и не определять, то хотя бы влиять на политику. Хорошо известны и методы достижения искомого: подать себя с самой выгодной стороны, а потенциальных соперников унизить, смешать с грязью. Ну, в том, что все из почти 40 партий, участвующих в предвыборной гонке, белые и пушистые, горой стоят на страже интересов бедного электората, убеждать всех и каждого надо. Для его, скромного обывателя Йонаса, ушей приготовлены тонны лапши и развесистой клюквы, и они уже вовсю используются партийными функционерами.
Содержательная часть партийных установок мало отличается, несмотря даже на то, что наработаны такими антагонистами, как, к примеру, социал-демократы (заметим, долго стояли у государственного руля) и правящие ныне консерваторы. А что же можно обещать, как не сладкую жизнь в условиях тотальной демократии? Кто в здравом уме возьмётся пилить сук, на котором с комфортом сидят – или намерены усесться – десятки депутатов?
Сейм – нечто сродни тому уже ставшему народным юмористическому образу про кролика, который не только ценный мех, но и килограммы диетического мяса, только тут дивиденты куда существеннее: огромная зарплата и возможность участвовать в делёжке национального пирога. Такая, казалось бы, абстрактная возможность на деле оборачивается десятками, а нередко и сотнями тысяч литов, поступающих на счета жён, сыновей, зятей и племяшей народного избранника. Разве случайно среди них едва ли не большинство миллионеры или просто богачи? И потому понятно, почему буквально на днях парламент не одобрил инициативу мэра Вильнюса Артураса Зуокаса провести референдум о сокращении числа депутатов на одну треть, хотя логика у мэра железная: численность депутатского корпуса должна соответствовать количеству населения, а оно, как известно, катастрофически убывает. Кстати, Зуокас идёт на выборы и с другими интересными предложениями (об одном из них, касающемся увеличения площади столицы за счёт покупки острова у мучающихся в долговых конвульсиях Греции наш портал уже писал) и в случае успеха не прочь бы занять кресло премьер-министра. Однако это вряд ли, созданная год назад и возглавляемая мэром партия «Тайп!» («Да!») в числе фаворитов не значится.
Электоральная кампания хороша ещё тем, что тут тайное (но к сожалению, далеко не всё) становится явным, что вскрываются факты, о которых герои предпочли бы помолчать. Вот, например, некие доброхоты опубликовали на сайте фамилии двух нештатных агентов КГБ, ныне членов Партии труда, и президиум партии предложил им, а также и другим сексотам добровольно покинуть ряды, что те незамедлительно сделали. Обозреватели полагают, что это ещё один ушат грязи на соратников Виктора Успасских, которого и без того обвиняют в финансовых махинациях. Дело дошло до того, что спикер сейма Ирена Дягутене открытым текстом призвала сограждан категорически сказать «нет» Партии труда, поскольку «это опять привяжет Литву к России».
Увы, как и многие годы прежде, Россия, по-прежнему, служит для многих партий – особенно правых и либеральных, составляющих ныне правящую коалицию — пугалом, угрозой не только отечественной экономике, но и независимости. И на этом рассчитывают набрать дополнительные очки. Именно в последние дни и политики, и государственные деятели страны на европейских форумах поднимают тему российской угрозы, стремительной милитаризации Калининградской области, провокационных полётов российских военных самолётов. И часть электората, однако с каждым годом всё меньше и меньше, поддаётся гипнозу угрозы и голосуют за твёрдую линию – то есть за конфронтацию — в отношениях с Москвой.
Аналитики считают, что консерваторы, скорее всего, и нынче попадут в парламент, но ни о каком их серьёзном влиянии на политический курс говорить не придётся. Большинство граждан земли Марии, истерзанное реформами кабинета Андрюса Кубилюса, этому будет только несказанно радо. Такие мегапроекты, как атомная станция и терминал сжиженного газа, которые призваны, по расчёту власти, оторвать Литву от российской энергопуповины, доверием у населения не пользуются, критикуют их и многие специалисты. Мало пользы принёс и инициированный правительством визит вице-президента японского концерна «Хитачи» Масахару Ханю, генерального спонсора проектируемого ядерного реактора, который, кстати, искренне удивился: парламент закон о АЭС принял, а теперь этот же вопрос будет рассматривать народ на референдуме? Мол, где телега, а где лошадь? И невдомёк заокеанскому гостю, что таким экзотическим образом правительство выкручивается из угла, в который загнало себя маниакальным стремлением отгородиться железным занавесом от восточных соседей.
Литовский обыватель уже привык тому, что едва ли не каждый парламентский цикл несёт изюминку, а порой и настоящую сенсацию. Именно ею стала в своё время триумфальная победа Партии труда и последовавшее за ним скандальное ниспровержение её лидера с политического олимпа. Нынче трудовики намерены взять реванш, и, видимо, в этом им не смогут помешать такие пропагандистские орудия главного калибра как Дягутене. Не менее сенсационным четыре года назад стал дебют ещё одной партии, названной не без претензий на национальное лидерство – Народного возрождения (в народе её знали как партию шоуменов или клоунов, поскольку депутатские мандаты получили артисты, в том числе и юмористы, музыканты, певцы и прочая богемная публика). Она оказалась второй, опередив большинство партий — ветеранов политической сцены, а её лидер Арунас Валинскас, войдя в коалицию с консерваторами и либералами, возглавил Сейм. Партию шоуменов раздирали распри, репутацию подтачивали громкие скандалы, и сейчас как самостоятельная единица партия не существует, а жалкие остатки арт-движения слились с либералами. Валинскас, личность сколь амбициозная, столь и скандальная, вошёл под номером три в список Партии либералов и центра, у которой шансы пройти в Сейм большинство наблюдателей оценивает как призрачные.
Некую интригу представляет участие в выборах партии «Путь смелости», на партийном знамени которой вполне мог быть портрет Драсюса Кядиса, уже ставшего легендарным борцом с педофилами и чья таинственная смерть по сути оборвала цепочку, тянущуюся в высокие кабинеты. Вот его имя и вынесено в название нового объединения (Драсюс – смелый. — «NewsBalt»). Возглавляет его сестра Кядиса Неринга Венцкене, продолжающая, по её словам, дело убитого брата. На этом пути она вступила в открытую фронду с властями, из-за чего потеряла пост каунасского судьи. У ней много сторонников, в её поддержку собирались массовые митинги в городах, высказывались и многие политики. А Нерингу продолжает терроризировать прокуратура, по каждому пустяку вызывают на допрос, причём широко оповещает об этом масс-медиа. В принципе это неплохой пиар, однако, по мнению специалистов, вряд ли это поможет набрать «смелым» пять процентов голосов, необходимых для прохождения в законодательное собрание. Всё же как начало большого пути их дебют можно считать весьма многообещающим.
Собирает силы и самая, пожалуй, боевитая оппозиционная сила – Избирательная акция поляков Литвы, чей лидер Вольдемар Томашевски возглавил борьбу за польский язык, культуру, против насильственной ассимиляции, за возврат собственности и земли в Вильнюсском округе прежним владельцам. Вот уже не впервые вместе с поляками единым списком идёт партия «Русский альянс», которая до сих пор в Сейме представительства не имела. И сейчас коалиция далека от проходного балла, но буквально в последнюю неделю произошло событие, которое несколько потрясло политикум: в коалицию поляков и русских вступает Литовская Народная партия. Создала её Казимира Прунскене, ближайшая соратница патриарха литовской государственности Альгирдаса Бразаускаса, которая уже долгое время находится в поисках своей ниши. Главное её отличие от правых и либерал-центристов: прагматизм, умудрённый опытом политик выступает за взаимоуважительный диалог с Россией, за развитие отношений без предварительных условий. Не замечено за ней и требований компенсации за оккупацию. Сейчас она по болезни — временно, надо надеяться, — передала бразды правления своему сыну, и ему уже обещано четвёртое место в общем списке коалиции, хотя переговоры ещё продолжаются. В национально (точнее – националистически) ориентированных СМИ этот шаг Прунскене рассматривают не иначе как измену Отечеству, как соглашательство с польской диаспорой, которая устами своего лидера Томашевски заметила, что они тут, в Вильнюсском округе, живут веками и это не им, а литовцам надо интегрироваться в местную жизнь.
Если «Русский альянс» пытает счастье в союзе с поляками и литовцами, то Русская партия Литвы, по-прежнему, надеется на успех в одиночку. Доказывать, что и без того немногочисленная русская диаспора расколота и, как следствие, ослаблена неумением, а чаще нежеланием лидеров двух политических движений договариваться, а если называть вещи своими именами — междуусобицей, значит ломиться в открытые двери. Об этом говорится уже много лет, а воз и ныне там.
Выборную кампанию можно сравнить с картиной, в которой представлена вся палитра красок и полутонов. В борьбе за патриотично настроенный электорат под «раздачу» попал известный польский поэт еврейского происхождения Юлиан Тувим. Именем признанного гуманиста местные власти Вильнюсского района назвали улочки в своих небольших посёлках, населённых преимущественно поляками. И что же? В правительстве это посчитали такой крамолой, подрывом под государственные устои, что срочно рассмотрели безобразие в суде и приказали вернуть улицам старые, в основном литовские наименования. Сейчас «поэтические» таблички с остервенением срываются. Ура, литовскость победила, а польские поэты, тем более еврейского происхождения, поставлены на место. Вот только добавит ли война с культурой, пусть даже польского происхождения, голосов консерваторам – ба-а-альшой вопрос.
А в заключение – нечто из разряда парадоксального. В одномандатном округе города Расяйняй за депутатское кресло сражаются мэр этого района Ремигиюс Ачас и … его жена Вида Ачене. Мэр выступает как представитель партии «Порядок и справедливость», а его жена выдвинула себя сама. На вопрос журналистов, не грозит ли муж-соперник разводом, Вида улыбается: «Пока нет. Деликатно молчит». Многие же полагают, что это никакой не экспромт, а точно рассчитанный ход: во втором туре жена снимает свою кандидатуру и призывает голосовать за супруга. Победа почти в кармане. И, думается, элекшн преподнесут еще не один удивительный случай, остается пожелать, чтобы он вызывал только улыбку. Но это, безусловно, из разряда фантазий.