«Не может быть и речи, чтобы кто-либо другой влиял на международные отношения Польши с её соседями»

Накануне своего визита в Калининград польский сенатор Ян Либицки высказал «NewsBalt» своё мнение о политике США в Европейском Союзе.

Накануне своего визита в Калининград польский сенатор Ян Либицки дал интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt».

— Пан Либицки, с чем, по вашему мнению, связано недавнее заявление президента Бронислава Коморовского о том, что участие Польши в американском проекте противоракетной обороны «было ошибкой». Как вы полагаете, нужно ли Польше подобное оружие?

— Многие в Польше очень рассчитывали на размещение на её территории элементов американского противоракетного щита, что во время президентства Джорджа Буша казалось вполне реальным. Ситуация изменилась вместе со сменой администрации в Вашингтоне. Польша, как и каждая нормальная страна, нуждается в современном и действенном вооружении. В том числе в современной системе противоракетной обороны. Высказывание президента Коморовского я понимаю с одной стороны, как заботу об этом элементе польской армии, а с другой – как поиск таких решений, которые давали бы возможность эффективной обороны и не ставили бы её в зависимость от смены политических конъюнктур в союзных государствах.

— В какой степени, по вашему мнению, США сегодня оказывают влияние на Польшу в её взаимоотношениях с Россией?

— Я должен ясно и решительно подчеркнуть, что, хотя Польша и является членом НАТО, но одновременно это большое, суверенное государство, которое формирует свои отношения с соседями свободно и независимо. Не может быть и речи о том, чтобы кто-либо другой влиял на её международные отношения, особенно с соседями.

— В чём, по вашему мнению, причина регулярных скандалов на экономическую тематику, которые постоянно сотрясают Польшу, связанных с российскими компаниями?

— Экономические взаимоотношения между Польшей и Россией это сложная материя. Прежде всего, следует сказать, что до сих пор российские инвестиции в Польше ассоциировались с российскими интересами к стратегическим отраслям нашей экономики, такими как энергетика или банковская система. Вот по этой причине в Польше господствует исторически оправданное недоверие, и попытки российского капитала инвестировать именно в эти отрасли всегда будут восприниматься с большой сдержанностью. Сдержанностью, которая иногда несправедливо относится и к российским инвестициям в других отраслях. Чтобы это преодолеть, нам нужна одна, большая, удачная российская инвестиция в секторе, который я бы назвал «нечувствительным». Если такая инвестиция принесёт успех, то я глубоко уверен, что это решительно изменит климат вокруг российских инвестиций в Польше. Тут я имею в виду такие секторы экономики, как хотя бы строительство, туризм, сельское хозяйство или спорт. Мы все должны интенсивно работать в направлении именно такого развития событий.

— Каков ваш прогноз развития отношений Россия-Евросоюз сквозь призму польско-российских отношений?

— Польша является членом ЕС, поэтому билатеральные польско-российские отношения следует рассматривать как интегральный элемент отношений между Россией и ЕС. С этой перспективы я бы не разделял этих двух направлений. Польша, однако, как значительный член ЕС, граничащий с Россией, должна указывать на выгоды, проистекающие из добрососедских отношений между Россией и Евросоюзом. Хорошим паромером тут является вопрос малого приграничного движения с Калининградской областью. Польский МИД долго работал над изменением тех евросоюзовских правил, которые блокировали такой окончательный вид закона о малом приграничном движении, который отвечал бы действительным потребностям обоих государств. И я хотел бы с радостью подчеркнуть, что это удалось.

— Что вы думаете о льготном визовом режиме «72 часа без виз», который уже введён Россией для европейских туристов, путешествующих в Россию на паромах? Почему, по вашему мнению, подобное симметричное решение не принял Евросоюз?

— Ответ на этот вопрос в определённой степени связан с ответом на вопрос предыдущий. Речь идёт о понимании принципов функционирования Евросоюза, как такового. Государства-члены союза имеют обязательства взаимного согласования с коллективом остальных 26-ти государств конкретных юридических постановлений, что, силой обстоятельств, откладывает принятие решений по многим важным вопросам. С этой точки зрения Российская Федерация может принимать конкретные решения значительно быстрее. Что же касается вашего вопроса, то я позитивно смотрю на его решение в будущем.

— А как вы оцениваете вступившее в силу малое приграничное движение между Россией и Польшей?

— Малое приграничное движение между некоторыми польскими воеводствами и Калининградской областью я оцениваю необычайно позитивно. Прежде всего потому, что принятие этого решения долго ожидалось жителями приграничных регионов. Для них это шанс на более интенсивное экономическое развитие. Мерой этих ожиданий служит огромный интерес СМИ и органов местного самоуправления, инаугурация начала приграничного движения на пограничном переходе Мамоново-II  Гжехотки 27 июля этого года. Можно было явно ощутить этот огромный интерес. Кстати сказать, это относится не только к приграничным регионам, но и ко всей Польше.

— Выскажете своё мнение на тему польско-литовских отношений в контексте конфликта литовских властей с польским национальным меньшинством в Литве. Как эта проблема выглядит из Варшавы?

— Проблема польско-литовских отношений является действительно очень чувствительным вопросом. Для Польши приоритетом являются, прежде всего, права поляков, живущих в Литве. Все политические силы в Польше желают добрых польско-литовских отношений, но — цитируя премьера Дональда Туска: «Польско-литовские отношения будут такими, каким будет отношение литовского правительства к проживающим в Литве полякам». Вот самое простое и одновременно самое короткое определение. Я очень надеюсь, что с течением времени эти отношения будут улучшаться.


Справка «NewsBalt». Ян Филип Либицки (Jan Filip Libicki), 41 год. Польский политик, историк, депутат сейма V и VI созыва, депутат сената VIII созыва. В 1996 году закончил исторический факультет Познаньского университета им. Адама Мицкевича, в 1994-2002 гг. был владельцем бюро переводов. В 1999-2002 гг. занимал пост советника президента государственного фонда реабилитации инвалидов. Является вице-президентом Польско-Тайваньского парламентского сообщества. Член парламентского клуба «Гражданской платформы». Ян – инвалид-колясочник.