В середине августа министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя сказал, что не может прогнозировать, как отнесётся Эстония к новым проектам прокладки газопровода Nord Stream в эстонских территориальных водах, но, по его мнению, это принесёт Эстонии пользу. По словам Туомиоя, газопровод между Россией и Европой способствовал бы возникновению взаимозависимости и общего интереса. В то же время он заметил, что Россия не станет строить газопровод, на другом конце которого нет надёжных покупателей.
«Я знаю, что кое-где это рассматривают как вопрос политики безопасности, но, как известно, это не так», — сказал он. По словам Туомиоя, он не может прогнозировать, как отнесётся Эстония к подобному предложению, если оно поступит: «Это, конечно, должны решать сами эстонцы, но я считаю, что в интересах Эстонии отнестись к этому положительно».
Эстония — в прошлом наша республика, а сейчас околонезависимое государство, как и любое, входящее в состав Евросоюза и имеющее внешние долги, а на сегодня такой у Эстонии составляет 97 процентов от ВВП — тем не менее, могла бы стать хорошим деловым партнёром для России. Так что могла бы принести Эстонии дружба с Россией, если бы договор о границе как неотъемлемой части дипломатических отношений стран был бы подписан?
Речь идёт о двух документах — Договоре между Россией и Эстонией о российско-эстонской государственной границе и Договоре о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. Оба документа были подписаны в Москве министрами иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом и России Сергеем Лавровым 18 мая 2005 года. Однако месяц спустя эстонский парламент при ратификации пограничного договора включил в документы положения, которые не были предусмотрены первоначальным текстом. В частности, депутаты внесли в соглашение ссылки на документы, где говорилось об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году, «десятилетиях оккупации», а также о «противозаконном включении Эстонии в состав СССР». Кроме того, в тексте договора парламентарии упомянули Тартуский мирный договор от 1920 года, по которому Эстонии принадлежали территории, ныне входящие в состав России.
Собственно, это и заставило российское внешнеполитическое ведомство инициировать процедуру отзыва своей подписи под договором. Потому на сегодняшний день граница с Эстонией вроде бы есть, только у каждой стороны своё понятие о том, где она проходит. Та же ситуация когда-то была и в отношениях России и Латвии, но тогда речь шла о Пыталовском районе. Однако, в 2007 году был подписан и ратифицирован договор о российско-латвийской государственной границе, и район остался в составе России.
Будь договор ратифицирован, дипломатическая брешь была бы заполнена, напряжённости не было бы и тогда можно было бы говорить и о безвизовых отношениях с Евросоюзом. По мнению российских властей, облегчение визового режима с Евросоюзом значительно расширит торгово-экономические и гуманитарные связи России и стран ЕС.
Сама тема введения безвизового режима между РФ и ЕС является одной из главных в отношениях сторон. Вот и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов на встрече российско-эстонских парламентариев летом 2012 года в Пюхаярве озвучил эту же мысль.
«В качестве представителя Псковской области я, прежде всего, хочу, чтобы мы решили связанные с границей вопросы, таким образом мы закроем тему границы с Евросоюзом, чтобы увеличить объём торговли, и чтобы наши люди смогли больше ездить друг к другу в гости. Южная Эстония и Псковская область смогли бы больше зарабатывать денег», – сказал Маргелов.
Желание российской стороны понятно, остаётся вопрос, что же эстонская сторона не желает увеличить торговые обороты? Ведь совершенно очевидно, что для обеспечения безвизового режима всё в итоге упрётся в вопрос о виртуальной границе между странами.
Но помимо иллюзорных на сегодняшней день экономических возможностей от отмены виз, есть и куда более реальные. Речь идёт о проекте Rail Baltica, в котором российская сторона могла бы принять участие с учётом того факта, что прибалтийские страны так и не нашли денег на этот многообещающий проект строительства скоростной железнодорожной магистрали (более подробнее о проекте Rail Baltica читайте здесь. — «NewsBalt»). В проекте предположительно будет так называемая «узкая» колея железнодорожного полота, существенно отличающаяся от «широкой» колеи, строившейся ещё во времена Российской империи. Желание замахнуться на этот проект, было озвучено руководителями трёх прибалтийских стран ещё в 90-ые годы, однако его изучение было включено в программу Европейских коммуникационных сетей (TEN-T) только на период 2007-2013 гг. В настоящее время обсуждается включения его финансирования в список приоритетных проектов ЕС в бюджете 2015-2020 гг.
Но в начале 2010 ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сделали предложение Эстонии — РЖД готова принять участие в строительстве эстонского участка скоростной дороги, но на условии, что этот участок будет с широкой колеёй, что принципиально меняет суть проекта. В апреле 2010 представитель Эстонии вице-президент Еврокомиссии и еврокомиссар по делам транспорта Сийм Каллас заявил, что Эстония отказалась от перехода на европейский стандарт 1435 мм, и ширина колеи проекта останется в Эстонии неизменной — 1520 мм.
Однако в августе 2012 года тот же еврокомиссар предположил, что разработка трассы с европейской шириной колеи не означает, что железнодорожную сеть с российской шириной колеи нужно упразднить — их следует комбинировать между собой. По его мнению, в использовании же одного лишь российского стандарта смысла нет. Но финансовых влияний в экономику стран от ЕС пока тоже не поступило.
В итоге мы имеем ряд масштабных проектов — это сотрудничество Псковской области и Эстонии, отмена визового режима между странами, участие в строительстве Rail Baltica и прокладка части газопровода Nord Stream в территориальных водах Эстонии. Самое печальное, что обо всех проектах, кроме пожалуй Северного потока, можно было говорить ещё в начале 90-х гг, если бы не узкоэтническая идеологическая платформа внешней политики стран.
Кстати, в начале 2012 года посол Российской Федерации в Эстонии Юрий Мерзляков в своём интервью обозначил проблемы, мешающие нормальным отношениям между нашими странами. По мнению Мерзлякова, переломную роль в двусторонних отношениях могло бы сыграть конкретная и взаимоприемлемая договорённость по пограничным договорам. Посол также выразил озабоченность в связи с тем, что отсутствует прогресс в поиске лиц, убивших гражданина России Дмитрия Ганина в ходе волнений «Бронзовой ночи» 2007 года. Кроме этого, он напомнил и о проблеме массового «негражданства». Здесь, по словам посла, Россия выступает лишь за выполнение соответствующих рекомендаций ООН, Совета Европы и ОБСЕ. И обозначил, как проблему, сужение русского культурного пространства через ликвидацию системы образования на русском языке. Также посол назвал «кощунственным и недопустимым» намерение властей Эстонии предоставить статус «борцов за свободу» лицам, во время Второй мировой войны воевавшим на стороне нацистской Германии.
Одним словом, за 22 года правила эстонской игры остались теми же, а вот захотят ли соседи играть в неё – это уже другой вопрос.