Владислав Гулевич: Кто стоит за европейской наполеономанией в 200-летнюю годовщину Отечественной войны 1812 года

Эксперт «NewsBalt», aналитик Центра консервативных исследований МГУ им. Ломоносова Владислав Гулевич анализирует пронаполеоновские мероприятия в Европе и России, где «корсиканское чудовище» предстаёт в образе прогрессивного лидера.

«История будет благосклонна ко мне, потому что я сам её напишу», — говорил Уинстон Черчилль. Именно этой фразой можно охарактеризовать деятельность т.н. Международного наполеоновского общества (la Société Napoléonienne Internationale). Основанное кумиром советских юношей второй половины 1980-х, известным культуристом Беном Вейдером, это общество придерживается ревизионистских взглядов на историю наполеоновской Франции всего, что с ней связано. Данная структура имеет целый ряд дружественных научно-исследовательских площадок (которые лучше бы назвать агитационно-пропагандистскими) в вузах не только Франции, но и Канады, США и даже России.

С зарубежными почитателями Бонапарта, в т.ч. в России, Международное наполеоновское общество предпочитает работать на грантовой основе. За определённую сумму историки, согласившиеся превратить научную совесть в предмет купли-продажи, выдают из-под пера труды, в которых ставится под сомнение значимость для русской истории Отечественной войны 1812 г., а «корсиканское чудовище» предстаёт в образе прогрессивного лидера. Как сказано на главной странице Международного наполеоновского общества, Бонапарт был сторонника религиозных и гражданских свобод и заботился об улучшении условий жизни находившихся под его протекторатом территорий. Тогда закономерен вопрос: а зачем эти русские ему противились? Не иначе как по причине своей отсталости и дикости.

В этом году мы будет отмечать 200-ю годовщину событий 1812 года. И не случайно к этой же дате приурочены пронаполеоновские мероприятия в Европе и России. В России это выглядит в виде научно-практических конференций, где о Бонапарте отзываются с мягкостью, доброжелательностью и ностальгическими нотками в голосе. Естественно, что к русским героям той войны (Кутузову, Давыдову, Тормасову) снисходительности будет куда меньше. Их авторитет вообще ставится под сомнение, как и целесообразность их антинаполеоновских действий. 

Характерно, что в Белоруссии апологетами Наполеона выступают представители пропольских организаций. Как известно, в рядах армады «двунадесяти языков» французов было не более 50%, остальные – голландцы, итальянцы, немцы, хорваты, бельгийцы, португальцы и огромное число поляков (100 000). Для поляков Наполеон – герой, вне всякого сомнения, положительный. Обелить Наполеона, вознести его на пьедестал почёта – это значит придать милитаристскому порыву 100 000 поляков благородное обрамление, цивилизаторский лоск, а русских низвергнуть в чувствилища тирании и деспотии.

В Польше существует несколько организаций, специализирующихся на наполеоновской эпохе. Например, Центр изучения эпохи Наполеона (Ośrodek Studiów Epoki Napoleońskiej) из Пултуска входит в международную сеть наполеоновских городов, основанную ещё в 1999 г. Её цель – сохранение и популяризация исторического наследия Наполеона Бонапарта. В этом году, на который припадает 200-я годовщина наполеоновских кампаний в Европе, планируется проведение торжественных мероприятий, посвящённых событиям той эпохи (сражения при Прейсиш-Эйлау (ныне город Багратионовск Калининградской области), Бородино, Борисове).

Ещё одной псевдоисторической уловкой белорусских пропольских активистов является апеллирование к истории марионеточного Великого Княжества Литовского, учреждённого под протекторатом Франции. Правда, в их изложении это псевдогосударственное образование преподносится как суверенное белорусское национальное государство, вошедшее в европейскую семью народов с помощью Парижа и Варшавы. Жили в этом государстве будто бы т.н. литвины, которых сегодня по злому умыслу российской пропаганды, «обзывают» белорусами, чтобы насильно привязать к русским (общий корень – «рус»). Литвинскую тему уже давно окучивают белорусские националисты, о ней благосклонно отзываются польские СМИ и белорусская оппозиция. Литвинизм – ещё одна попытка втиснуть Белоруссию в западную модель развития, вытравив из неё всё русское. Она гармонично ложится в идеологический фарватер деятельности Международного наполеоновского общества.

Многие поклонники Наполеона, отстаивая своего кумира, подчёркивают его таланты, которые он проявил вне поля сражения (например, Кодекс Наполеона). Но свои таланты были и у Гитлера: смог мобилизовать население и дать ему главенствующую идею (отличный идеолог), поднять разрушенную германскую экономику (отличный управленец), многократно усилить мощь германских вооружённых сил (отличный стратег), поднять престиж армии (отличный пропагандист), укрепить механизмы внутригосударственного социального обеспечения граждан (отличный организатор).

Так может, скоро мы узнаем об учреждении где-нибудь на Западе Международного гитлеровского общества?


Об авторе. Владислав Гулевич, 37 лет. Политический аналитик, обозреватель газеты «Час пик», член экспертной команды внешнеполитического издания «Международная жизнь», аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ им. Ломоносова.