Анджей Запаловски: Польша не должна вести политическую активность в сфере влияния русской цивилизации в Европе

Польский историк и политик Анджей Запаловски специально для читателей «NewsBalt» высказал свой взгляд на тему «Польша между Евросоюзом и Россией».

Известный в Польше историк и политик Анджей Запаловски (Andrzej Zapałowski) специально для читателей «NewsBalt» высказал свой взгляд на злободневную тему — Польша между Евросоюзом и Россией.  

Опыт и предубеждения

Политические отношения Польши в польской традиции были, и до некоторой степени до сих пор являются, действиями, направленными на балансирование между двумя её крупнейшими соседями, т.е. Россией и Германией. Эта дилемма начала появляться в концепциях польской элиты, мыслящей в категориях интересов польского государства, по крайней мере с XVII века. В особенности этот взгляд начал приобретать значение и сделался одной из парадигм польской национальной политики, когда страна потеряла независимость в результате захвата её территории Россией, Австрией и Пруссией. 

Основной дилеммой, появившейся перед Первой мировой войной, стал вопрос — какое из государств-захватчиков станет опорой для возрождения польской государственности, а после обретения независимости в 1918 году, как балансировать между двумя вышеупомянутыми государствами, чтобы этой независимости не потерять. 

Проблемой Польши было то, что она находилась в стратегическом направлении, в котором Советская Россия могла сосредоточить свои усилия для приобретения влияния в Западной Европе. Европе, которая на протяжении последнего тысячелетия была политическим и экономическим центром мира. Кто властвовал на этой территории, тот и правил миром. Это понимали турки в XVII веке, понимал это и Наполеон. Проблемой было, как устранить возможных будущих конкурентов в борьбе за мировое влияние, особенно имеющих сухопутные границы в Центральной Европе. Таким конкурентом, обладающим или могущим обладать соответствующим демографическим и экономическим потенциалом, была на востоке только Россия. Для этой страны приобретение влияния в Европе путём продвижения к её центру являлось показателем могущества. Присутствие на территории, составляющей и создающей политико-экономическую ситуацию в мире, являлось условием её великодержавности. 

И здесь Польша оказалась в ситуации, угрожающей её существованию. Она могла балансировать между Россией и Германией только в ограниченных пределах. Именно в конце XIX века появилась концепция Междуморья, или идея, предполагающая создания федерации государств Центральной и Восточной Европы. В конечном итоге к Междуморью должен был относиться регион, лежащий между морями Адриатическим, Балтийским и Чёрным, а конкретно вновь созданные государства: Польша, Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, и, возможно, Финляндия. Предполагаемая федерация должна была обратиться к Ягеллонской традиции мультикультурной Речи Посполитой обоих народов. Юзеф Пилсудский считал, что её создание позволит государствам Центральной Европы избежать подчинения Германией или Россией. 

Эта концепция снова появилась в польской политике после 1989 года, в момент создания независимых Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии. Она обращалась к политической мысли части польской эмиграции, сосредоточенной вокруг издаваемого в Париже журнала «Культура» и её главного редактора Ежи Гедройца. Этот журнал, пересылаемый в Польшу нелегально, и помещённые в нём идейные тексты, сделался для значительной части польской оппозиции политическим толкователем на ближайшие годы. 

После многих лет российского господства в Польше, начавшегося в 1944 году, страна вновь в 1989 года стала перед дилеммой: как сохранить свою независимость? В Польше прекрасно отдавали себе отчёт, что слабость России не является долгосрочным элементом, и такое положение не продлится долго. Поэтому польские политические элиты преступили к действиям, нацеленным на вступление страны в НАТО, где один из её смертельных врагов — Германия – в значительной степени контролировался в военном отношении североатлантическим договором. Кроме того, были предприняты шаги по присоединению Польши к Европе, находящейся в стадии политического и экономического объединения.

С другой стороны Польша предприняла действия, нацеленные на поддержку стремления к независимости в Белоруссии и на Украине, для чего была оказана помощь кругам, для которых российская угроза являлась более чем существенной проблемой. Эти действия Польши в обоих направлениях получили существенную поддержку США, которые видели в этом возможность значительного продвижения своих влияний в Восточной Европе, а тем самым окончательного исключения России из соперничества за мировое влияние и низведения её до уровня региональной державы. При этом никто всерьёз не прислушивался к голосам, твердившим что процесс цивилизационной экспансии США на восток Европы и её прочное укоренение займёт не десятилетие, а по крайней мере несколько десятков лет.

Польский геополитик и историк, творивший в тридцатые-сороковые годы прошлого века, Феликс Конечный (Feliks Koneczny), в своих работах обращал внимание, что человек всегда принадлежит одной цивилизации. Он подчеркивал, что человек не может быть цивилизован двояко. Территория современных Украины и Белоруссии является регионом, поделённым, как заметил ныне покойный американский профессор Сэмюель Хантингтон (Samuel Huntington), между двумя цивилизациями: латинской (независимо от господствующих там религиозных обрядов), и, скажем так, российской. Граница между ними проходила вдоль государственной границы польского государства до 1945 года. Поэтому опора американских и западноевропейских – в том числе и польских – элит на националистические круги Украины и Белоруссии, которые основную поддержку имели на землях, принадлежащих латинской цивилизации, должна была закончиться поражением. Они не имели шансов возобладать над согражданами с совершенно иной традицией и ментальностью. Многие политики до сих пор не видят этой зависимости, будучи более привязанными к идеологии, чем к жизни. 

Смена центра мировой геополитической оси 

Мир вступил в третье тысячелетие, не только сменив одну цифру на другую, но, прежде всего путём существенного изменения одного из столпов мирового геополитического порядка, а именно через изменение территории, диктующей правила мировой экономики и безопасности. Сейчас уже не Лондон, Париж или Берлин, и даже не Москва со своей сырьевой монополией являются центром мирового порядка, им стал Вашингтон и территория Восточной Азии. Именно там в будущем будет вестись борьба за статус и влияние отдельных государств. Ясно видно, что США, внеся изменения в свою политическую и военную доктрину, приступили с января 2012 года к концентрации своих усилий в этом регионе. Это всё лучше понимают в Москве и Берлине. Это изменение геополитического мышления будет оказывать всё большее влияние на очаги угрозы и напряжённости в Европе. 

Сейчас Евросоюз находится в глубоком финансовом и идейном кризисе. Финансовый кризис может привести к существенным внутренним изменениям всей структуры, а может и к выходу некоторых стран из ЕС. Ответом на кризис брюссельской номенклатуры, которая, прежде всего, печётся о собственном влиянии, а не об интересах граждан ЕС, стали проекты более глубокой политической интеграции. Общественность Великобритании уже ответила на эти идеи, обещая провести референдум по вопросу о выходе страны из ЕС. Голосование, согласно заявлениям премьера Дэвида Камерона, должно состояться в 2015 году. 

Дальнейшее расширение Евросоюза стоит под знаком вопроса. Сейчас, прежде всего, Франция и Германия диктуют, расширится ли ЕС и за счёт каких государств. Для таких стран, как Украина и Белоруссия в обозримой перспективе в нём места нет. Дело тут не в нынешней позиции Москвы, дело в обычном прагматизме. Для обычного фермера, жителя Германии или Франции, принятие Украины в члены Евросоюза связано с распространением на неё в какой-то мере общей сельскохозяйственной политики и политики единства (территория Украины в два раза превышает территорию Польши). Никто в Европе не собирается за это платить. 

Польша между ЕС и Россией

Традиционный, длящийся веками, прямо-таки экзистенциальный конфликт Польша-Россия, неоднократно накладывающийся на отношения Россия-Евросоюз, с рациональных позиций является для всех его субъектов абсолютно ненужным. Нет сомнения в том, что Польша, с учётом её демографического и экономического потенциала, будет играть значимую роль в Евросоюзе. Это всегда будет переносить напряжения между Москвой и Варшавой на уровень Брюсселя.

Возникающий в Восточной Азии новый мировой центр силы (Китай, мусульманский мир) будет со временем создавать всё большую опасность и угрозу для экономик Европы, а затем также и военную угрозу, связанную с подчинением их экономических интересов. Естественно это относится и к Москве. Особенно Китай, который, как можно заметить на протяжении двух последних десятилетий руководствуется в своей политике стратегическими принципами, изложенными Сунь-Цзы 2,5 тысячи лет назад в книге «Искусство войны», становится всё более непредсказуемым игроком на мировой арене. Для него все очаги напряжения на европейском континенте будут представлять огромные возможности для приобретения влияния в мире, а особенно для усилении своего влияния в Африке. Будущие войны будут вестись главным образом за ресурсы и пути доступа к ним. Под угрозой будут территории и государства, не имеющие достаточного оборонного потенциала, и втянутые в локальные конфликты. 

На этом фоне возможное ухудшение польско-российских отношений явилось бы серьёзной угрозой для обеих стран, в том числе для их экономической позиции в Европе. Сейчас, как уже было сказано, Европа не является центром мира, этот центр переместился в Азию. Для того чтобы «старый» континент мог вести войну за экономическое влияние ему необходима стабилизация и ограничение соперничества отдельных государств этого континента исключительно экономической сферой. Европейский континент вымирает, сокращаются рынки сбыта, идёт борьба за сохранение уровня жизни его обитателей. Со временем появится другая проблема, а именно демографический рост мусульманского меньшинства при постоянном сокращении христианского населения. Эта проблема всё в большей степени будет чувствоваться не только в ЕС, но так же и в самой России. Через пару десятилетий можно ожидать серьёзных неприятностей на этом фоне, независимо от того, будет ли Европа более толерантной и открытой, или нет. Это вопрос проникновения цивилизации вглубь Европы. 

Вопрос угрозы безопасности является и для России, и для Польши более чем существенным. Польша не представляет и не будет представлять угрозы для России независимо от того, насколько активное участие она будет принимать в отдельных военных союзах. В Польше нет тенденции и общественного приятия для начинаний военного характера, которые не направлены на обеспечение безопасности страны. Россия в то же время ведёт такие действия на границах с ЕС, как бы не замечая, что за последние десять с лишним лет в Европе и в мире произошли слишком существенные перемены. Отдельные страны НАТО меняют свои военные доктрины и структуру вооружённых сил. В течение последних двух лет Германия создает армию, которая будет обеспечивать её интересы не в Европе, а в Африке и других регионах планеты. Россия в это время концентрирует свои новейшие военные технологии вблизи границ Польши, вызывая этим ненужное напряжение. Естественно, каждая страна имеет право на такие вооружённые силы на всех направлениях, которые обеспечивали бы ей достаточную оборонную мощь. Польша имеет такое же право на соответствующий противоракетный щит, как и Россия. Проблемой является только насыщение приграничных территорий определённым количеством такого оружия. 

Очередным важным вопросом является ограничение политического соперничества между Польшей и Россией в Восточной Европе. Тут необходимо прийти к некоему соглашению, определяющему сферы влияния. Россия должна ограничиться сферой влияния русской цивилизации, а Польша, кроме экономической активности, не должна вести политическую активность на территории этого влияния. 

Калининград – Россия в центре Европы

Калининградскому региону предстоит сейчас исполнить особую роль в деле изменения отношений между Польшей и Россией. Из территории, перенасыщенной войсками и военной инфраструктурой, он должен двигаться в направлении превращения в торговый и промышленный центр этой части Европы. Польско-российская граница предоставляет также и множество других возможностей. Огромным шагом стала либерализация законов о пересечении границы населением, проживающим на приграничной территории. Исторический визит в Польшу главы русской православной церкви Кирилла является событием, показывающим, что существующие до сих пор взаимные предубеждения могут быть сломлены. 

Все эти до сих пор предпринимаемые действия являются только предвестниками того, что должно быть, и в каком направлении должны двигаться оба государства. Очевидно, есть также опасности и угрозы, которые могут «заморозить» развивающееся сотрудничество. К ним относится вполне правдоподобный израильско-иранский конфликт. В этой конфронтации значительная роль будет принадлежать Соединённым Штатам. Неизвестно какую роль захочет сыграть Россия в этой войне. Тем не менее, Польша как союзник США, будет обязана оказать политическую поддержку антииранской коалиции, что может частично затормозить развивающееся сотрудничество с Москвой. Будем же надеяться, что оба государства и их общественность имеют достаточно зрелый опыт и понимание общих угроз, исходящих из внеевропейских источников, и что нынешние тенденции во взаимных отношениях сохранятся и впредь.


Об авторе. Анджей Запаловски, 46 лет. Бывший депутат сейма Польши. Глава филиала Польской исторической ассоциации в городе Пшемысль. Образование — исторический факультет педагогического университета в Кракове, факультет права университета в Жешуве. С 2003 года — доктор военных наук Национального университета обороны Польши. В 2009 году за выдающиеся достижения в демократических преобразованиях в Польше награжден рыцарским орденом Польского возрождения.