Очередные парламентские выборы в Литве назначены на 14 октября. 10 сентября официально стартовала предвыборная агитационная компания, 11-го были разыграны номера, под которыми партии пойдут на выборы. В эти же дни действующий парламент открыл последнюю осеннюю сессию.
Стоит ли ожидать изменений во внешнеполитическом курсе Литвы в целом, и в двусторонних отношениях Литвы и России в частности, накануне и после выборов нового Сейма? Стихнет ли в Литве доминирующая ныне негативная риторика в адрес России?
Оборот «выстраивать отношения» — это не про Россию и Литву в период 2008 – 2012 годов, когда литовский избиратель доверил государственный «руль» правой партии «Союз Отечества» — Литовские христианские демократы, в обиходе именуемой партией консерваторов. Все двусторонние «выстраивание» правых, к сожалению, сводилось к эффектным идеологическим лозунгам в стиле «контр». Конструктивного диалога не было и нет. Серьёзных партнёрских решений тоже. Между тем, эти страны в первую очередь геоэкономически (а затем уже коммуникативно, исторически и прочее) должны стремиться к налаживанию сотрудничества. Более того (я не хочу показаться в глазах читателей поклонницей метода деления стран на сорта), к содержательному сотрудничеству в области экономики, если по уму, то должна стремиться в первую очередь Литва. Потому что экономические интересы державной России сосредоточены в Евразии, в «старой» Европе, в Латинской Америке. Литва и ей подобные – по остаточному принципу.
Не стоит также рассчитывать, что в случае победы на выборах оппозиции, Литва радикально пересмотрит свои отношения с Россией. Ведь, как мы уже говорили, вся внутриполитическая борьба плоско зиждется на манипулировании посылом «Россия есть угроза». Не секрет, что проще мобилизовать общество на длительное напряжение сил, если угрозу персонифицировать. Идентифицировать как зло. И внедрить через информационные потоки её визуальный стереотип.
Типичный пример – малопонятные литовскому обывателю тяжбы правительства консерватора Андрюса Кубилюса с российским газовым монополистом «Газпром». «Газпром» — это зло, потому что систематически поднимает для Литвы цену на газ. Его в стране используют для производства тепловой энергии, проще – для отопления многоквартирных домов. Поэтому счета на отопление для бытовых потребителей уже достигли астрономических высот (около 150 евро в месяц!) и не думают сокращаться.
«Победим «Газпром» — упадёт цена на отопление» — вот позиция кабмина, которую старательно навязывают обществу. Не говоря о том, что цену формирует рынок. И с Литвой после 1990 года общение строится на прагматическом языке экономики. Людям говорят о другом – о том, что «плохой» «Газпром» поддерживает ещё более «плохой» Кремль. Отсюда ещё большее обобщение – вся «плохая» России. Поэтому пока мы, Литва, не научим Россию жить в условиях демократии и европейских ценностей, Россия будет оставаться «плохой». Печально, что примерно 70% населения так и считает, о чём говорят результаты соцопроса компании Baltijos Tyrimai.
Классически борьба за влияние во внутренней политике должна развиваться на фронте предложений конструктивных идей в этой самой внутренней политике, направленных на улучшение качества жизни населения. Но, как видно из примера, в Литве борьба идёт в прямом смысле «от противного» — от России. При этом каждая политическая партия предлагает избирателям всё более надёжные методы борьбы с Кремлём и защиты от влияния Москвы. И это не взвешенные действия политических элит. Это простая, используемая годами и годами же подтверждающая свою эффективность, политическая спекуляция.
Лучший пример этому – заезженная, но с завидной регулярностью запускаемая политическим центром и правыми пластинка о компенсациях за оккупацию. Например, 9 сентября в теледебатах четырёх председателей лидирующих в предвыборной гонке партий: социал-демократов Альгирдаса Буткявичюса, Партии труда Виктора Успасских, Саюдиса либералов Элигиюса Масюлиса, партии консерваторов Андрюса Кубилюса и Валентинаса Мазурониса, представлявшего партию «Порядок и справедливость», тема компенсаций за оккупацию стала хедлайном.
В предвыборной гонке партий пока лидируют социал-демократы по главе с Альгирдасом Буткявичюсом. Фото: 15min.lt.
Лишь миллионер Успасских осмелился общей позиции противопоставить крамольную мысль. Мол, если бы Литва не рассчитывала на иллюзорные компенсации и не требовала бы их на пиках обострения внутриполитической борьбы, а прагматично сотрудничала бы с Россией, то за минувшие 22 года вполне могла бы получить от Москвы не 80 млрд литов (около 30 млрд долларов США) компенсации, а в 100 раз большие суммы, рожденные в плодотворном экономическом сотрудничестве.
Скажем, только от того, что газопровод «Nord Stream» пошёл по дну Балтики, а не через литовскую территорию, Литва потеряла примерно 500 тыс. литов (около 170 тыс. долларов США) поступлений в казну в год от газового транзита. Кстати, прагматичная позиция Успасских была проигнорирована. Потому что 80 иллюзорных млрд компенсаций важнее, чем 800 млрд реальных поступлений в бюджет.
В таком подходе реализуется особенность политического процесса в Литве – эмоциональность, а не рациональность и здоровый прагматизм.
Зададимся вопросом: а кто вообще способен пробиться в парламент следующего созыва?
По данным последнего исследования агентства Spinter tyrimai, 17,9% жителей Литвы готовы отдать свой голос за социал-демократов. 16,9% набрала бы Партия труда, 11,2% — партия «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса, 8,5% — «Союз Отечества» — Литовские христианские демократы, 5,2% — Саюдис либералов министра транспорта Элигиюса Масюлиса.
5-процентный барьер, требуемый литовским законодательством для прохождения в Сейм, может преодолеть партия Избирательная акция поляков Литвы Вальдемара Томашевски и Союз либералов и центра Альгиса Чапликаса. Возможно, через выборы в одномандатных округах в кресла в Сейме получат 1-2 представителя ещё 3-4 партий.
Уже сегодня о будущем политическом цвете Сейма литовцы говорят: «margas». То есть, пёстрый – в переводе с литовского. В этом «разноцветном» парламенте ни одной партии не по силам набрать большинство.
Главная тому причина – отсутствие сильной партии-лидера, которая бы предложила не только новые, но, главное, работающие проекты. Способные вывести страну из кризиса и остановить драматический процесс оттока населения. Отсюда – «размытость» электората, собирающегося голосовать по принципу «всё равно за кого». Потому что даже кандидаты в депутаты не стесняются открыто говорить, что «программные обещания превышают возможности государства». То есть, существенных изменений не обещает никто, кроме 100% популистов.
Вероятнее всего, после выборов Литвой вновь будет править коалиция. А вследствие «пёстрого» парламента, коалиция окажется непоследовательна, некогерентна. Отсюда — зависящая от случайного пересечения интересов элит внутренняя и внешняя политика государства. Отсюда, же непредсказуемость поведения на международной арене. Отсюда же — нежелание других игроков, в которых Литва очень нуждается, как в партнёрах и инвесторах, иметь дело с нестабильной страной.
Но каковой может быть архитектура будущей коалиции? Здесь есть над чем поразмышлять. Высока вероятность, что большинство в Сейме 2012-2016 гг. будет представлено коалицией из сегодняшних оппозиционеров: Партия труда, социал-демократов и партии «Порядок и справедливость». Но такая коалиция окажется весьма и весьма уязвимой. В первую очередь, благодаря личности бизнесмена Виктора Успасских. Не без помощи СМИ этот политик стал воплощением всего российского в Литве. Разумеется, с традиционно негативной коннотацией. Хотя Партия труда пользуется наибольшей популярностью среди избирателей, СМИ Виктора Успасских называют «старым проектом Кремля», возрождённым в связи с движением России в направлении Евразийского Союза.
«Россия таким образом может укрепить свои позиции, представив себя как Евразийский центр силы в мире, в котором несколько полюсов силы. Для нее это будет более сподручным, чем быть рядовым игроком в многостороннем формате», — высказался по этому поводу политолог, директор Центра стратегических и международных исследований Януш Бугайский в интервью Delfi.
Политолог Януш Бугайский считает, что Москва эксплуатирует вопрос русскоязычного меньшинства. Фото: Nacional.hr.
Поэтому не исключено, что следующим фантомом, которому мужественно будет противостоять Литва, станет Евразийский Союз. Партия труда и Виктор Успасских могут быть позиционированы и как главный враг, и как выгодный партнёр, находящийся на «короткой ноге» с врагом Литвы № 1. В связи с этим возможна и иная коалиционная архитектоника. СДПЛ вполне может пойти на союз с консерваторами и, например, Саюдисом либералов плюс депутатами от мелких партий. Кстати, социал-демократы аналогичное проделывали не раз, что говорит о их «гибкости» и беспринципности при выборе союзников. Витаутас Ландсбергис, «патриарх» и почётный председатель консерваторов, настаивает именно на таком сценарии, предостерегая однопартийцев от любых союзов с «трудовиками» Успасских. «Кто угодно, только не Виктор!» — вот главная идея сентябрьских высказываний Ландсбергиса.
А что русские жители – граждане Литвы? В крупных партиях они редко входят в первую двадцатку списков. Например, в списке Партии труда под номером 8 стоит Викторас Фёдоровас. Виктор Фёдоров, если по-русски. Валериюс Шимулик в списке СДПЛ – лишь 35-й. В списке Саюдиса либералов представитель русскоязычного Зарасай Томас Барановас – 27-ой. Такая же картина и в остальных списках.
Национальная партия Русский Альянс пройти в Сейм сможет лишь действительно в альянсе с более сильными игроками. Получить поддержку 6% русскоязычных, проживающих в Литве, вряд ли удастся, потому что русскоязычное нацменьшинство в Литве не консолидировано, община разобщена и в большинстве своём аполитична. А партия не достаточно сильна, чтобы надеяться ослабить центральную власть и конкурентоспособно бороться за свои права. Но бороться за кресла в парламенте, разумеется, нужно. Потому что через своих представителей национальные меньшинства приобретают легитимное право влиять на вопросы внутренней политики, что обусловлено ценностями политического плюрализма.
Ещё одна русская партия – Союз русских Литвы, — состоит из двух членов брата и сестры Дмитриевых, Сергея и Ларисы. Оба идут в Сейм под «крышей» Успасских. Но пройдут вряд ли. Сергей Дмитриев – лишь 27-й. Его сестра – 34.
В свою очередь известная доля политиков настаивает на идее о том, что русскоязычные, проживающие в Литве, — потенциальная «пятая колонна» России. И на этот счёт высказался уже цитированный нами политолог Януш Бугайский: «Москва эксплуатирует вопрос русскоязычного меньшинства, демонстрируя, что балтийские страны не способны придерживаться стандартов ЕС в сфере защиты прав нацменьшинств. Кремль объясняет, что защищает не только интересы жителей русского происхождения, но и всех русскоязычных, а также права других национальных меньшинств. Так действуют, чтобы увеличить число «жертв» в странах Балтии».
Хотелось бы заметить, что факт проживания в Литве русскоязычных должен, наоборот, успокаивать защитников суверенитета Литвы. Потому что, если оценивать ситуацию эмоционально и в предельных красках, едва ли Россия станет во всех смыслах бомбить страну, где проживает более 200 тыс. русскоязычных из менее, чем 3 миллионов жителей.
Прогноз по исходу парламентских выборов в Литве, к стыду аналитика банален. Как в перспективе страна будет выстраивать отношения с Россией, не зависит от победы той или иной партии или коалиции.
Годами весь внутри- и внешнеполитический курс строился на отрицании сотрудничества с Россией. Чтобы изменить эту традицию, ставшую уже характерной чертой литовской политики времен независимости, необходима сильная политическая воля. Вступить на путь конструктивного диалога с Россией означало бы признать ошибочность всей предыдущей политики. Означало бы доказать непрофессионализм людей, два десятилетия управляющих страной. Впрочем, даже терпеливое литовское общество начинает постепенно требовать перемен. Согласно исследованию компании Baltijos Tyrimai, больше 80% опрошенных недовольны тем, в каком направлении движется страна. Почти 70% – тем, что из себя представляет литовская демократия. Поэтому, видимо, перемены всё равно неизбежны.
Но когда и каким путём?..
Справка «NewsBalt». Наталия Иванова, заведующая лабораторией компьютерных технологий на военной кафедры МГИМО. В 2011 году с отличием окончила филологический факультет РУДН по специальности «Журналистика». В настоящее время обучается в магистратуре МГИМО (У) МИД России по программе «Международная журналистика». Автор более 40 научных публикаций.
Также по теме: