Накануне парламентских выборов как никогда часто в Литве звучали призывы нормализации отношений с Россией. К сожалению, заявления типа «Давайте жить дружно» так и остались заявлениями, не наполненными никаким конкретным содержанием. Максимум демагогии и никакой конкретики. Именно такую тактику выбирают литовские политики как во время предвыборной гонки, так и после самих выборов. Стоит отдать им должное. Ничего такого, чего они делать не собираются, они и не обещают. Особенно, если речь идёт о внешней политике.
Потому мы никогда не услышим из уст первых лиц государства или потенциальных кандидатов на эти должности заявлений о введении упрощённого визового режима с Калининградской областью.
Чтобы не быть голословными, давайте проанализируем программы некоторых политических сил, которые, по данных соцопросов, являются лидерами предвыборной гонки. Сразу отметим, что в этих программах словосочетание «безвизовый режим с Калининградской областью» не прозвучал ни разу.
В качестве примера возьмём три ведущие оппозиционые партии — Партию труда, Социал-демократическую партию Литвы и партию «Порядок и справедливость». Данные политические силы ещё 25 мая 2012 года в лице своих председателей подписали соглашение «О сотрудничестве на парламентских выборах 2012 года и после них при создании правящего большинства», т.е. это даёт право думать, что в случае победы эти политические силы будут проводить слаженную внешнюю политику, в том числе и по отношению к России.
Партию труда возглавляет предприниматель, уроженец России Виктор Успасских. Во время теледебатов и в публичных речах политик не скрывает своих симпатии к России, постоянно подчеркивает необходимость налаживания добрососедских отношений. Есть в программе Партии труда и несколько строчек касательно России.
В программе звучит обещание «расширять сотрудничество с Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией, странами Центральной и Южной Европы, странами Черноморского бассейна в экономической, научной, природоохранной и сфере культуры». «Будем укреплять связи с Калининградской областью, а также развивать научно-техническое, промышленное и торговое сотрудничество с другими регионами РФ», — конкретизирует политик сотрудничество с соседним российским регионом. Но, как видим, о безвизовом режиме с Калининградской областью ничего не говориться, а сам Калининград упоминается лишь, как один из многих регионов РФ.
Другой потенциальный лидер на выборах, старожил на политической арене Литвы – Социал-демократическая партия Литвы. Эта политическая сила, пожалуй, больше остальных говорит о необходимости налаживания отношений с Россией, в том числе и о сотрудничестве с Калининградом.
В краткой программе, предоставленной избирателю соцдемами, подчеркивается, что внешняя политика Литвы должна быть направленна на укрепление добрососедских отношений с соседними странами, в том числе с Россией. «Внешняя политика нашего государства должна быть нацелена на расширение стратегического партнёрства ЕС и России, последовательного воплощения в жизнь программы ЕС «Восточное партнёрство», — предлагают политики. О безвизовом режиме с Калининградской областью ни слова.
Партия «Порядок и справедливость» в своей программе касательно внешней политики по отношению к России не упоминает вообще. Общий вид предвыборных программ оппозиционных партий Литвы показывает практическое отсутствие у Литвы независимой внешней политики и как следствие полное отсутствие интересов за границами государства. На международной арене у Литвы существует лишь один вектор – безоговорочной поддержки США и её союзников.
США против Палестинской автономии? Литва тоже. Надо признать независимость Косово? Литва тут как тут. Поддержке каких либо совместных проектов с Россией в данной парадигме места не нашлось.
Обещания, которые раздают своим гражданам политики, касаются лишь внутренних вопросов Литвы, таких как пенсии, зарплаты, создание новых рабочих мест или строительство атомной электростанции.
Россию кандидаты в парламент презентируют гражданам как этакую дойную корову, которую надо погладить и за это получить хорошую скидку на энергоресурсы. Россия также интересна как благодатная почва для литовских инвестиций, а также рынка сбыта литовской продукции.
Такой вопрос как введение безвизового режима с Калининградом литовским политикам кажется чересчур опасным. С одной стороны существует страх потерять часть электората, а с другой не хочется ударить в гряз лицом перед заморскими дядечками из США. Ведь любая уступка России — это минус в глазах партнёров по НАТО.
Конечно, ни социал-демократы, ни трудовики, ни «Порядок и справедливость» не используют острую риторику в адрес России, как всё ещё правящая партия консерваторов «Союз Отечества – Литовские христианские демократы».
Последние четыре года, пока велись переговоры о введении безвизового пространства с Калининградской областью, Литвой управляли именно консерваторы. И несмотря на то, что соседняя Польша переговоры завершила подписанием соглашения о безвизовом режиме ещё в июле этого года, а Литва в данном вопросе не продвинулась не на йоту, правящие не приминают возможностью похвастаться своими достижениями в области сотрудничества с Россией.
В своей предвыборной программе консерваторы подчеркивают, что «в отношениях с Россией достигнуты договорённости по вопросам развития Калининградской области и транзиту. Подписан договор по строительству моста через Неман, который улучшить сообщение и создаст предпосылки для более активных торговых связей. Также подписана декларация о партнёрстве модернизации, который означает освоение конкретных проектов по сотрудничеству между Литвой и Калининградом».
В случае своей победы на выборах, консерваторы обещают продолжить практический диалог по вопросам развития, транзита, природоохраны и науки Калининградской области». Но… увязывается этот вопрос с одним пунктом, объясняющим поведение политиков в последние четыре года. В конце предложения консерваторы добавляют, что сотрудничество должно рассматриваться совместно «с систематически, открыто и аргументированно поднимаемым вопросом оккупации и возмещению ею нанесённого ущерба», что в переводе с дипломатического языка означает одну довольно простую вещь – «пока мы у власти, никакого безвизового режима не будет, разве что Россия признает факт оккупации Литвы и согласиться возместить многомиллиардный ущерб».
Возможно, поэтому ещё в 2009 году согласованный текст документа о безвизовом режиме с Калининградом, так и не был принят. Хотя все понимают, что именно он, а не отдельные хотя и совместные инфраструктурные проекты являются основой для дальнейшего сотрудничества между странами.
Сначала Литва обвинила Россию в нежелании вести переговоры по соглашению об упрощённом визовом режиме для жителей приграничных районов Литвы и Калининградской области. Через год Литва опять же отказалась поддержать общий проект России и Польши по объявлению всей Калининградской области приграничной зоной.
В тоже время периодически звучали заявления чиновников среднего звена о технической готовности Литвы к введению данного режима. Особо модно стало произносить такие речи в присутствии россиян. Подобным образом совсем недавно поступил и глава Департамента региональной политики МВД Литвы Арунас Пликшнис, который во время проходившего в сентябре в Калининграде IV форума регионов-партнеров Калининградской области заявил о возможном упразднении визового режима с Калининградской областью.
«Мы тоже будем решать насчёт границы, как Польша уже решила, с комиссией ведётся разговор. В ближайшее время будет решено, это будет способствовать тому, чтобы развивались предпринимательство и бизнес», — заявил господин Пликшнис.
Что означают слова «ведётся разговор», думаю, объяснять не cтоит. Значит это примерно то же, что «дела идут, контора пишет».
Немногим ранее руководитель департамента информации и общественных связей МИД Роландас Качинскас сообщил, что текст соглашения уже согласован с Россией, а Литва уже завершает внутреннее согласование документа между ведомствами.
«Сейчас текст уже направлен в Еврокомиссию, с которой, согласно регламенту Совета Европы, такие договора обязательно должны согласовываться. Если у ЕК не будет замечаний, то подписание возможно летом. Возможно и раньше, если Россия достаточно быстро проведёт своё внутреннее межведомственное согласование», — сказал Качинскас.
Таких примеров «стараний» литовских политиков по скорейшему введению безвизового режима с Калининградом за последние несколько лет можно найти десятки.
Кстати, подобные заявления звучали и по отношению к Белоруссии, с которой тоже велись подобные переговоры и тоже застряли. А виноватыми по утверждению литовской стороны оказались белорусы.
По мнению литовских политиков, «благим» намерениям Литвы якобы мешает Евросоюз. Именно правовые акты последнего закрывают дверь более глубокого сотрудничества с Россией.
Действительно, четыре года руководившие странной консерваторы практически ничего не сделали в плане сближения с Калининградом. Но не стоит забывать, что бывшие во власти до 2008 года социал-демократы хоть и не вели себя так агрессивно по отношению России, по сути проводили ту же политику «сдерживания».
И те, и другие с удовольствием своё бессилие или нежелание более тесного сотрудничества с Россией в лице Калининградской области прячут под ширмой якобы существующего диктата ЕС. Пример Польши в этом вопросе им почему-то не указ.
Конечно, заявляя о бессилии Литвы перед диктатом ЕС литовские власти, как минимум, лукавят и признают несостоятельность своей внешней политики.
Литовским политикам кажется, что их стране больше идёт роль этакой стены, сдерживающей от натиска «варварской России».
Об авторе. Андрей Жуковский, литовский журналист. Специализируется на международной тематике. Сотрудничал с российским агентством РИА «Новости», литовским информационным порталом Delfi.lt и Ru.delfi.lt, литовскими газетами «Республика», «Лиетувос ритас». В настоящее время работает корреспондентом в крупной вильнюсской газете.