Интервью: Швеция ограничивает русским «бурное развитие предприимчивости»

Создатель русско-шведского интернет-клуба «Шведская пальма» Павел Месолик рассказал «NewsBalt» об отношении шведов к русским, Второй мировой войне и мусульманской общине.

Основатель сайта для русских «Шведская пальма» Павел Месолик рассказал «NewsBalt» об отношении шведов к русским, Второй мировой войне и мусульманской общине.

— Павел, занимают ли приезжие из России и бывшего СССР активную политическую и гражданскую позицию в Швеции, или, напротив, предпочитают вести тихое существование?

— У шведов, в принципе, отношение ко всем расам лояльное, осторожное, спокойное. Пожалуй, преобладают космополиты. Но у нас на улице сейчас 2012 год и продолжительные массовые потоки иммигрантов в Европу сделали своё дело — шведы давно не такие чистокровные, которыми были во времена СССР. Поэтому говорить о шведах, выделяя их из общего населения страны достаточно субъективно.

Так и русскоязычное общество Швеции не выделяется на фоне общей национальной разноцветности. Люди объединяются по общим интересам, сферам деятельности и увлечениям. Языковой фактор конечно способствует общению соотечественников, но это больше напоминает, как вы выразились, «тихое существование».

Для большой политики нужно почаще фигурировать в СМИ, в этом языковая зрелость ограничивает иммигрантов. Для большого бизнеса нужны инвестиции, а в Швецию переезжают, как правило, в поисках этих инвестиций. Бурное развитие предприимчивости ограничивается социализированной налоговой системой. Большее, что остаётся иммигранту из бывшего Советского Союза — это проявлять себя в науке, искусстве, среднем бизнесе или тихом строительстве семейного благополучия.

— В Латвии или Эстонии часто происходят эксцессы на почве русофобии. Можно ли встретить в Швеции подобное?

— По сравнению с Прибалтикой, в Швеции довольно много выходцев из Азии, Африки, а также Южной и Центральной Европы — это Югославия, Польша. Общая многонациональность, конечно же, не даёт разделиться русским и шведам на два противостоящих лагеря. В условиях множества разных менталитетов происходит медленная и уверенная перетасовка к среднему арифметическому.

Понимаете, когда преобладающих идеологий всего две, то неминуемо происходит разделение на сторонников и противников. А множество менталитетов способствует развитию толерантности в обществе, потому что человек на каждом шагу видит пример того, что все люди разные, с различным видением ценностей. Получается, что нет врага в лице чужой веры, а есть только ты со своей, которую надо адаптировать так, чтобы не обидеть остальных участников жизненного процесса.

В шведском языке есть такое слово — mobbning, означающее травлю. Оно чаще всего применяется к школьникам, когда более сильные и крутые подростки издеваются над более слабыми. Это детское понятие аналогично слову «расизм», которым пользуются взрослые. Ну и как следствие имеет те же психологические законы. Если новый ученик приходит в класс, то у него больше шансов быть обиженным. Если в классе одни занимаются в секции хоккея, а другие футбола, то между этими группами будут взаимные нападки. Если сегодня первый день занятий, и никто друг друга не знает, то у учителя больше шансов задать правильный тон общения в классе.

Прибалтику, как и Украину разрывает на Запад и Восток. Белоруссия, что удивительно, под игом правды одного диктатора. Россия, как всегда, в стадии трансформации природных ресурсов в социальные. А Швеция, принявшая критическую массу иммигрантов, похожа на новорожденного от трёх отцов, с большим запасом белков, жиров и углеводов.

— В Швецию эмигрирует много выходцев из Африки. Имеют ли они преимущество перед русскоязычными людьми при приёме на работу или получении льгот? Например, я читала в шведских СМИ, как коренные шведы возмущались тем, что работодатель предпочёл им выходцев из Африки.

— На мой взгляд, что такие случаи не носят массовый характер. Конечно, если коренной швед хотел устроиться разносить газеты, а взяли кенийца, то первому должно быть обидно. Но он и сам должен понимать: работодателю выгоднее иметь благодарного, низкооплачиваемого и неутомимого негра, чем постоянно недовольного, смотрящего налево в поисках применения своего высшего образования, земляка.

— Как бы вы прокомментировали развитие неонацизма в Европе? Как обстоят дела с этой проблемой в Швеции?

— Думаю новый нацизм, в отличии от старого, имеет мало шансов на проявление в масштабах мировой войны. И дело не просто в отсутствии «сверхрасы», а в том, что новое поколение на фоне массовой информатизации больше принадлежат к расам эльфов, троллей, сталкеров, графитиманов и скейтбордистов.

— Как ведёт себя мусульманская община в Швеции? Как политики реагируют на агрессивные выпады мусульман, например, угрозы в адрес художника Ларса Вилкса, изобразившего пророка Мухаммеда в виде бродячей собаки?

— Это выражается в виде лёгких дебатов типа: «Мы хотеть построить мечеть за деньги областной коммуны!», но это вызывает лишь вежливые кивки и улыбки, а деньги идут на строительство жилья и высокотехнологичных комплексов.

— Каково отношение шведов ко Второй Мировой войне? Есть ли отличия в восприятии войны между шведами и русскими, приехавшими из СССР?

— Отношение ко Второй мировой войне отличается в восприятии сопоставимо с количеством жертв в ходе этой войны. В СССР погибло 24,5 миллиона человек, в Швеции — официально 50 человек.


Справка «NewsBalt». Павел Месолик проживает в Швеции с 2000 года. В 2002 году совместно с Михаилом Любарским основал русско-шведский виртуальный клуб «Шведская пальма». Разработчик программы русско-шведского словаря. Проект носит некоммерческий характер и поддерживается силами его участников.