Предвыборная ситуация в Литве стремительно накаляется. Раскол правящей «коалиции перемен», вопрос о досрочных парламентских выборах, неясность перспектив оппозиционной коалиции соцдемов, трудовиков и партии «Порядок и справедливость» свидетельствуют о нарастании высокой степени напряжения между потенциальными политическими конкурентами накануне выборов 14 октября 2012 г.
Тенденции последних лет со всей очевидностью свидетельствуют о том, что правящая правоцентристская «коалиция перемен» (в составе СО/ХД, Союза либералов и центра, Движения либералов) утратит свои лидирующие позиции после октябрьских выборов. В первую очередь, это обусловлено синдромом усталости населения от социально-экономических потрясений, которые в настоящее время проецируются на электоральные предпочтения граждан.
Объективные экономические трудности усугубляются внутриполитическими проблемами. Рейтинги консерваторов и либералов стали стремительно падать после разразившегося весной 2012 г. правительственного кризиса на фоне инициированной консерваторами отставки либерал – центриста Раймундаса Палайтиса, в результате чего обнажились глубочайшие и неразрешимые противоречия внутри правящей коалиции. Сегодня уровень доверия населения к правоцентристскому блоку находится на рекордно низких отметках. В июле 2012 г. работу правительства Андрюса Кубилюса, по данным социологического бюро Спинтер Тиримай, «положительно» оценили лишь 0,7 % респондентов, «скорее положительно» — 9,9%. «Отрицательно» и «скорее отрицательно» в совокупности – 86,6% респондентов.
Вследствие крайне низких рейтингов для консерваторов критически важное значение приобретает эффективная предвыборная стратегия. Своеобразным «коньком» правых, безусловно, является заявленная борьба с монополизацией внутреннего энергетического рынка. В течение последней каденции СО/ХД смогли убедить литовских граждан, что политика по достижению энергетической независимости является исключительно прерогативой консервативной партии. Также именно с этой партией связывается укрепление национального самосознания литовцев и ставшее традиционным для правых партий противопоставление советскому режиму и его наследию. Этот имидж СО/ХД пытаются тщательно поддерживать, чем объясняется актуализация вопроса о возмещении «ущерба за советскую оккупацию» в каждом электоральном цикле.
Вместе с тем, в последние годы расклад электоральных предпочтений избирателей приобретает всё более внеидеологический и полиэтнический характер, а потому правым становится всё сложнее использовать традиционное для них идеологическое противостояние, сформированное по оси коммунизм/антикоммунизм, Восток-Запад.
Можно предположить, что этими причинами объясняется политическое решение, принятое правящим блоком о проведении 14 октября 2012 г. референдума по вопросу строительства Висагинской АЭС. Референдум не будет иметь никаких политических последствий в силу своего «рекомендательного» характера. Этот референдум представляется алогичным в силу одобрения сеймом республики строительства Висагинской АЭС и концессионного соглашения с японо-американской компанией Хитачи во время весенней парламентской сессии в июне 2012 г. Исходя из этого, можно предположить, что сам факт проведения референдума одновременно с парламентскими выборами 14 октября 2012 г. имеет своей латентной целью повысить явку избирателей Союза Отечества/Христианских демократов (схожий политический эксперимент консерваторы предприняли в 1992 году).
В настоящее время динамика электоральных предпочтений демонстрирует факт смещения электоральных настроений в сторону партий преимущественно левого толка. Первенство между собой попеременно делят соцдемы и трудовики. Согласно последним социологическим данным, опубликованным в сентябре 2012 г., наибольшей популярностью обладает Социал-демократическая партия (17,9%), затем следуют трудовики (16,9%), «Порядок и справедливость» (9,4%). Партия СО/ХД занимает лишь 4-е место с показателем 7,7%. Ныне входящий в правящую коалицию Союз либералов и центра набирает 1% голосов и вообще рискует не пройти в сейм.
Социал-демократы и трудовики привлекают потенциальный электорат классическими социал-демократическими ценностями (социально ориентированная рыночная экономика, борьба с безработицей, повышение минимальной заработной платы, гибкая реформа пенсионной системы и т.п.), что ставит эти две партии в положение прямых конкурентов на парламентских выборах.
Партия «Порядок и справедливость» (далее ПС) в последнее время постепенно смещается из центра вправо. Это привлекает тех, кто поддерживает ценности правых и снижает электоральную поддержку партии со стороны нетитульного населения Литвы. Заметим, что электорат воспринимает ПС и СО/ХД во многом как партии со схожими ценностными установками, при этом паксовцы воспринимаются как партия более гибкая к проведению внутренней и внешней политики и не настолько политически ангажированная, как СО/ХД. Учитывая крайне низкие рейтинги правых, можно с высокой долей вероятности предположить, что часть разочаровавшегося в консерваторах электората проголосует на этот раз за ПС.
Отметим, что ни одна из литовских политических сил не способна в одиночку мобилизовать значительную долю электората для формирования правительства, что подтолкнуло оппозиционные политические силы к объединению. 25 мая 2012 в парламенте лидеры трех оппозиционных партий — председатель Партии труда Виктор Успасских, председатель социал-демократов Альгирдас Буткявичюс и лидер «Порядка и справедливости» Роландас Паксас — подписали соглашение «О сотрудничестве на парламентских выборах 2012 года и после них при создании правящего большинства». Однако менее чем через месяц коалиция развалилась по причине невозможности достигнуть согласия по стратегически важному вопросу – строительству Висагинской АЭС.
В настоящее время лидер соцдемов Буткявичус открыто заявляет, что его партия будет формировать коалицию, исходя не из совместимости идеологических и программных принципов, а с партией-лидером избирательных списков, не отрицая возможности формирования будущего правительства с правящей консервативной партией [хотя шансы СО/ХД стать лидером партийных списков ничтожно малы. – Авт.]. Оценивая перспективы непарламентской оппозиции, отметим, что шансы на прохождение в Сейм имеет лишь партия Избирательная акция поляков Литвы (далее — ИАПЛ). Рейтинги партии в последние годы неуклонно растут, что было продемонстрировано на выборах в муниципалитеты Литвы в феврале 2011 г., когда ИАПЛ впервые набрала 7% и стала участвовать в формировании правящих коалиций в муниципалитетах.
Активное и в некоторой степени даже агрессивное участие польского национального меньшинства вызывает вполне обоснованные опасения литовской национальной политической элиты. Одним из действенных средств ограничения возможности ИАПЛ пройти в сейм нового созыва стало предпринятое недавно Центральной избирательной комиссией ЛР перераспределение избирательных округов с целью искусственного уменьшения польского населения.
По решению ЦИК от Ширвинтско-Вильнюсского округа отделены участки Судженис и Скирленай, где большая часть жителей – поляки. Они присоединены к «литовскому» Молетско-Швенченскому округу. Тем самым пропорции избирателей были изменены явно не в пользу национальных меньшинств. В связи с этим показатель явки польского нацменьшинства на октябрьских выборах приобретает критически важное значение.
В последнее время в Литве появилась череда новых политических сил, имеющих весьма властные амбиции и рассчитывающих пройти в Сейм на октябрьских выборах. Это «Партия народа Литвы», учрежденная в марте 2012 г. владельцем Укио Банкас (Хозяйственный банк) и каунасского баскетбольного клуба «Жальгирис» Романовым, партия Кристины Бразаускене «Демократическая партия труда и единства», партия Артураса Зуокаса «Да», «Путь смелости», «Литовский список». Однако как показывают результаты опроса, проведенного в июле 2012 г. компанией социологических исследований Prime consulting, недавно созданные политические партии не могут рассчитывать на значительную долю электората и, по всей видимости, никто из них не преодолеет минимального 5%-го барьера.
Более того, в июне 2012 г. сейм принял очередные поправки к закону о выборах, согласно которым предвыборная кампания может финансироваться только из средств государственного бюджета (при этом финансовый коэффициент определяется исходя из количества голосов, полученных политической партией на последних выборах). Отныне юридические лица не могут спонсировать проведение предвыборной кампании. Таким образом, шансы непарламентских партий, оставшихся и без государственных дотаций и без поддержки заинтересованных бизнес-элит пройти в сейм весьма сомнительны.
Суммируя, можно констатировать, что основная борьба за депутатские мандаты в октябре 2012 г. развернётся между парламентскими политическими партиями. Вероятнее всего, в сейм по многомандатному списку пройдут 4 партии: Трудовики, соцдемы, Порядок и справедливость и СО/ХД. Несогласованность партнёров оппозиционной коалиции оставляет неясность в отношении будущей конфигурации политических сил в сейме. Можно выделить два вероятностных сценария:
Первый: в случае сохранения коалиционного соглашения трудовики, соцдемы и ПС сформируют правительство большинства, поделив между собой должности спикера сейма, премьер-министра и ключевых министерских портфелей.
Второй: В случае распада коалиции политические силы, набравшие большинство голосов могут попытаться претворить в жизнь концепцию «радужной коалиции», предложенную ещё в 2004 г. Валдасом Адамкусом. Суть её заключается в объединении широкого спектра наиболее влиятельных партий от левых до правых. Вместе с тем, коалиционное соглашение между соцдемами и консерваторами представляется маловероятным. Во всяком случае, подобного прецедента в истории современной Литвы ещё не было. По всей вероятности, «основной торг» всё же будет проходить между соцдемами, трудовиками и ПС, что и будет определять будущую расстановку политических сил в сейме на период 2012-2016 гг.
Оценивая перспективы российско-литовских отношений, отметим, что рассчитывать на то, что левоцентристское правительство и сейм радикально изменят ценностные ориентиры литовского истеблишмента, в основе которых заложено глубокое чувство недоверия к России, не стоит. Важнейшей составляющей отношений РФ и Литвы на среднесрочную перспективу останется энергетический диалог. Принимая во внимание однозначную и жёсткую позицию президента Дали Грибаускайте, неоднократно заявлявшую, что демонополизация энергетического сектора является базовым приоритетом её президентства, приход к власти левых не повлечёт за собой смену главного вектора государственной энергетической политики.
Ни одна из ныне оппозиционных партий не ставит под сомнение необходимость реализации 3-го энергопакета ЕС в Литве, запланированные к строительству СПГ терминал и развитие собственной атомной энергетики. Объектом политических дискуссий выступает не стратегия энергетической безопасности, а скорее способы её реализации.
Вместе с тем, в отношения с Россией, без сомнения, будет добавлено больше прагматизма, нежели это могут себе позволить консерваторы.
Об авторе. Ирина Баторшина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Балтийского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований. В сферу научно-исследовательской деятельности входят: постсоветское развитие прибалтийских республик, утверждение и развитие дипломатических отношений между Россией и Литвой, интеграция Литовской Республики в Европейский Союз и последствия евроинтеграционных процессов для Калининградской области. Владеет английским и литовским языками.