Фото:

Валерий Мокрушин: Литовские консерваторы надеются на президента

Обозреватель «NewsBalt» Валерий Мокрушин проанализировал итоги второго тура выборов в литовский сейм и шансы проигравшей правящей коалиции удержаться за власть.

Итак, свершилось! Закончились самые громкие, если не сказать — скандальные выборы в парламент Литвы. Если после первого тура поздравления принимала безусловный победитель – Партия труда, то во втором туре аплодисменты срывают социал–демократы.

Расклад голосования по мажоритарным (одномандатным) округам следующий: у соцдемов 22 мандата, у консерваторов на два меньше, у «трудовиков» — 12, «Порядок и справедливость» и «Путь смелости» пополнились пятью депутатами, и далее по мелочи — Движение либералов, Избирательная акция поляков Литвы, Союз крестьян и зелёных, самовыдвиженцы.

Как в целом оценить второй тур? По мнению экспертного сообщества, второй тур сенсаций не принёс, каждая партия получила своё. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Виктор Успасских, лидер «трудовиков», явно разочарован – он рассчитывал получить около двадцати мандатов. Соцдемы и консерваторы не скрывают удовлетворение: народ им поверил. Ну, поверил ли правящим народ, это ещё вопрос, электорат скорее оказался одурачен, поверил в те сказки, которые сочиняли консерваторы вкупе с президентурой. Автор этих строк уже писал о том беспрецедентном давлении, очень смахивающем на открытый террор, которому подверглась Партия труда, её кандидаты и сторонники и предполагали, что патроны у правящих ещё не закончились. Как в воду глядели: в пятницу вечером, буквально за считанные часы перед началом дня «тишины», с экранов телевизоров, газетных страниц на лидеров выборной кампании вылили ещё несколько ушатов грязи: прокуратура переквалифицировала обвинения Успасских и его ближайших соратников с обмана на мошенничество. А из этого следует, что срок давности увеличивается на два года (по прежней статье он заканчивался в этом году), как увеличивается и срок тюремного заключения.

Почему эту новость подали, что называется, к обеду? По мнению Витаутаса Гапшиса, лидера фракции «трудовиков» в нынешнем Сейме, тут точный расчет: у обвиняемых уже не остаётся времени до голосования в судебном порядке оспорить эту чудовищную ложь, которую можно объяснить только стремлением соперников дискредитировать лидера, выбить его из политической борьбы. И, следует заметить, во многом удалось: из 36 «трудовиков», вышедших во второй тур, победителями стали только 12, в то время как процент попадания у консерваторов, установивших антирекорд по «популярности» у народа, едва ли не в два раза выше.

Безусловно, на в целом добром имени партии не могла не сказаться череда разоблачений «грязных технологий» по подкупу избирателей, якобы практикуемых сподвижниками Успасских, и вовсе беспрецедентный случай – аннулирование результатов выборов по Зарасайско-Висагинасскому избирательному округу, где «отличились» опять они же (интересная деталь: окружная комиссия в знак протеста против такого решения Главной избирательной комиссии отказалась продолжать работу, чем поставила ГИК в неловкое положение). И хотя на поверку оказалось много шума из ничего, по почти двум десяткам досудебных расследований ни одно не дошло до суда, позиции политического движения, выступающего «за развитие отношений с Россией во всех сферах», как выразился Успасских, оказались подорванными.

Это не случайность, а заранее спланированный, причём умными головами, говорят, в том числе и американскими, политический сценарий с далеко идущими последствиями. В частности, в этом убеждён и Ромуалдас Озолас, философ, сигнатор Акта о независимости: «Игра с избирателями, покупка голосов были всегда. И сейчас, если бы победили правящие, никто не стал бы поднимать шум по поводу нечестных выборов».

Трудно умолчать об ещё одной акции, которую случайной тоже трудно назвать. За три дня до второго тура спикер Сейма собрала довольно узкий круг лиц из депутатов, чиновников, политиков, актёров. Один из последних и представил общественности запись той беседы. У многих она вызвала в некоем роде шок: руководитель парламента объявила войну президенту!

Действительно, было от чего чесать затылок: Ирене Дягутене открыта обвинила Далю Грибаускайте в авторитаризме, намекнула на сходство её методов с методами советского КГБ и Лукашенко — одним словом, полном отходе от демократии. Всё это очень напоминает слив информации, которым весьма охотно пользуются американские и иные западные политики. Аналитики убеждены в одном: эта в конечном счёте пиар–акция должна прибавить голосов консерваторам (Дягутене один из их лидеров) , в связи с чем вспоминается известное выражение из басни великого Крылова: ах моська, знать, она сильна, что лает на слона!

А спикер Сейма решает и вторую, на сей раз лично прикладную задачу: она не скрывает свои амбиции на президентский дворец, а выборы главы государства не за горами, через каких–то пару лет. Многие политологи высказывают и такую крамольную на первый взгляд мысль: тут не обошлось без участия президента, поскольку с чего бы союзникам (а президент двумя руками поддерживала консерваторов в предвыборных баталиях, однозначно играла против Партии труда, у неё доверительные деловые отношения с главой законодательной палаты) устроили междуусобицу? Ну никакого резона! И, потом, как благородно – выступить в роли защитника демократических ценностей! Ну, а авторитаризм – в нём, к слову, обвиняли и хорошо всем известную Маргарет Тэтчер, с которой, многие считают, Грибаускайте и пишет свой автопортрет. При её рейтинге доверия почти в 70 процентов гипотетическая потеря каких–нибудь пяти-десяти пунктов совсем не страшна. А может и наоборот, говорят, народ соскучился по твёрдой руке, по «железной леди», которая бы остановила коррупцию, призвала к порядку «жирных котов» — олигархов, прекратила обнищание народа, тотальное бегство из страны.

Такова предыстория второго тура, который дал действующей власти вполне удовлетворительные итоги. Что же имеем в сумме обоих туров? С заметным отрывом лидируют социал-демократы: их будут представлять в новом Сейме 39 депутатов. И мытьём, и катаньем на второе место выбились консерваторы, у них 33 мандата. На третьем месте — Партия труда с 30 мандатами, в предпочтениях, видимо, сказался тот негатив, который сопровождал единомышленников Успасских всю кампанию.

«Порядок и справедливость» получит в итоге 11 депутатских кресел, увеличили своё присутствие в Сейме «смелые», либералы, крестьяне и зелёные, поляки. Однозначно большинства в парламенте нет ни у одной партии, и это даёт основания для построения самых неожиданных конфигураций.

В составлении прогнозов по правительству активное участие принимают консерваторы, они, похоже, ещё не расстались с надеждами так или иначе, если не через дверь, то через окно попасть в него, на это намекнул и нынешний глава кабинета Андрюс Кубилюс: «Мы вместе с президентом надеемся, что будет продолжена ответственная политика». В этом смысл его ночного выступления по итогам выборов. А его ближайшие помощники впрямую считают возможным сотрудничество с Партией труда, «Путём смелости» и традиционными союзниками из Движения либералов.

Чётким ответом на эти приятные провластные фантазии стала недавно завершившаяся встреча лидеров трёх крупнейших партий нового состава парламента: соцдема Альгирдаса Буткявичюса, «трудовика» Виктора Успасских и Роландаса Паксаса из «Порядка и справедливости». Посчитав мандаты, они заявили свою предварительную готовность к формированию коалиционного правительства – у них 79 «штыков» из 141. И места для идейных воспитанников патологического россияфоба Витаутаса Ландсбергиса в коалиции не находится.

Анализируя итоги ночного заседания, Успасских поделился своим видением будущего кабинета: премьер-министр — Буткявичюс, а своей партии он бы хотел портфели министров экономики и энергетики (он уже давно считает необходимым объединить эти два близкие по профилю министерства), науки и просвещения, культуры, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства. А народу хорошо известна его острокритическая позиция по тому варианту Висагинской АЭС, который так активно проталкивают нынешние власти.

В целом положительно оценивая итоги выборов, Буткявичюс высказался в том смысле, что окончательные решения, в том числе и по коалиции, и по распределению портфелей, впереди, однако для формирования и успешной работы кабинета достаточно голосов трёх партий, которые уже успели хорошо поработать, будучи в оппозиции, но не исключает и вариант вхождения в коалицию и «польской» партии (в ИАПЛ входит также партия «Русский альянс», в этом случае перед русскими откроется — впервые за годы существования второй республики — возможность занять один из министерских кабинетов). Чего не видит лидер соцдемов, так мезальянса с консерваторами, которые заслуживают самой острой критики за свой антинародный курс.

Похоже, консерваторам даже безоговорочная поддержка президента вряд ли поможет. Хотя… Настаивая на продолжении и «ответственной» политики, Кубилюс считает, что только его кабинет может её обеспечить и Грибаускайте солидарна с ним в этом.

И эти умозаключения родились не на пустом месте. Ну не может госпожа Даля с её «железной рукой» допустить, чтобы в правительстве осели сторонники развития связей с Россией, которая переведена бывшим еврокомиссаром в ранг заклятых врагов демократии, читай – Литвы. И можно с более чем с пятидесятипроцентной долей вероятности предположить, что изощрённые политтехнологии (богатейший американский опыт к её услугам) всё–таки оставят «трудовиков» за бортом правительственного корабля, а если и пустят их на палубу, то в самых непрезентабельных ролях.

А сама президент тем временем держит паузу, её комментарий к итогам выбора народа политикум ждёт с нетерпением. И это вполне объяснимо: глава государства не только должна обдумать ситуацию, но и найти эти хитроумные ходы по нейтрализации Успасских и его компании

У читателя может сложиться впечатление, что автор горой за Успасских и его товарищей, и это во многом справедливо, хотя это будет и неполная правда. К обиженным и терроризируемым у русского — и не только русского – особое отношение, формируется желание защитить его, поддержать. И, потом, любой здравомыслящий скажет, что дружить, торговать, участвовать в совместных проектах лучше, чем ссориться и обвинять в грехе тоталитаризма, предъявлять многомиллиардные иски по компенсации за годы оккупации.

Кстати, на днях заместитель председателя социал-демократов Витянис Андрюкайтис заявил буквально следующее: «Президент подписала новый декрет о Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве… В принципе, я не понимаю сути, необходимости этой комиссии как таковой. Что нового может она дать, кроме осуждения того, что уже давно осуждено в мировом масштабе? Миру давно ясно: историю надо отдать историкам, исследования – научным центрам, а существование таких комиссий, думаю, больше смахивает на политиканство».

Приятно, что в руководстве первой партии формирующейся коалиции люди с такой разумной, реально-конструктивной позицией.