Вчера отшумел первый этап выборов литовского Сейма, избирательные комиссии подсчитывают последние бюллетени (на восемь утра сегодня, 15 октября известны результаты с более чем двух третей участков для голосования), а народу уже всё ясно и без оперативных – как с фронта – сообщений Центральной избирательной комиссии: исполнились не только прогнозы экспертов, но – и это более существенно — чаяния среднестатистического обывателя Йонаса: антинародный блок из партий либералов и шоуменов во главе с консерваторами потерпел сокрушительное поражение.
Выборы как никогда сплотили народ. Выразить своё отношение к происходящему пожелало рекордное число избирателей – более половины от числа зарегистрированных. Окончательный состав парламента определится через две недели, когда состоится второй тур выборов в одномандатных округах, где шпаги скрестят двое из кандидатов, набравшие большинство голосов. По партийным же спискам ситуация на это утро такова: с заметным преимуществом (почти 22 процента) впереди идёт Партия труда, возглавляемая опальным политиком, европарламентарием Виктором Успасских. На втором месте социал-демократы, уступающие лидерам около двух процентов. Замыкают «призовую» тройку христианские демократы, у них нежданно-негаданно 13 пунктов.
Сторонники экс-президента Роландаса Паксаса, партия «Порядок и справедливость» набрала около девяти процентов, (кстати, самому лидеру Верховный суд отказал в праве на участие в выборах, хотя он и является депутатом Европарламента, что заставляет вспомнить меткое изречение об адепте, стремившемся быть католиком пуще папы римского) и расположились в группе партий, получивших пропуск в Сейм: Движением либералов, «Путь смелости».
Избирательная акция поляков Литвы до сего момента балансирует на грани пяти процентов — проходного барьера. Остальные политические формирования — Союз либералов и центра, входивший в правящую коалицию, Союз «Да!» амбициозного мэра Вильнюса Артураса Зуокаса, партия Людей Литвы и прочие — всего в выборах участвовали 17 партий и четыре коалиции – в парламент не прошли.
Среди претендентов особо выделялась своей агрессивной риторикой националистическое движение, на знамени которых значилось бессмертное «Литва для литовцев!», ведущее своё происхождение из нацистского рейха. Впрочем, националисты и не скрывали своей человеконенавистнической идеологии, находя негласную поддержку правящей коалиции во всём, вели предвыборную кампанию настолько разнузданно, что далеко не последний человек из идеологического ядра Марюс Галинис на своём рекламно-агитационном постере запечатлён в галстуке, по всему полю которого красуются свастики. Да, именно такие, которые украшали форму гестаповцев, пытавших и расстреливавших русских и евреев, литовцев и украинцев, реализующих политику выжженной земли. Клайпедские ветераны Великой Отечественной, которых осталось уже немного, дважды обращались в суд с конституционным требованием запретить демонстрацию и использование фашистских символов – юристы, посовещавшись с «учёными», объяснили «неучам», что свастика – священный знак древних литовских племен и потому никакой крамолы в её использовании в наши дни они не видят.
Коли мы затронули тут саму предвыборную кампанию, нельзя не сказать, что страсти не просто бушевали, а лилась настоящая кровь, что тоже стало своего рода пиаром. Во время дебатов, происходивших на одном из национальных телеканалов, Альгирдас Патацкас, представляющий «Путь смелости», бросил стакан в своего оппонента из Социалистического народного фронта Витаутаса Бярнатониса и осколками ранил Беату Наневич, выступающую за польскую партию. Хлынула кровь, пришлось прибегать к помощи медиков. Эта сцена активно эксплуатировалась телевизионщиками, что, разумеется, не могло не дать последователям Вянцкене популярности, пусть и сомнительного свойства.
Разумеется, итоговые цифры ещё будут уточняться, но картина в целом вряд ли изменится, в этом уверены эксперты.
Итак, что же дали выборы? Последние годы не обходится без сенсаций, не стал исключением и нынешний. Большинство экспертного сообщества отдавали пальму первенства социал-демократам, ставил их на первое место и последний опрос общественного мнения. Оказалось, ошибались. Почему? Уж не потому ли, что и президент Даля Грибаускайте, и кабинет Андрюса Кубилюса не уставали наращивать давление на «трудовиков» и лично на их лидера, раскручивая дело о чёрной партийной бухгалтерии. Народ хорошо знает цену этих наветов, как назвал сам лидер продолжающееся уже два года уголовное дело. Литва, разумеется, не Россия, но и здесь, выходит, жалеют гонимых.
Однако, думается, это не главное – людей подкупает чёткая, ясная программа вывода страны из кризиса за счёт стимулирования малого и среднего бизнеса, развития взаимовыгодных отношений как с Западом, так и Востоком, Россией в частности.
А в отношении гонимых убеждает ещё один пример — стремительный финишный рывок партии «Путь смелости». Её лидер Неринга Вянцкене, действительно человек решительный, продолжило дело своего брата Драсюса, чья загадочная смерть до сих пор продолжает волновать общественность, особенно каунасцев, который начал открытую и беспощадную борьбу против педофилов в эшелонах власти и педофилии как гнусного и позорного явления. В результате она лишилась работы судьи, на её имущество наложен арест, её постоянно «приглашают» на допросы в прокуратуру, ей, ныне безработной, выписан непосильный штраф. Прогнозы однозначно относили движение «смелых» в разряд аутсайдеров избирательного марафона, а Вянцкене, этот своего рода Робин Гуд, новичок в политике, взяла да и оставила всех с носом. Включая даже таких старожилов парламентского олимпа, как Союз либералов и центра, который, образно выражаясь, протёр все штаны на депутатских креслах.
Выступая с кратким экспресс-анализом сразу после объявления результатов экзит-полов, министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис выразил удовлетворение итогами, оценив их на уровне предыдущих. Ну, по конкретным цифрам консерваторы всё же уступают прошлым парламентским выборам, но всё равно это достижение, поскольку они в два с лишним раза превысили прогнозы двухмесячной давности, когда за них выступали 5-7 процентов электората.
Вот и последний опрос за неделю до выборов показал, что кабинет Кубилюса народ оценивает резко отрицательно, хуже стоит только Сейм – у обоих по семидесяти процентов негативных оценок. Откуда же такие в целом положительные цифры? Есть такое понятие – административный ресурс, и он работал здесь на полную катушку. Сам премьер, его министры без устали рвали на груди рубаху, доказывая, каких успехов добилась маленькая, но гордая Литва в борьбе с кризисом, как неустанно ведёт скрытую войну с имперской Россией, как непреклонно раскручивает дело о компенсации за оккупацию, как в поте лица своего хочет облагодетельствовать народ дешёвой электроэнергией от планируемой Висагинской атомной станции.
Сделали своё дело и орудия главного калибра: как по заказу Еврокомиссия очень хвалила кабинет Кубилюса, который удачно справился с экономическими штормами и привёл страну в спокойную гавань. За кадром остаётся вопрос: какими средствами достигнута цель? За счёт обирания малоимущих, урезания социальных пособий и пенсий, то есть избран путь, которым не пошло ни одно европейское государство. Однозначно выступала в поддержку антинародного правительства в последнее время и президент Грибаускайте, которой не могли не нравиться хорошие оценки, выставляемые Евросоюзом кабинету и, соответственно, ей как главе государства. Не правда ли, весьма пикантная ситуация: президент обеими руками «за», а народ решительно против? Риторический вопрос: а разве не должна президент шагать в ногу со своим народом?
Любопытно, что русские, а вместе с ними и значительная часть других национальных общин оказалась в разных политических движениях: Союз русских Литвы по спискам Партии труда получит представительство в парламенте, а Русский альянс, похоже, попадает в законодательный орган вместе с Избирательной акцией поляков Литвы. Без вопросов – это хорошо и полезно во всех отношениях, однако, наверное, больше смысла было бы в объединении этих двух этнических организаций. Особенно это важно на местах, где члены и без того небольших национальных общин порой оказываются по разные стороны политических баррикад. Именно так обстоит дело в Клайпеде, где в городском совете порознь, а нередко и против друг друга выступают сторонники Русского альянса и Союза русских. А ведь ещё с древних времен известно, что междоусобица к добру не приводит.
Итак нынешние правящие потерпели сокрушительное поражение, вместо большинства в парламенте они в лучшем случае могут опираться на треть из почти полутора сотен народных избранников и политических перспектив у них практически никаких. Томас Янелюнас, политолог, считает итог закономерным – каждый получил по заслугам. Для него наиболее неожиданным стал успех «новичка» в политике — «Пути смелости». Эксперт в области политических наук Юрате Новогряцкене полагает, что три партии-лидера — Партия труда, социал-демократы и «Порядок и справедливость» — вполне могут сформировать правящую коалицию. Кратко комментируя итоги голосования, все трое – Виктор Успасских, Альгирдас Буткявичюс и Роландас Паксас – заявив, что окончательные решения по коалиции впереди, в целом не отрицали вероятность такой конфигурации, помянули добрым словом соглашение о сотрудничестве, заключённое партиями – лидерами более полугода назад.
Виктор Успасских, принимая поздравления и поднимая бокал с шампанским, в свою очередь, не скрывал своих намерений возглавить кабинет министров. Дежавю: около десяти лет назад Партия труда уже побеждала на парламентских выборах, Успасских, также претендуя на премьерство, довольствовался портфелем министра экономики, но вскоре парламентская фракция развалилась, министр был смещён со своего тёплого местечка и вынужден был долгое время скрываться в России. Те силы, которые обложили этнического помора практически со всех сторон, по прежнему сильны, и президент уже не раз обрушивалась с критикой на Успасских, призывая голосовать за всех, только не за Партию труда.
Неужели худший сценарий повторится? Видимо, лишне подчеркивать, что у главы государства, правящей на сей момент коалиции огромный властный ресурс, и они не побоятся пустить его в ход. Впрочем, как говорят, поживём – увидим…
Правящий кабинет, а вместе с ним и президент Грибаускайте потерпели ещё одно поражение, на сей раз на референдуме по Висагинской атомной электроцентрали. Большинство сказало решительное «Нет!» этой афере. Референдум имеет, так сказать, совещательный характер и ни к чему существенному правительство не обязывает, однако своё слово непременно скажет. Мэр Висагинаса Даля Штраупайте огорчена таким поворотом дел: по её мнению, стратегический инвестор японская компания Hitachi может пересмотреть своё участие в проекте, который жизненно важен для города.