Фото:

Юрий Павловец: Что ожидает взаимоотношения нового парламента Белоруссии и ЕС?

Европейских политиков, прежде всего, из Литвы и Латвии, интересует лишь введение экономических санкций в отношении Белоруссии, которые серьёзным образом могут повлиять на развитие Прибалтики, считает эксперт «NewsBalt» Юрий Павловец.

Прошедшие 23 сентября парламентские выборы в Белоруссии, как и ожидалось, не принесли сколько-нибудь серьёзных изменений во внутриполитическую жизнь страны. Ни до, ни после, белорусское общество так и не проявило практически никакого интереса к происходящему в республике. Однако при этом события последних дней способны уже в ближайшем будущем повлиять на внешнеполитическое положение Минска, что связано, в первую очередь, с оценкой выборов Евросоюзом.

Необходимо напомнить, что белорусский законодательный орган ещё 16 сентября 1992 года получил статус «специально приглашённого» в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Правда, тогда это был совсем иной, нежели сегодня, парламент – однопалатный Верховный Совет Республики Беларусь. После же референдума 1996 года, который как тогда, так и сейчас, считается в Европе незаконным, новый законодательный орган – двухпалатное Национальное Собрание Республики Беларусь – был исключён из ПАСЕ уже на следующий год, так как выборы в него, по мнению европарламентариев, не соответствовали демократическим нормам. Подобное отношение к белорусскому парламентаризму со стороны Евросоюза наблюдается уже последние 15 лет: как бы ни проходили выборы в Белоруссии, они ещё ни разу не соответствовали европейским и мировым стандартам. Казалось бы, в Минске уже должны были привыкнуть к такому отношению и не обращать на это внимание, но, как оказывается, мнение объединённой Европы, которая на сегодняшний день является главным поставщиком валюты в республику, имеет довольно серьёзное психологическое давление на белорусское руководство.

Дело в том, что за последние годы белорусский парламентаризм в своём развитии не продвинулся ни на шаг: всё тоже безволие, подчинённость административным распоряжениям сверху, отсутствие инициативы и желания самостоятельно принимать решения, крайний непрофессионализм большинства народных избранников и страх потерять депутатское кресло на следующих выборах. Всё это толкает белорусских парламентариев, которые с опаской оглядываются на руководство республики, отказаться от участия в политической жизни страны. К тому же, и это немаловажно для понимания ситуации, практически все депутаты Национального Собрания, как нижней, так и верхней палат, проходят весьма жёсткий отбор перед своим выдвижением в кандидаты депутатов в органах исполнительной власти. 

Поэтому сегодня «посторонних» людей, которые могли бы внести сумбур в стройное «ничего не делание», в белорусском парламенте нет. Поэтому и главной задачей законодательного органа страны является принятие ничего незначащих законов и одобрение деятельности президента. И в этом, пожалуй, одно из главных его отличий, например, от парламентов прибалтийских республик бывшего Советского Союза, где за прошедшие десятилетия наметились серьёзные изменения. На их фоне белорусское Национальное Собрание, кажется, полностью законсервировалось на уровне середины 1990-х годов. Молчаливое и практически стопроцентное одобрение всех законопроектов, выдвинутых администрацией президента, уже давно ушло в прошлое не только в Европе, но и в России.

Вот и нынешние выборы не принесли никаких изменений – в парламент пришли всё те же главврачи больниц, директора крупных государственных предприятий, бывшие депутаты, начальники отделов исполнительных комитетов и один учитель математики. Ожидать чего-либо весомого от такого парламента не приходится: новый состав Национального Собрания не только не способен решать серьезные внутриполитические задачи, но будет и дальше раздражать Европу.

Уже сегодня ЕС заявило, что выборы в Белоруссии не могут быть признаны. 24 сентября на брифинге в Минске Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской ассамблеи ОБСЕ был презентован предварительный доклад об итогах выборов. Согласно нему, «несмотря на некоторые улучшения избирательного законодательства в 2010 и 2011 годах, законодательные рамки всё ещё не гарантируют проведение выборов в соответствии с обязательствами в рамках ОБСЕ и международными стандартами». 

Президент же Европарламента Мартин Шульц и вовсе с горечью констатировал, что он «глубоко сожалеет, что парламентские выборы в Белоруссии в очередной раз не соответствовали международным стандартам справедливого и прозрачного голосования». Правда, доказать то, что выборы были сфальсифицированы евронаблюдатели почему то не могут, объясняя это тем, что «у наблюдателей ОБСЕ не было достаточно ресурсов, чтобы подсчитать явку избирателей на парламентских выборах, поэтому они не могут оценить достоверность цифр, обнародованных Центризбиркомом». Довольно странно, если учитывать, сколько денег выделяется Западом на всякого рода наблюдения. Скорее всего, у еврочиновников, которых естественно не допустили к подсчёту голосов, на сегодняшний день действительно нет никаких доказательств фальсификации, кроме информации от местной оппозиции.

Казалось бы, в Минске уже должны привыкнуть к недоверию со стороны Европы, особенно тогда, когда Россия и остальные страны СНГ принимают результаты всех проводимых в республике выборов, как парламентских, так и президентских. В этот раз наблюдатели от СНГ заявили, что выборы прошли в полном соответствии с законодательством, были открытыми и обеспечили право граждан на свободное волеизъявление.

При этом МИД России и вовсе обвинил БДИПЧ в политизированности своих оценок: «К сожалению, как обычно в таких случаях, диссонансом прозвучало «особое» мнение Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, в предварительных выводах которого вновь возобладал заведомо политизированный подход». Однако даже при такой, казалось бы, явной поддержке со стороны России, заявившей, что она «и впредь будет активно развивать двусторонние отношения с братской Республикой Беларусь в интересах двух стран и народов», в послевыборных заявлениях высших государственных чиновников республики чувствуется определённая нервозность и желание сгладить негативное впечатление Запада от выборов. 

Никогда ещё прежде ни представители ЦИК, ни государственные СМИ столько не уделяли внимания реакции западных наблюдателей на парламентских выборах, причём как до, так и после их проведения. По всей видимости, белорусские власти всё ещё надеются найти русло для конструктивного диалога с западными коллегами, особенно в условиях, когда российское направление внешней политики улучшить более чем оно есть на сегодняшний день, скорее всего, уже не удастся.

Однако думать о том, что в Европе на этом фоне решат пойти на сотрудничество с белорусским политически режимом, рассчитывая при помощи парламента расшатать обстановку в стране, так же не стоит. Определённые взаимоотношения белорусских парламентариев со своими коллегами из Евросоюза пока остаются лишь на уровне личных встреч и обсуждения незначительных вопросов экономического и культурного характера.

Единственное, что серьёзно интересуют европейских политиков и, в первую очередь, представителей Литвы и Латвии, так это введение экономических санкций в отношении Белоруссии, которые серьёзным образом могут повлиять на развитие этих стран. В остальном же, белорусский парламент абсолютно не интересен западноевропейским политикам как орган, занимающийся законотворческой деятельностью. Ситуация вокруг Национального Собрания рассматривается в ЕС, всего лишь как еще один мотив для продолжения нажима на существующий в Белоруссии политический режим. И не более. К тому же стоит отметить, что вряд ли подобное отношение изменится, приди в белорусский парламент хоть кто-то из оппозиции. Скорее наоборот – тогда появится ещё одна возможность говорить о нелегитимности белорусского законодательного органа, но уже на основании «взгляда изнутри».

В таких своеобразных условиях, когда белорусские законотворцы не интересны никому, как внутри страны, так и за её пределами, говорить о дальнейшем развитии законодательной ветви власти в Белоруссии, увы, не приходится. Поэтому и взаимоотношения с коллегами из европейских государств, где парламент действительно играет судьбоносную роль в развитии государства, у белорусских депутатов и дальше будут оставаться на уровне межличностных отношений, не способствуя интеграции республики в европейскую систему парламентаризма.


Об авторе. Юрий Павловец, 33 года. В 2002 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности история. В 2003 году получил диплом магистра социально-гуманитарных дисциплин. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Югославско-албанские отношения в условиях формирования советской сферы влияния в Восточной Европе (ноябрь 1944 — ноябрь 1948 гг.)» по специальности «Всеобщая история». В настоящее время является доцентом кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, где преподаёт курс «Политология». Является одним из авторов интернет-проекта «Западная Русь».