В минувшую субботу, 24 ноября, в редакции информационно-аналитического портала «NewsBalt» прошёл круглый стол на тему «Введение Евросоюзом льготы для русских туристов «72 часа без визы» как первый шаг к безвизовому соглашению между РФ и ЕС».
С 2009 году правительство России упростило законодательство для иностранных туристов, прибывающих на паромных судах из Европы, в надежде на симметричный шаг со стороны Европейского Союза. Иностранные пассажиры имеют право в течение 72 часов находиться в России и выходить на берег в рамках туристической программы. Такое правило действует в портах Калининграда, Санкт-Петербурга, Сочи, Новороссийска, Владивостока. Однако ЕС на сегодня отказывается предоставлять российским туристам право путешествовать на паромных и круизных судах в Европу без шенгенской визы.
Обсудить варианты облегчения визового пространства мы пригласили следующих экспертов – главу калининградского представительства Торговой палаты Гамбурга Штефана Штайна, члена правления Российского союза туриндустрии, гендиректора калининградской туристической компании «Балтма Турс» Альберта Прохорчука, эксперта Агентства по туризму Калининградской области Виктора Кошелева и немецкого предпринимателя, около 25 лет живущий в Калининграде, управляющего компанией «Калининград Domizil» Уве Нимайера.
К сожалению, приглашенные представители Литвы и Польши не приняли участие в круглом столе.
Разговор, на наш взгляд, получился откровенным и ожидаемо вышел за рамки обсуждения льготного режима «72 часа без визы». «NewsBalt» приводит стенограмму дискуссии.
Главный редактор «NewsBalt» Андрей Выползов:
— Злободневность темы «72 часа без визы» для российских туристов в Европе демонстрирует пресса Балтийского региона. Буквально вчера литовский портал 15min.lt опубликовал статью «Сколько Литва теряет от нежелания Евросоюза облегчить визовый режим с Россией?», где президент Ассоциации туризма Литвы Дануте Мажейкайте сказал, что льготная модель «72 часа без визы» принесла бы дополнительную прибыль Литве. Речь, прежде всего, идёт о приморских странах Евросоюза – это вся Прибалтика, а также Скандинавия, Польша и Германия. Господин Штайн, почему, по вашему мнению, Евросоюз не вводит симметричную меру, призванную банально обогатить эти страны?
Штефан Штайн:
— Это, конечно, политический вопрос. Я как экономист, а не политик, не могу говорить о перспективах этой инициативы, поскольку не участвовал в дискуссии. Но, мне кажется, что «72 часа» это, конечно, хороший и положительный момент в политики России. Это даёт конкурентоспособность перед другими странами.
Но у Евросоюза другое положение. Там есть 27 стран, которые должны все согласиться на этот элемент. Кстати, между Германией и Россией уже есть соглашение по облегчению визового режима. Как пример, могу сказать, что виза для россиян стоит почти вдвое дешевле, чем для граждан Китая. И русскому легче получить визу. Например, если я рекомендую, то граждан России получает визу сразу на три, а то и на пять лет.
И, честно говоря, режим «72 часа без визы» Германию в принципе не очень-то и волнует. И вот почему. К нам приезжает и так очень много русских туристов. И в Гамбурге, и в Берлине я всегда слышу русскую речь, потому что Германия никому не отказывает, если русский турист покупает тур, или заказывает гостиницу. У нас достаточно русских туристов и мы не стремимся их ещё больше увеличить. Поэтому я не вижу этот вопрос стоящим очень остро.
Гендиректор туристической компании Альберт Прохорчук.
Альберт Прохорчук:
— Я расскажу предысторию этого вопроса, чтобы понять опасения Евросоюза. Режим «72 часа без визы» на территории Российской Федерации распространяется на два вида морского сообщения: паромы, то есть суда, стоящие на определённой линии между двумя-тремя городами, и круизные суда, которые ходят по более разнообразному маршруту. Соглашение, касаемое круизов, существовало ещё со времён Советского Союза. Как советские граждане, так и европейцы, путешествующие на круизных лайнерах, посещая те или иные страны без виз.
В 90-х годах, когда уже не стало Советского Союза, а в России начался бум туристического бизнеса, этот режим действовал до поры до времени. Расскажу на своём опыте. В 1995 году на мурманском судне «Клавдия Еланская» мы организовывали круизы из Калининграда в Германию. Маршрут – Калининград-Любек. Без виз, как положено. Мы отработали целый год и вот, что я вам скажу: из ста российских пассажиров в Россию возвращалось только 10. Все остальные оставались в Германии! И такая практика была не только в Калининграде. Русские туристы из Петербурга также оставались в Финляндии, в Швеции… Через некоторое время Евросоюз вышел из этой конвенции, а Россия осталась.
В 2008 году губернатор Петербурга пролоббировал 72-часовой режим для иностранных туристов, прибывающих на паромах. Но не всё так просто. Это не значит, вы, как иностранный гражданин, увидели на набережной паром, сели в него и поплыли. Пограничникам необходимо предоставить информацию о пассажирах за 72 часа. Я, например, сейчас оперирую паромной линией Гдыня-Балтийск и за трое суток подаю данные на пассажиров. Если этого не произойдёт, наши пограничники даже не разрешат заход судна в российские воды. Поэтому, надо понимать – если ЕС введёт аналогичную инициативу для россиян, то не так просто всё будет. По срочному делу съездить морем не удастся.
Уве Нимайер:
— 95-й год – это 95-й год. Времена поменялись. Сейчас совершенно другое время. Да, двадцать лет назад русские убегали на Запад, думая, что там всё хорошо. Но сейчас всё изменилось, люди оставаться не станут.
Альберт Прохорчук:
— Но вы же прекрасно знаете отношение Евросоюза к проблемным регионам России – к Чечне, да и вообще ко всему Северному Кавказу.
Уве Нимайер:
— Но если сейчас у человека есть виза, ничто ему не мешает не вернуться в Россию. Наличие визы или её отсутствие – не препятствие тому, оставаться в Европе или нет.
Виктор Кошелев:
— Да и человек с криминальными намерениями быстрее сделает визу, чем простой турист. Европейского Союзу опасаться нечего, что русские туристы убегут. Ведь это чётко оговоренная группа с обозначенным маршрутом и обязательным возвратом на паром.
Немецкий бизнесмен Уве Нимайер.
Уве Нимайер:
— Убеждён: качество людей поменялось. Русские стали другими. Поясню, откуда у меня такое мнение. Я читаю статистику, которую публикуют немецкие консульства в Москве, Петербурге, Калининграде. Я вижу, сколько россиян подали на визу, сколько получили, а скольким отказали. Так вот — отказывают в объёме: ноль, запятая, ноль-ноль сотых. И отказывают не потому, что они преступники, а просто что-то когда нарушили. Например, в первый раз посетили не то государство, от которого получили визу. Далее – сколько раз разговариваю с русскими в Германии, все мне говорят – мы ведём себя в Германии очень аккуратно. Не паркуемся, где нельзя. Правила не нарушаем. Немцы уважают немецкое законодательство на 100%, а русские в Германии – на 200%! Почему? Потому что они хотят регулярно ездить туда. А нарушил – получай штамп в паспорте и в ближайшие пять лет о Европе можно забыть. И опасения Евросоюза, что русский могут делать что-либо плохое в Европе, на мой взгляд, беспочвенны.
А вопрос о взаимном безвизовом пространстве между Россией и Евросоюзом, здесь я согласен со Штефаном, политический на сто процентов. Я разговаривал с дипломатами, чтобы узнать — откуда ноги растут. Может быть, МИДы стран Евросоюза не хотят отказываться от выдачи виз. Это же целый бюрократический аппарат. Но именно МИД Германии хочет отменить визы, потому что говорит, что это им неинтересно и эта нагрузка. Стоимость визы не покрывает расходов – зарплат консульских работников, стоимости канцелярских товаров и так далее. Немецкий налогоплательщик ещё и доплачивает консульским службам. А вообще складывается парадоксальная ситуация – те, кто должен заниматься визовыми проблемами, имеют дипломатические паспорта и ещё ни разу не пересекали границу, стоя по несколько часов.
Андрей Выползов:
— Что касается криминальных опасений ЕС. В прошлом году калининградские пограничники заявили, что, наоборот, польские туристы злоупотребляют режимом «72 часа без визы», лишь отовариваясь спиртным на паромах в магазинах duty free. Получаются пьяные паромы.
Альберт Прохорчук:
— Я пробивал эту линию своими костьми, своим здоровьем и категорически не согласен с термином «пьяные паромы». Неважно, чем занимаются пассажиры паромов. Что значит – злоупотребляют? Да, я сразу говорю – те люди, которые выходят в Калининградскую область на паромах в режиме «72 часа» – 99% граждане Польши – плывут к нам, чтобы купить дешёвые спиртные напитки на борту судна. Но это общемировая практика. Европа это пережила ещё до Евросоюза. От Швеции до Дании 15 минут паром ходил. Шведы затаривались дешёвым пивом и ехали обратно. Суда из Польши до шведской Карлскруны – это были чисто, как вы выражаетесь, «пьяными паромы».
Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Судно заходит в российский порт и не требует никаких трудовложений с нашей стороны. Но платит за это канальный сбор, причальный сбор, лоцманский сбор, швартовый сбор. Мы ничего не делаем. Плюс к этому иностранцы всё же выходят на экскурсию, немного, но выходят. Эти туристы покупают ваучеры, а значит и турфирма получает денежку. Есть судовой агент, который тоже не в накладе. Вот этого пограничники не замечали. Слава Богу, теперь с приходом нового начальника пограничного управления ситуация поменялась.
А возвращаясь к теме «72 часа», выскажу мысль, что если ЕС пойдёт на паритетные условия, то надо понимать, что русскому туристу это может показаться не так уж и интересным – быть постоянно при группе, шаг вправо, шаг влево запрещено. Приведу пример из своей практики. Я привозил на пароме в режиме «72 часа без визы» внушительную группу граждан Швейцарии и Германии. С правом проживания две ночи в Калининграде. 60 человек! Ведь эти 72 часа позволяют участвовать в экскурсионной программе, как указано в постановлении правительства, в том числе с проживанием в составе группе по месту проведения турпрограммы. Вы не представляете, какова была реакция пограничников. Когда они узнали, что 60 безвизовых иностранцев будут передвигаться по области, то был шок. Европейцы жили в «Усадьбе» в Орловке (отель в 5 км от Калининграда. – «NewsBalt»), так пограничники чуть ли не в кустах сидели, отслеживая, чтобы никто из иностранцев не отделился от группы.
Виктор Кошелев:
— Постановление российского правительства о 72 часах без визы – беспрецедентно. Всегда Россия была жёсткой, закрытой. И вдруг принимается такое решение. Если сейчас Европейский Союз симметрично введёт 72 часа для россиян на тех же условиях, то начнётся взаимовыгодный обмен туристам. Допустим, российская турфирма заключает договор с европейской турфирмой. Формируются две группы туристов. Когда приходит паром, мы принимаем европейских туристов на трое суток, а российских на трое суток «сдаём» на паром. Получается туристический чендж — взаимная выгода и прекрасная загруженность судна.
Далее – мне много звонят коллеги и друзья из Сибири, Урала: «Виктор Николаевич, мы к вам приедем, а можно будет на выходных съездить в Польшу, Германию, Швецию?» Если, отвечаю, нет шенгенской визы, то нельзя. А теперь, если такой режим будет функционировать, то Калининградская область станет зарабатывать и на транзите российских туристов. Человек отдохнул на Куршской косе и ещё съездил на три дня в Польшу или Литву. Кому от этого плохо?
Нельзя сказать, что европейцы не знают о такой инициативе. В частности, с этим предложением мы выходили на конференции «ТрансБалтика» на Кипре, который сейчас, кстати, президентствует в ЕС. Инициатива «72 часа» записана в протоколе на встрече по проекту «Интерфейс», где лидирующим партнёром является немецкий Росток. Мы выступали перед польскими и шведскими партнёрами. Два месяца назад это предложение озвучил член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, выступая на Парламентской конференции Балтийского моря. Важно помнить, льгота «72 часа без визы» будет очень важна к Чемпионату мира в 2018 году, когда россияне приедут в Калининград на матчи и смогли заглянуть и в Европу, не оформляя шенгенской визы.
Штефан Штайн и Виктор Кошелев.
Штефан Штайн:
— Я не совсем согласен, как идёт дискуссия. Если рассматривать «72 часа» для россиян, как первый шаг к безвизовому пространству, то, мне кажется, люди из России станут уезжать на Запад. Как это уже происходит в Польше и Литве. Я знаю, что Каунас потерял почти половину населения. В Клайпеде рабочей силы не найти. Правда ли, что Россия хочет этого в будущем? Это вопрос, который я очень-очень остро поднимаю. Если мы откроем границы, найдём ли затем в Калининграде рабочую силу? Это вопрос стоит, по-моему, перед Россией. Для Европы такой проблемы нет.
В Калининграде есть принципиальная дискуссия, как поднимать туризм. И у меня, сразу оговорюсь, очень радикальное мнение. Пожалуйста, Россия, открывай границы и делай в Калининграде зону duty free. Делайте то, что хотят люди, и вы получите 7 млн туристов. Я это гарантирую. Люди спонтанно сюда приезжать не станут.
Альберт Прохорчук:
— То, что сказал Штефан, в принципе спасёт Калининградскую область. Если мы откроем границы для граждан Евросоюза, то, во-первых, ликвидируем туристическую межсезонность. У нас же туризм – июнь, июль, август. Потом девять месяцев – пустота. Далее – мы получаем прекрасную площадку для бизнес-туризма. Калининград – это та территория, где может встречаться и вся Россия, и вся Европа. Проводить здесь конференция, диалоги, бизнес-трипы и так далее. Европеец сухопутным путём сможет из Калининградской области выехать только в Евросоюз.
Андрей Выползов:
— А вам не кажется, что заявления о безвизовом посещении Калининградской области европейцами – сродни сепаратистским мыслям. Я могу процитировать Путина: «Если Евросоюз решит проблему с анклавом, то для всей остальной страны перекроют возможности облегчения визового режима».
Альберт Прохорчук:
— Я же не говорю об отмене калининградцам виз в Европу. Где здесь сепаратизм! Давайте говорить честно – они нам пока нужны! И для развития экономики, и для развития туризма, и для инвестиций. Они нужны. А не мы.
Андрей Выползов:
— На мой взгляд, это игра в одни ворота. Мы уже предложили европейцам «72 часа без визы». Сейчас откроем Калининградскую область. А что взамен?
Штефан Штайн:
— Деньги!
Альберт Прохорчук:
— Украина отменила визовый режим. Инвестиции на 25% выросли! (Есть и другое мнение. В частности, летом 2012 года депутат Украины Валерий Коновалюк заявил, что из-за введения безвизового режима для европейцев украинский бюджет недосчитывает в год 200 млн. долларов, а граждане Украины продолжают платить за шенгенскую визу порядка 60 евро. – «NewsBalt»).
Уве Нимайер:
— Деньги у западных людей есть. Они голодные. Они хотят зарабатывать, вкладывая в Россию. Но Россия – гордое государство.
Штефан Штайн:
— Я помню, что Путин сказал, что мы все одинаковы и исключения не будет. Но проблему анклава надо решать. И решать вам, а не Евросоюзу. Я жил в Западном Берлине, который был островом в Восточном Берлине, как сейчас Калининград. И власти Западного Берлина очень много делали, чтобы облегчить жизнь живущих там немцев. Были налоговые льготы, не надо было платить НДС. Нам оплачивали даже транзит. А для Калининграда Москва делает мало. Я как иностранец могу такие вещи говорить. Советую вам — открывайте границы и будете как Андорра. И игорная зона заработает, и яхтенный туризм.
Альберт Прохорчук:
— Вижу, что дискуссия вышла за рамки «72 часов» (улыбается). Резюмируя сказанное по теме круглого стола, отмечу, что если ЕС пойдет навстречу туристической модели для российских туристов «72 часа без визы», то это станет, безусловно, первым шагом к безвизовому режиму между Россией и Евросоюзом. С технической точки зрения, с обслуживанием большого количества россиян проблем не будет. Если, допустим, у меня «нарисуется» 100 тысяч туристов в год, то очередь из паромов выстроится. Из шведских, датских, польских и российских. У Росморпорта, например, простаивает судно «Балтийск». 275 пассажиромест. Две грузовые палубы.
Андрей Выползов:
— Господа немцы, а в Германии обсуждают темы безвизового передвижения между Россией и Евросоюзом. В прессе, на кухне за чашкой чая?
Штефан Штайн:
— У нас есть два лагеря. Первый ратует за то, что визы не нужны. Даёшь свободу передвижения! Взять хотя бы наше консульство в Калининграде. Это всего три человека плюс визовый отдел с огромными затратами для оформления виз. Для меня, как экономиста, это абсурд. Если допустить, что из ста человек – трое преступников, то я их найду непосредственно на границе при её пересечении. Но второй лагерь говорит, что с открытием границ с Россией мы потеряем рабочие места. Эти люди считают, что люди с Востока будут работать вместо нас и испортят наш уровень зарплат. В этом есть своя логика. Посмотрите, сейчас наши поля с клубникой обрабатывают поляки, румыны. Немцы там не работают, потому что очень маленькая зарплата.
Уве Нимайер:
— Считаю, что все визовые проблемы – искусственные. Как восточный немец, я помню такой лозунг в 1989 году – «Свободное движение для свободных детей». Мы все свободные люди. Но почему русские люди не могут свободно двигаться, а польские люди, чешские, венгерские могут? Что нас различает? У меня есть ещё любимое выражение – любая система функционирует, если она простая. Поэтому, думаю, если давать Евросоюзу дополнительные сложности – давайте такой льготный режим, давайте другой, то всё это приведёт к тому, что система функционировать не станет. Мы просто им даём развивать бюрократию. Здесь надо исходить из того, что нормальные люди живут на Западе, и такие же нормальные люди живут в России. У человека в пятницу утром появилось хорошее настроение, погода в Калининграде дождливая, а в Берлине солнечно. Он покупает билет, летит, делает всё, что угодно и летит обратно. Чего бояться?
Говоря о немецкой прессе, то эта проблема не обсуждается. Потому что неинтересно. Интересно только большим фирмам – таким как Siemens, Mercedes, BMW, которые отправляют специалистов в Москву и Санкт-Петербург. Когда же в немецких бесплатных газетах появятся статьи о том, сколько немцы не зарабатывают на русских, которые тратят по 100 евро в день в какой-нибудь Турции, а могли бы эти деньги потратить и в Германии, то тогда начнётся давление и на политиков. Особенно это касается восточных немцев, у которых не всё так хорошо. Но и со стороны России должно последовать упрощение – да, давайте безвизовый режим, а не так, что да, давайте, но нужны такие-то документы. Только паспорт и 3 минуты на пересечение границы.
Виктор Кошелев:
— Отвечу на вопрос – говорят ли в Германии о безвизовых льготах. Это новая тема. Не обсуждают не потому, что не хотят. А потому что не знают. Мы раскрываем её шаг за шагом. Естественно, идея должна вызреть. Жаль, здесь нет польских коллег, которые смогли бы внести свою лепту в дискуссии.