Руководитель Центра русской культуры Латвии в Москве «Zdvina.org» Андрей Неронский в интервью «NewsBalt» высказал свой взгляд на тему, как помочь русским в Латвии.
— Что вас подвигло возглавить Центр русской культуры Латвии в Москве?
— Во-первых, моя область является актуальной по своей сути, и относится к правозащитному полю. Во-вторых, она отвечает моему характеру. Я считаю себя борцом с несправедливостью, а русские в Латвии ущемлены, что является несправедливостью. Эти люди не заслужили к себе такого отношения. Потому я и мои единомышленники, граждане Латвии, живущие в Москве на временной или постоянной основе, создали этот центр. Мы стараемся сделать то, что в наших силах здесь, в Москве, для оказания помощи нашим соотечественникам в Латвии. В первую очередь – это привлечение внимания к проблеме. Мы организуем круглые столы и конференции, сотрудничаем со структурами российской власти, такими как федеральное агентство «Россотрудничество», фонд «Русский мир», с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Сама же задумка создания такого центра появилась года три или четыре назад, а существуем мы уже два года.
— Как к вам относятся латвийские правящие круги?
— Мы не испытываем никакого давления, но не потому что у латвийских властей нет такого желания, а потому что у них здесь нет достаточных рычагов. Мы даже приглашаем на наши мероприятия представителей латвийских властей, чтобы они понимали, что у них на родине не всё гладко. Представители посольства Латвийской республики присутствуют на наших мероприятиях, наблюдают, благодарят за приглашение, однако, желаемых действий по устранению острых конфликтных вопросов не предпринимают. Это лишь показывает единый курс латвийских властей на сегодня.
— Мой многоуважаемый учитель, редактор, основатель журнала «Балтийский мир» Дмитрий Кондрашов когда-то сказал, что помочь русским Латвии можно лишь из России. Согласны ли вы с этим мнением?
— Нет, не согласен. У нас здесь есть принципиальное расхождение. Я считаю, что нужно действовать, как внутри Латвии, так и за её пределами. Нельзя помочь Латвии извне, не прилагая усилий внутри самой Латвии. Это может выглядеть со стороны, как вмешательство во внутренние дела. Россия должна ставить вопросы на мировом уровне, но прерогатива по решению вопросов должна быть у жителей Латвии, но пока сами жители не проснутся, ничего не произойдёт. Не прилетит добрый дядя в голубом вертолёте… В принципе, русская община Латвии и так является лидером по борьбе за свои права, по протестным акциям, что доказал штаб защиты русских школ, референдум по приданию русскому языку статуса второго государственного. Однако есть сильнейшее давление со стороны правящих, полностью блокирующее любые инициативы. Хотя, безусловно, референдум показал уровень сплочённости общины. Но, к сожалению, сегодня в Латвии сложилась такая ситуация, когда неприемлемая диктатура большинства над меньшинством в решении межнациональных вопросов возведена в ранг закона.
— А нет ли, на ваш взгляд, обособления русской общины Латвии по примеру старообрядческой? Ведь старообрядцы прекрасно живут в Латвии уже с 17-го века, опираясь на здоровый прагматизм.
— На мой взгляд, правильнее говорить не об обособлении, а о самодостаточности. Русская община более активна и у неё широкие интересы, связывающие её с Востоком и Западом. Она была самодостаточна не только во времена Латвийской ССР, но и до революции, что с прискорбием отмечают и латышские власти. Я не вижу ничего плохого в укреплении русской общины – это доказательство того, что она будет здесь жить и процветать и в дальнейшем.
— Какие методы борьбы необходимы или что важнее – радикализм партии «За права человека в единой Латвии» или центристский путь политического объединения «Центр согласия»?
— Я не считаю себя авторитетным политтехнологом, но думаю, что все пути имеют право на существование. Главное, чтобы был результат, а он пока далеко не самый позитивный. Хотя должен отметить, что тот же референдум по русскому языку не был провальным – он дал некую перекличку сил общины. Методы могут быть разными, допустима и комбинация усилий. А вот если бы мне предложили заняться политикой, я бы хорошо подумал, ведь политика дело непростое. Лично мне ближе решение конкретных экономических или хозяйственных задач.
— Как к вам относятся ваши конкуренты из Совета общественных организаций Латвии в лице Виктора Гущина и других представителей профессиональных соотечественников?
— Мы не конкуренты, а скорее коллеги и партнёры. Более того, у нас есть гостевой дом в Москве, где наши латвийские партнеры могут останавливаться, когда приезжают по делам общины в метрополию.
— Кстати, в Москве есть представительство Риги. Вы сотрудничаете?
— Вообще его иногда в шутку называют филиалом склада конфетного производства «Лайма», так как это представительство направлено на решение экономических и коммерческих вопросов. Мы только приветствуем этот проект, наподобие «Рижского дворика» в магазинах Москвы. Если это представительство принесёт рабочие места, то русская община Латвии от этого только выиграет.
— Какие планы на перспективу?
— Планы обширные, но не наполеоновские. Ведь мы ни рубля не получаем от российских структур. Если же нам и предлагают деньги, то мы просим отдать их нашим партнёрам в Латвии. Сами же существуем на членские взносы. Вот, к примеру, редактор портала «Baltijalv.lv», антифашист Сергей Малаховский попал в беду — латвийские спецслужбы конфисковали у него компьютер и ему не на чем работать. Хотим перечислить ему хотя бы в размере 100-200 долларов на развитие портала, просим также для него денег у фонда «Русский мир», но там надо подавать заявку на грант, а Малаховскому нужна оперативная помощь.
Мы также поддерживаем связи с латвийскими студентам в Москве, у нас даже есть своя группа активистов. Мы хотим создать интернет-телевидение, освещающее российско-латвийские отношения и внутреннюю политику Латвии, а также мировые события, влияющие на первые два аспекта.
Справка «NewsBalt». Андрей Неронский, 48 лет. Латвийский общественный деятель, предприниматель. Родился в Риге в семье русской интеллигенции. Является руководителем НПО «Центр русской культуры Латвии в Москве». По образованию инженер-экономист, окончил Рижский институт гражданской авиации, интересуется геополитикой и экономической историей, а также межнациональными отношениями. Во времена ЛССР работал на заводе «Альфа» в экономической службе, вначале 90-х возглавлял Русский институт лингвистики в Риге, руководил торговыми и строительными компаниями.