Борис Шалютин: Думаю, в Европе адекватно понимают, что Евразийский Союз – для внутреннего пользования

В рамках проекта «Приграничная Россия» «NewsBalt» побеседовал с заведующим кафедрой философии Курганского государственного университета Борисом Шалютиным.

В рамках проекта «Приграничная Россия» в гостях у информационно-аналитического портала «NewsBalt» — заведующий кафедрой философии Курганского государственного университета, экс-председатель Общественной палаты города Кургана Борис Шалютин.

 

— Борис Соломонович, вы проживаете и работаете на географическом стыке двух государств – России и Казахстана. Ваше мнение о создании Евразийского Союза (ЕАС), костяком которого могут стать наша страна, Казахстан и Белоруссия? Жизнеспособно такое новообразование?

 

— Считаю, что судьба Евразийского Союза ровно такая же, как у сегодняшнего союза между Россией и Белоруссией. Подобная надгосударственная структура, которая могла бы существенно координировать внешнеполитические отношения либо внутреннюю политику этих трёх стран, совершенно несостоятельна. У неё нет ни геополитической, ни исторической основы. Ничего из этого не выйдет.

 

— Тогда, по вашему мнению, зачем российское руководство стремится воплотить эту идею?

 

— Не уверен, что руководство России стремится эту идею воплотить. Я вижу определённый идеологический месседж, который ориентирован на некую часть внутренней публики Российской Федерации. На мой взгляд, это идеологическая игрушка, направленная — на предыдущем этапе на электоральные вопросы, сейчас – на вопросы обеспечения хотя бы какой-то поддержки ныне существующего правящего класса. И всё. Но это не значит, что не надо вообще ничего делать в плане развития взаимоотношений между Россией и Казахстаном, Россией и Белоруссией. Но это должны быть двухсторонние, где-то трёхсторонние отношения. Но будем честными: никакой целостности, дискретной целостности, объединяющей эти три страны и отграничивающей их от основного мира по типу пусть даже сверхслабой конфедерации, не будет. Это очевидно.

 

— Наверняка, вы интересуетесь реакцией Евросоюза на планы создать ЕАС. По вашему мнению, Европа испугалась «СССР-2»?

 

— Насколько я могу судить, для Европы это событие настолько периферическое, что всерьёз не представлено в высказываниях ни ведущих государственных деятелей и лидеров партий — как правящих, так и оппозиционных, ни авторитетных европейских СМИ. Думаю, они адекватно понимают, что этот продукт – для внутреннего пользования.

 

— На ваш взгляд, планы создания ЕАС отодвинут другую идею российского руководства –организацию безвизового режима с Евросоюзом?

 

— Я думаю, что в России большое число людей обрадовалось бы установлению безвизового режима с Евросоюзом. Это связано с бизнесом, профессиональной коммуникацией, отдыхом. Конечно, надо быть реалистом – безвизовая тема больше интересна территориям, что лежат к западу от Урала с точки зрения геосоциальной идентификации. Но безвизовая идея из очень далёкого будущего, что напрямую связано с характером отношений Европы к России. И это отношение с европейской точки зрения совершенно обосновано, потому что Россия по своему социальному порядку коренным образом отличается от Европы. Это совершенно жёсткая граница. И никакого значимого движения в России в направлении того, что приемлемо для Европы, не происходит. Например, количество убийств на единицу населения в России более чем на порядок выше, чем в большинстве европейских стран. Европа имеет все основания бояться России. Не ядерного оружия, а массового россиянина с другим менталитетом. И поэтому, на мой взгляд, нельзя настаивать, чтобы тебя звали в гости. Не будет никакого безвизового пространства, пока во внутренней политике России не произойдёт коренных изменений и на уровне установок, и на уровне реальных изменений.

 

— Пессимистический прогноз… То есть в этом контексте вы увязываете внутреннюю политику России со внешней?

 

— В мире мы становимся одиозными. Мы не туда стратегически ориентируемся. Вся наша внешняя политика – это демонстрация Кузькиной матери всему миру. При отсутствии этой самой крутизны на самом деле. Самый последний пример – позиции России к Сирии, где надо быть полностью слепым, чтобы не видеть, что там не без поддержки нынешнего режима совершены кровавые преступления. Но Россия ставит палки в колёса, чтобы даже расследовать эти преступления. Важно понимать тем, кто ностальгирует по Советскому Союзу тире Евразийскому Союзу, что эта политик – не продолжение советской. Сейчас ведь что происходит в Сирии – если выражаться марксистским языком – восстание трудящихся масс против угнетающей их политической верхушки. С точки зрения логики СССР, поддержка властной верхушки арабских стран была бы совершенно невозможна. Сейчас мы их поддерживаем.

 

Я не говорю о том, что надо игнорировать арабские страны. Но наши действия там не умны, хотя и позицию Запада умной не назовёшь. Они, в свою очередь, видимо, не понимают, что в обозримом будущем там демократия невозможна. Демократия несовместима с племенной культурой и социальностью, а базируется на автономии личности, формировавшейся 2500 лет в культурном ареале, двигавшемся от Античности через Христианство. Там очень сложные проблемы, и грамотные действия по отношению к этому региону пока не выработаны нигде.

 

— А с кем тогда дружить России?

 

— Считаю что надо, безусловно, поддерживать взаимовыгодные отношения с Китаем. Не в ущерб национальным интересам, конечно. А в принципе, нам надо интегрироваться, насколько это возможно, с теми странами, которые являются технологическими лидерами. Надо понимать, что наша историческая беда заключается в том, что в культурном отношении мы принадлежим к западному миру, а в социальном – к восточному. И до той поры, пока эта раздвоенность будет сохраняться, ничего хорошо нас не ждёт.

 

— Давайте вернёмся к российско-казахстанскому сотрудничеству в рамках будущего ЕАС. Многие опасаются роста наркотрафика в случае открытых границ.

 

— Я приветствую облегчение взаимного движения людей и товаров между Россией и Казахстаном. Кстати, сейчас уже между нашими странами отсутствует таможенная граница. Никто не проверяет людей. Мы всё же привыкли жить одной страной. Есть масса родственных связей, есть профессиональное общение. Есть транспортная инфраструктура, в конце концов. Например, ехать из Кургана в Омск через Казахстан значительно ближе, чем по территории России. Но ещё два года назад все ездили только по России. А вот вопрос борьбы с поставками наркотиков в Россию с юга, на мой взгляд, не является определяющим при открытии нового режима общения с Казахстаном. Работать лучше надо правоохранительным органам. Менять формы работы.

 

— Вы ежедневно общаетесь со студентами. Какие у них взгляды на будущее России. Кем они себя позиционируют – россиянами или, может, космополитами, стремящимися ухать из России за рубеж?

 

— Сложный вопрос. Начну с того, что образовательное учреждение – это не совсем то место, где должны сколько-нибудь системно обсуждаться текущие политические вопросы. Образование по возможности должно быть дистанцировано от политики. И на самом деле нужны исследования, которых на сегодня нет. Поэтому всё, что я сейчас озвучу — это мой личный опыт взаимодействия и разговоров с какой-то частью студентов.

 

Во-первых, как мне кажется, у современного курганского студенчества патриотические настроения присутствуют. То есть слово «Россия», слово «Родина», слово «История» — это не пустой звук. Сравнивая личные ощущения с некоторыми результатами исследований в других городах, в частности, в западной части страны, я нахожу разночтения. Может быть, это связано с тем, что мы далеко от Европы. Но в тоже время это, в основном, настроение «нормального патриотизма». Не строящегося на принципе, согласно которому, все вокруг уроды, кроме нас.

 

— То есть штампы не присутствуют типа «Госдеп»?

 

— Так мыслит очень узкий круг студентов. Большинство молодёжи этим не заражены. Вообще, уровень политической компетентности вовлеченности и интереса в Зауралье довольно невысокий. В известной степени отличаются студенты социальных специальностей. А студентам-технарям настолько далеко это, что они вообще не задумываются. В то же время внутренняя готовность продолжить своё образование за пределами России, на самом деле, есть у многих. И фактор, который этому препятствует, отсутствие у подавляющего большинства достаточной языковой подготовки.

 

— А финансы?

 

— Финансы, конечно, являются барьером. Но ведь дело в том, что люди и мыслят уехать, чтобы зарабатывать. Если человек владеет языком, то при элементарных социальных навыках он сможет обеспечить себе в англоговорящей стране уровень текущего потребления выше, чем сейчас в России. Идеологических причин не использовать этот канал для своей дальнейшей жизни, на мой взгляд, у студентов нет.

 

— Вы, как видно, достаточно либеральных взглядов. Насколько они мешают вам в университетской работе?

 

— Не мешают. Я преподаю философию, логику, философию права. Это академические дисциплины, и я не занимаюсь на своих лекцией тиражированием своих политических взглядов. Это в принципе неправильно. Да, я имею определённые политические взгляды, но я не являюсь действующим политиком. Не организую в Кургане партий, движений. Более того, на реальном политическом пространстве в Кургане в известной степени выступаю как фигура компромиссная. Поэтому, как мне кажется, второй срок подряд являюсь председателем Общественной платы города Кургана. Я категорический противник бунтов, революций, но за то, чтобы любой гражданин России мог высказывать своё мнение, не боясь репрессий. Это условие институционализации в России рационального политического дискурса, который на современном этапе наиболее эффективен для развития страны, для усиления её позиций в мире.


 

Справка «NewsBalt». Борис Шалютин, 52 года. Сын известного российского учёного-философа Соломона Шалютина, который одним из первых в СССР заложил основы философского осмысления проблем искусственного интеллекта. Шалютин-младший – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Курганского государственного университета. Депутат Курганской городской Думы, с 2008 по ноябрь 2012 года — председатель Общественной палаты г. Кургана.