Доцент кафедры политологии и социологии Балтийского федерального университета им. Канта в Калининграде Владимир Абрамов прокомментировал для «NewsBalt» первый проект федерального закона «О Калининградской области», инициированный экспертами Уставного суда Калининградской области совместно с Министерством промышленности Калининградской области.
Концепция нового закона о Калининградской области хороша уже своим появлением. До сих пор речь шла о неких общих принципах неопределённого характера. При этом задачка решалась с конца. Итогом всех наших стратегий, законопроектов и прочих предложений должно стать достижение уровня социально-экономического развития сперва сопредельных стран – Польши и Литвы, а затем уже и выход на показатели, характерные для ФРГ. В данной части формулы никаких возражений не просматривалось. Ну кому не хочется жить хорошо, вместо того, чтобы жить плохо? Дураков нет.
Сложности возникали при рассмотрении первой части задачки, в которой должны были содержаться инструменты и методики, использование коих и позволит достичь янтарному краю небывалых высот буквально за считанные года. Лучше к 2020 г., на худой конец – к 2030 году. Более поздние сроки предлагать не рекомендуется. Бо значительная часть сограждан поймёт, что рискует не дожить до периода полного расцвета.
Но основная загвоздка связана была не со сроками, а именно со способами достижения прекрасных ориентиров. Здесь наблюдалась полная неразбериха. Не успеет кто вспомнить про наш незамерзающий порт, как его тут же обрывают напоминанием о литовско-белорусской тарифной политике. Заговорят кормчие про модернизацию и нанотехнологиями с инновациями, так их тут же просят уточнить, в какой сфере они собираются достичь технологического прорыва, буквально озолотящего хозяйственный комплекс Калининградской области.
Предложенный проект радует тем, что не привязывает намертво регион к какой-нибудь одной отрасли. И это правильно, ибо заглядывать вперёд на 20-50 лет получается хреновато. Чему наглядным примером является и Программа построения коммунизма, и её младшая сестрёнка программа «Интенсификация-90» и даже любимая остатками советской интеллигенции программа «500 дней». Мелкие конкретные детали с стратегическом документе выглядят неуместно.
Вместе с тем, определённые вопросы вызывают и базовые аспекты новой концепции. Меньше всего их по поводу соглашения по Калининградской области, как части нового большого документа – «Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РФ». Оставим в стороне вопрос о том, когда обе стороны согласуют данный проект. У ЕС сейчас хватает головной боли с долговым кризисом, да и политическое руководство России озабочено внутренними политическими и экономическими проблемами. Как можно понять из лаконичного релиза, авторы нового закона рассчитывают с помощью специального соглашения ЕС-РФ урегулировать всю эту транзитную тягомотину. Это действительно, тяжёлый камень в ногах экономики российской Прибалтики, одним махом нивелирующий все преимущества нашего географического положения. Какой смысл от пребывания в центре Европы, когда люди стоят на КПП часами, а товары сутками?
При этом не совсем понятен смысл отсылки к международному соглашению в российском законе. Если наши европейские партнёры не захотят идти нам на встречу, то тут хоть законы принимай, хоть референдумы проводи: ничего ровным счётом не изменится. Поэтому данное положение логично было прописать порученческим пунктом МИДу РФ в документе о вводе в действие нового именного закона о Калининградской области.
Что же касается предоставления властям региона прав регулирования внешней торговли, то можно понять корни такого предложения. Они связаны с желанием накинуть узду на «злого демона» калининградской экономики – ФТС. Третье десятилетие подряд все новые поколения таможенников борются с калининградской спецификой путём её полного игнорирования. Но мечта о полном контроле над местной таможни уходит за пределы правосубъектности члена Федерации. Нечто подобное есть только в автономном районе Гонконг, да в разорванной на части эрзаце Палестинского государства. Вряд ли подобное предложение можно реализовать без подведения «мины» под единство Российской Федерации.
Что же касается зоны свободной торговли между Калининградской областью и Варминско-Мазурским воеводством, то понятен среднесрочный смысл данной затеи: дальнейшая интенсификация хозяйственных контактов по обе стороны российско-польской границы. А вот перспективы этого же проекта в стратегической дали подобной ясности не дают. Хотим ли мы, что калининградская экономика фактически стала частью хозяйственного комплекса Польши, а затем и ЕС в целом? Какую роль будут в таком альянсе играть собственно калининградские предприятия? В чью пользу будет складываться торговый баланс? Представляется, что ответов на эти вопросы нет даже у самых горячих адептов проекта зоны свободной торговли.
И «свободный порт Калининград» вызывает не меньше вопросов. Если речь идёт о статусе порто-франко (беспошлинном ввозе товаров, минимизации портовых сборов и контрольных процедур), то это одно. Или всё-таки нечто иное? При этом стоит напомнить о том, что «свободный порт» обычно получает подобный статус в целях привлечения товаропотоков. Подобный режим дают новым портам. Да и сама практика создания порто-франко практически исчерпывается концом XIX- началом XX вв.
Голубая мечта всех калининградцев – поэтапная отмена виз именно для нас, однозначно встретит негативную реакцию в федеральных структурах власти, т.к. предполагает наделение одних граждан единой страны большими правами по сравнению с остальными. Это нонсенс для любого юриста, специализирующегося в области государственного права. Опять-таки, движение по этому пути всецело зависит от доброй воли всё той же евробюрократии. Довольно сомнительно, чтобы названная категория граждан в своём подходе к данному вопросу руководствовалась исключительно гуманитарными принципами и чистым от политической подоплеки желанием посодействовать «узникам Европы».
Очевидно, если авторы нового проекта закона о Калининградской области рассчитывают на его успешное продвижение через коридоры федеральной власти, то им предстоит серьёзная работа по адаптации своих желаний с возможностями правового поля современной России.
Также по теме: