В 2012 году финансовый кризис в Евросоюзе поставил тяжёлые задачи перед Датским королевством, которое с начала года председательствовало в Европейском парламенте. На свои плечи датское правительство было вынуждено взвалить тяжёлую ношу — множество жёстких реформ, новый налог и фискальный договор, а также реализацию нового стратегического плана и подготовку почвы для заключения нового бюджета ЕС.
Именно на датских политиков была возложена надежда спасти ситуацию в еврозоне – для этого надо было осуществить стимуляцию экономики, взять под контроль страны в группе риска и принять финансовый договор, который обеспечил бы этот жёсткий контроль.
Камнем преткновения оказался тот факт, что сама Дания не является страной-членом еврозоны, как и Великобритания, которая свою позицию в отношении новой политики жёсткой экономии продемонстрировала радикально. Раскол в ЕС стал новой угрозой, а евроскептицизм стал нарастать во многих странах. В датском правительстве разгорелось множество споров, когда либералы были готовы пойти навстречу ЕС и организовать референдум в Дании о принятии единой валюты – евро, а другая часть правительства всё же настаивала на сохранении национальной валюты, требуя не ставить под угрозу экономику страны.
И как только главы ЕС озвучили идею установить федеративную систему управления, премьер Дании Хелле Торнинг-Шмидт признала: «Я неуверена, приняла бы датская общественность ту реальность, в которой они должны были бы взять на себя ответственность за долги и банковские проблемы других стран».
Итогом президенства Дании в ЕС стал конфликт между Европарламентом, Еврокомиссией и датским правительством. Принятые решения по изменениям Шенгенского соглашения, позволяли институциям внести серьёзные изменения в пограничный контроль, при этом обойдя два главных органа ЕС. Таким образом, действия датских политиков были расценены как намереное понижение авторитета Европейского парламента в принятии важных решений. В эдакой борьбе за власть внутри ЕС, Дания была отпущена с позором и председательство было передано в руки правительства Кипра.
Министры ЕП — Йенс Роде и Эллен Тране Норбю — заявили газете «Politiken»: «Премьер-министр провалила руководство в ЕС». Они открыто сказали, что Европарламент будет рад избавится от датского дилетантизма. Однако в Брюсселе на съезде по случаю окончания срока председательства Дании и подведения итогов, эксперты всё же поддержали тот вклад, который датчане внесли в спасение экономики Евросоюза. Тем не менее стоит признать, что опыт председательства изменил отношение датского правительства к ЕС, и в политических кругах уже превалируют антиевропейские настроения.
Одним из важнейших событий 2012 года стоит отметить визит президента Китая Ху Цзиньтао в Данию. Ранее между странами были разногласия из-за того, что бывшее правительство в лице Андерса Фог Расмуссена и Ларса Локке Расмуссена имело неосторожность пригласить к себе духовного лидера Тибета Далай-Ламу, что властями Китая, было расценено как признание независимости Тибета. В этом году в свете общих интересов визит лидера КНР сменил холодные отношения на тесное сотрудничество. И даже, несмотря на шквал критики в сторону политики Китая, датское правительство и глава государства договорились вести неконфронтационную беседу с президентом КНР, преследуя свои интересы в экономическом сотрудничестве.
Премьер-министр Торнинг-Шмидт главным образом представляла заинтересованность датского бизнеса в Китае, что для застойной экономики Дании могло бы иметь огромное значение: «Наши отношения с Китаем только крепнут и улучшаются. Можно сказать, что наша политика в отношении Китая окупилась». Что и очевидно — в итоге ряд датских компаний, пока президент КНР с делегацией был в Дании, успели заключить выгодные коммерческие соглашения, ценой в 18 млрд. крон на начальном этапе.
Торнинг-Шмидт всячески выказывала радость тому, что президент приехал именно в Данию: «Прежде всего, мы должны быть рады, что президент Китая выбрал посетить именно Данию, ведь он мог выбрать любую другую европейскую страну. Это укрепит нашу дружбу и партнёрство, и этому мы должны быть очень счастливы».
Другие политики о новом партнёре отзывались менее лестно. Представитель Народной Партии Сорен Есперсен прокомментировал: «Я считаю, что иногда мы должны иметь дело с самим дьяволом». По его мнению, визит Ху Цзиньтао напоминает визит Никиты Хрущёва в Данию в своё время. Китай, несомненно, великая держава, поддержкой которой Дания хотела бы заручиться, несмотря на их спорную политику и главенствующий режим. С другой стороны, у Китая также свои интересы на Севере Европы.
За прошедший год с места сдвинулись проекты по развитию Арктики, множественные экспедиции были отправлены к Северному морю, с целью подтвердить предположения о том, что Дания может претендовать на большую долю прибыли от ресурсов. Гонка была начата, и шесть стран, граничащих с Северо-Ледовитым океаном, периодически заявляют о своих правах и намерениях – Канада, Россия, Норвегия, США, Исландия и Дания в том числе. Датчане уже в третий раз отправляют свой ледокол к Северному полюсу в надежде расширить свои права на дно океана с севера от Гренландии к Северному полюсу вдоль хребта Ломоносова.
Тем не менее, на фоне множественных экспедиций и попыток стран Северного Региона отхватить кусок побогаче, Дания всё же находится в более преимущественной позиции, имея в наличии Гренландию и Фарерские острова. Чем острее становится вопрос Арктики, тем яснее становятся причины этой ярой борьбы за Север. Во-первых, важные необходимые ресурсы — запасы углеводородов и других полезных ископаемых, во-вторых, геополитический объект, и наконец, в-третьих, таяние льдов Арктики открывает новые коммерческие коммуникационные возможности для морских путей и рыболовства.
Гренландия уже практически объявила аукцион в поисках более богатого инвестора, ведь работы по добыче редкого сырьевого материала требуют внушительных финансовых вложений. Китай как раз оказался сильным игроком и, предложив свою финансовую поддержку и рабочую силу, надеется обойти все условности договора северных стран и купить своё право на эти редкие ресурсы.
Посол Дании в Арктике Фриис Арне Петерсен уже заявил: «Китай имеет естественные и законные экономические и научные интересы в Арктике. Датское правительство хотело бы видеть Китай в качестве постоянного наблюдателя. Очевидно, что началась погоня за ресурсами, за нефтью, газом и полезными ископаемыми. Однако все международные организации, которые хотели бы поучавствовать в этой гонке, будут обязаны соблюдать самые высокие международные требования».
Учитывая тот факт, что Гренландия принадлежит Дании и является её автономной единицей, правительство Гренландии не спешило заключать договор с Китаем и всячески искало альтернативные варианты. Волна критики обрушилась на датское правительство, когда сосредоточившись лишь на проблемах ЕС, датские политики совсем позабыли о «домашних» заботах. Тем временем, правительство Гренландии стало подумывать о послаблении в законах, для большей свободы действий иностранных компаний, которые намерены строить шахты и импортировать рабочую силу на остров. От ЕС инвестиций ждать было бы глупо, американцы также не проявляют огромного интереса, и поэтому, такие страны, как Китай и Южная Корея остаются единственными крупными инвесторами. Такая ситуация, считают эксперты, угрожает позициям Дании, но правительство Гренландии всё же старается закрепить за Данией самое важное место в полуавтономной территории Арктики. Как ситуация будет развиваться – будет видно в наступающем году.
Евроскептицизм набирает обороты во многих политических кругах Дании. Напор со стороны Брюсселя и идеи об организации Европейской Федерации немного спугнули такие стабильные государства, как Дания, Норвегия и Швеция. В Скандинавии опять появились идеи Северного Сообщества, а некоторые и вовсе считают, что центр руководства ЕС должен сместиться на север, ведь именно там сосредоточе тот самый тандем экономической и политической стабильности.
Кандидат исторических наук Кристоффер Бруун высказался на этот счёт так: «В разгар неопределённостей в отношениях Европейского Союза, общие интересы определённых стран придают новый смысл региональным союзам. Общие политические и экономические интересы, а также объединяющая культура и история, могли бы стать прочной основой для нашего дальнейшего сотрудничества».
Эксперт также упомянул и преимущества в вопросе Арктики: «Под объединяющей нас «Северной короной» мы бы могли социально, экономически, а также в военных силах и культурно стать могущественной силой в международной политике и экономике. Что касается Арктики, которая всё чаще появляется в центре внимания, мы могли бы заинтересовать и «русского медведя» и «китайского тигра».
По мнению Брууна, такой союз мог бы создать огромную конкуренцию уже имеющимся и стать одним из сильнейших игроков в мировой дипломатии, что Дания не раз самостоятельно уже демонстрировала всему миру, во время решения крупных конфликтов на Ближнем Востоке. Возможно, следующий год даст толчок этой идеи и сформируется абсолютно новая политическая сила на мировой арене.