Фото:

Константин Пахалюк: Десоветизация и процесс восстановления памяти о Первой мировой войне – разные вещи

Руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой» Константин Пахалюк рассказал «NewsBalt», как Россия готовится к столетию начала войны.

Руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой», член Российской ассоциации историков Первой мировой войны Константин Пахалюк рассказал «NewsBalt», как Россия готовится к столетию начала одного из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

— Константин, как вы считаете, почему долгое время не уделялось со стороны российских властей пристального внимания к памятникам, связанным с Первой мировой войной?

— Думаю, процесс в первую очередь связан с теми серьёзными экономическими проблемами, которые наша страна испытывала на протяжении 1990-х. Когда у вас не хватает денег на поддержание ключевых функций государства и выполнение социальных обязательств, то финансирование культуры будет минимальным. Сейчас же, хоть финансирование этого направления увеличилось, денег всё равно не хватает. Более того, у нас нет в стране продуманной культурной и национальной политики, в рамках которой тема Первой мировой могла бы зазвучать и принести необходимые плоды: формирование определённой национальной идентичности, ценностей, восприятия прошлого и прочее.

Велика роль инерции: всё внимание уделяется событиям Второй мировой, в то время как о Первой мировой мало кто знает, а если что и слышал, то, в основном, о поражениях и неудачах, а потому с точки зрения многих чиновников и региональных политиков, привлекать к ней внимания нет смысла. Здесь мы уже выходим и на другую проблему: наша историческая память коротка. А если нет памяти о Первой мировой, то и чрезвычайно мало внимания к погибшим солдатам той эпохи. В эпоху же морально-культурного упадка неоткуда взяться таким ценностям, как уважение к памяти погибших. К тому же, большинство захоронений Первой мировой находятся в ужасном состоянии, о них мало что известно даже специалистам.

— Связан ли процесс восстановления этих памятников с процессом десоветизации, ведь именно советская идеология поставила под запрет любое восхваление памяти воинов, воевавших, с этой точки зрения, в империалистической войне?

— Я бы не стал жёстко увязывать десоветизацию и процесс восстановления памяти о Первой мировой, а тем более захоронений. Последнее – скорее, постепенно приходящее осознание того, что мы обязаны чтить память всех погибших русских солдат. Безусловно, тематику Первой мировой будут скорее поднимать те, кто пытается выстроить альтернативное советскому понимание прошлого, и среди них будет много тех, кто негативно воспринимает советский период нашей страны. И потому они в своих выступлениях будут апеллировать к символам, опыту, традициям царской России, в том числе и Первой мировой войны.

— Стоит ли правительству, по вашему мнению, проводить пропагандистские акции, направленные на улучшение имиджа Первой мировой в глазах россиян. Ведь как вы недавно отметили, что приезжие немцы чтят память павших русских воинов больше, чем жители России и Калининградской области в частности?

— В первую очередь правительство должно озаботиться сохранением захоронений Первой мировой, а уже потом заниматься пропагандой. В целом же Первую мировую войну можно прекрасно использовать для продвижения идей патриотизма, межнационального и межконфессионального мира на территории России. Если среднестатистические россияне больше узнают о тех событиях, то, возможно, появится больше энтузиастов, готовых активно участвовать в возрождении захоронений. Однако повторюсь: чтобы тема Первой мировой действительно зазвучала и дала ощутимые результаты, на федеральном уровне политики должны чётко осознавать, как и зачем вести национальную и культурную политику, и какие сверхсмыслы государство должно формировать.

— Летом 2010 года в Польше была проведена реконструкция Грюнвальдской битвы, которая собрала до 250 тысяч зрителей, что же всё-таки мешает провести подобное мероприятие в Калининградской области? Какие основные причины? И что делается и не делается в направлении их устранения?

— Проблем существует много. Это и инфраструктура, которая не позволяет на данный момент принять на востоке Калининградской области такое количество зрителей. Это и проблема границ, что мешает области ориентироваться на приезжих из соседних стран. Это и слабая развитость внутреннего туризма в регионе. Это и ведомственные препоны. Например, без содействия Министерства обороны очень сложно привести сюда оружие. Немаловажным является отсутствие должного финансирования: нет большой заинтересованности властей, и тем более частного бизнеса, который смог бы окупить затраты за счёт наплыва туристов. Не все понимают, что подобные реконструкторские фестивали могут иметь наиважнейшее значение для развития области как туристической зоны, а также для улучшения имиджа страны в целом. Я уже молчу о культурной политике, которая сейчас отсутствует в стране как факт.

В настоящее время к проведению реконструкций на поле Гумбинненского сражения в Калининградской области подключилась команда профессиональных московских реконструкторов, имеющих опыт организации подобных мероприятий на Бородинском поле. И сейчас прорабатываются различные пути, чтобы решить обозначенные проблемы. Однако без содействия из Москвы, без поддержки на федеральном уровне, провести Гумбиннен-2014 на уровне Грюнвальда-2010 вряд ли получится.

— Какие ваши ближайшие планы, связанные с восстановлением памяти о Первой мировой войне в калининградском регионе?

— Сейчас разрабатывается общая программа, в которой будут прописаны мероприятия на 2013-2014 годы. Михаил Черенков сейчас пробивает идею создания на Гумбинненском поле государственного военно-исторического музея-заповедника национального значения. Также ведётся деятельность по поиску списков погибших русских солдат и офицеров, которые постепенно публикуются на сайте «Герои первой мировой». Затем необходимо будет привязать эти списки к захоронениям и установить памятные доски. Под эту тему можно привлечь представителей от различных национальностей и других стран, чьи солдаты воевали в составе русской армии и ныне покоятся в этих могилах. В эти годы также планируется проведение реконструкций с привлечением военно-исторических клубов со всей Европы и международных научных конференций.


Справка «NewsBalt». Калининградская область является единственным регионом в современной России, где происходили баталии Первой мировой. Сейчас на территории современной Калининградской области (в XIX веке — бывшей Восточной Пруссии) захоронено 32 540 русских солдат и офицеров, погибших в 1914-1915 году.