Польский депутат: Правительство Туска выбрало опцию «Russiafirst»

«NewsBalt» перевёл статью доктора политических наук Кшиштофа Шчерского о пяти стратегических ошибках премьера Польши Дональда Туска.

«NewsBalt» перевёл статью депутата сейма от партии «Право и справедливость» доктора политических наук Кшиштофа Шчерского, опубликованную на портале «W polityce.pl», о пяти стратегических ошибках кабинета Дональда Туска во внешней политике за пять лет пребывания у власти.

I. Чемпион упущенных возможностей – растрата польского потенциала

Дональд Туск не только не сумел воспользоваться тем обстоятельством, что поляки, несмотря на кризис своими усилиями и предприимчивостью нарабатывали ежегодный рост ВВП, но ещё и своими ошибочными решениями завёл Польшу в самый центр общеевропейского кризиса. Это подобно тому, как если бы нападающий каждый раз промазывал, получая отличную подачу прямо напротив ворот противника. Европейский кризис давал Польше шанс на укрепление её позиций на международной арене. Как можно было так бездарно израсходовать потенциал «зелёного острова», о котором трубили на каждом углу? Ведь если мы были таким островом в действительности, а не только в пропагандистских высказываниях, то кризис должен был дать нам неповторимую возможность для международной экспансии – когда другие погрязли в хаосе и панике следовало отважно ворваться на европейскую и международную арену и бороться за сильную позицию в международных экономических организациях и на мировых рынках. Между тем правительство Туска действовало на протяжении пяти лет так, что сейчас Польша находится в центре кризиса, не имея никаких сильных карт.

Это порождает вопрос, который звучит так: что это – беспомощность или, скорее, реальный образ действительности? Возможны два ответа: «зелёного острова» никогда не было, а, следовательно, не с чем было и приниматься за игру, либо были приняты крайне ошибочные стратегические решения, и втягивание Польши в орбиту кризиса было их последствием. Факт остаётся фактом, что сегодня нам нечего сказать по ключевым вопросам европейской и международной экономической политики и с этой точки зрения мы являемся маловажным государством.

II. Чемпион деструкции – конец консенсуса в польской международной политике

До прихода к власти правительства Туска и министра иностранных дел Сикорского в польской международной политике царили четыре основных принципа, вокруг которых строились всё политическое согласие: во-первых, в интересах Польши наличие сильного и свободного региона Центральной и Восточной Европы, во-вторых, основой безопасности Польши являются трансатлантические отношения, в-третьих, в рамках Евросоюза Польша делает ставку на общесоюзные институции, а не на федерацию с гегемонией сильнейших государств, в-четвёртых, для Польши важным является традиционное присутствие в системе ООН, что даёт нам основания для глобальной политики.

Нынешнее правительство разрушило все эти стабильные детерминанты и выбрало опцию «Russiafirst», а регион потом, приняло сторону европейского варианта оборонной политики, не решилось на противоракетный щит в Польше, высказалось за федеральную Европу под боком у Германии, практически удалило Польшу из деятельности ООН и миссии «Голубых шлемов».

III. Чемпион, нанизанный на ось – ошибочный выбор стратегических партнёров в европейской политике и политика соглашательства, т.е. Польша на оси Берлин-Варшава-Москва

Правительство Туска согласилось на сотрудничество с Россией и поддержку её интересов на международной арене (в том числе в её стремлениях к членству в международных экономических организациях) до такой степени, что именно мы лоббировали в ЕС специальное, одноразовое изменение европейского законодательства, позволяющее включить в зону действия малого приграничного движения всю Калининградскую область, не получая взамен ничего как в сфере исторических проблем (вопрос Катыни перед Страсбургским трибуналом, где Россия защищается как и прежде), так и в сфере бизнеса. Ни один из существенных для Польши вопросов не был решён.

В западном направлении правительство Туска «гармонизировало» польскую политику с немецкой, и опять же не получило взамен ничего. Как раз наоборот, цена такой политики постоянно растёт: труба газопровода «Северный поток» блокирует запланированное углубление порта в Свиноустье, создаётся центр памяти выселенных немцев, поляки в Германии не имеют таких же прав, как немцы в Польше. С этой проблемой связан самый болезненный и трагический элемент польской политики после 2010 г., т.е. проблема следствия Смоленской катастрофы. Если кто-то хочет знать, что такое политика ментального подчинения и каковы её практические результаты, то Смоленское следствие является тому лучшим примером, как и весь замысел сделать эту трагедию фундаментом польско-российского примирения.

IV. Чемпион дорогостоящих ошибок – основное направление становится всё дороже

В европейской политике правительство Туска приняло принцип «погружения» Польши в ЕС, это означает не только отказ от элементов суверенитета даже без обсуждения в стране (пакт EuroPlus или верификация польского бюджета Еврокомиссией с рекомендациями, касающимися внутренней политики), но кроме того, мы вкладываем деньги в стабилизационный фонд евро из валютных запасов нашего центрального банка. Во время нынешних евросоюзовских переговоров ставка всё время растёт: фискальный союз, общий банковский надзор, контроль в бюджетной сфере. Польша постоянно соглашается на всё новые условия членства в ЕС, и это не отражается на нашем влиянии на политику Евросоюза. Результатом таких действий стало крупнейшее поражение Туска на переговорах, речь идёт о «климатическом пакете», который правительство проиграло, что дорого нам обойдётся.

V. Чемпион работы в холостую – Дональд Туск проводит показную, бессодержательную политику

Польша не стала ни сильнее, ни влиятельнее, время это прошло без устойчивых результатов. Не удалось добиться того, чтобы кто-нибудь из польских политиков занял влиятельную должность в международных институциях (при этом личное поражение главы МИДа Сикорского в борьбе за кресло главы НАТО), взамен реальных политических инструментов правительство Туска делает ставку на нереальные конструкции типа Веймарского или Калининградского треугольников – в обоих случаях Польша является самым слабым звеном, а значит не имеет никакой реальной выгоды. Единственным достижением Туска на международной арене стали его собственные награды, которые он с удовольствием принимает.

Об авторе. Кшиштоф Шчерски (Krzysztof Szczerski) – доктор политических наук, депутат сейма от партии «Право и справедливость», в прошлом заместитель министра иностранных дел, стратегический советник «ПиС» в Европарламенте.