Фото: Nedelia.lt.

Валерий Иванов: Признание Сеймом Литвы «чёрной кассы» Успасских дискредитирует политическую волю народа

Литовский историк Валерий Иванов высказал для «NewsBalt» свой взгляд о предстоящем голосовании в парламенте по делу «чёрной кассы» лидера Партии труда.

В реальной политике существует принцип, который использует уже имевший место в жизни случай, в качестве констатации создавшегося нового реального положения дел и мотивации в связи с этим каких-то других политических поступков: «casus belli» — фиксирующий состояние войны, «casus conscientiae» — фиксирующий конфликт с совестью, «casus rectus» — фиксирующий независимое состояние, «casus obliquus» — фиксирующий зависимое состояние и т.д.

Древние римляне, создатели первого государства, юридически зафиксировавшего в правовом кодексе «Lex romanum» непоколебимость частной собственности («casus privato»), всегда искали компромисс между частными интересами государственного деятеля и интересами всего государства Res populusque romanum («Вещи народа ромеев» — Римской империи). Именно поэтому и был создан представительный орган власти Сенат (Senatus populusque romanum), от имени которого велись все политические действия этого государства.

Сегодня в Литовской Республике очень любят цитировать латинские изречения и сопоставлять свои политические шаги с решениями некогда влиятельных, а ныне легендарных европейских предков. Естественно масштаб не тот, да и копирование разрешения возникающих новых проблем старыми методами не есть признак самостоятельной политической мудрости. Тем не менее, сегодня все граждане республики наблюдают давнюю политическую пьесу, теперь уже в духе reality show, разыгрываемую в отношении Партии труда и её лидера Виктора Успасских. Сегодня, 20 декабря, в Сейме, вроде бы должен состоятся очередной акт этого спектакля, под весьма таинственным, эзотерическим названием в стиле спектакля ужасов – «Чёрная касса».

Таинственная рука, то ли бухгалтера, то ли самого лидера этой партии, то ли ещё кого-то — неправильно распределяла поступавшие в фонд партии суммы для непонятных каких-то действий. (То ли для вызова на спиритуалистических сеансах духов и оплаты им путешествия из того мира в наш — для поддержки рейтинга партии; то ли для покупки голосов несчастных избирателей, которые за стоимость бутылки горячительного, отдавали свой сокровенный голос за «трудовиков»; то ли ещё для чего…).

Спрашивается, а что многих лет этого театра абсурда под названием «Чёрная касса» не хватило, чтобы найти и покарать преступивших законы республики и не доводить обыкновенное судебное разбирательство в крупномасштабную политическую акцию теперь уже в главном представительном органе страны. (Один такой спектакль наблюдали при импичменте президенту ЛР Паксасу, когда «не своего» убрали с политической арены Литвы). 

Не хватает только нового Цицерона, с парафразой знаменитого вопроса на века: «Quousque tandem abutere, Uspasskih, patientia nostra?» — и не менее знаменитым восклицанием: «O tempora, o mores!». («До каких пор, Успасских, ты будешь испытывать наше терпение», «О времена, о нравы!»). Но Цицерон говорил о заговорщике Каталине, на «casus» которого лидер трудовиков Успасских никак не тянет. Более того, за возглавляемую им Партию труда на состоявшихся в октябре 2012 года выборах в литовский Сейм проголосовало больше всего избирателей и она заняла первое место по партийным спискам среди других партий, получивших на этих выборах места в новом Сейме. Социал-демократическая партия, по результатам влияния на умы избирателей своих предвыборных партийных тезисов, заняла лишь второе место. Остальные остались ещё дальше позади по этому, фактически самому объективному рейтингу влиятельности партий в республике. 

Правда, как известно, «соцдемы» серьёзно поправили свою позицию в представительном органе за счёт одномандатников, но это фактически никак не умалило роль и влияние «трудовиков» Успасских в начавшем свою работу Сейме. Это со всей очевидностью проявилось в той нервозности, которую показал Президентский дворец, когда по высоте своей значимости он свёл себя на уровень Сейма, или, точнее, ещё ниже, на уровень фракции – Партия труда. Не гоже это! Государственный лидер должен уметь держать политический удар, тем более что таков был «vox populi» («глас народа»), который считается гласом Бога!

Вся эта долголетняя псевдоюридическая возня вокруг Партии труда и её лидера, как теперь со всей очевидностью стало ясно, имеет политическую подоплёку, в силу настоящих, но не объявленных этому народу причин. Каковы могут быть эти причины? Их много, и они имеют как собственно внутренний, так и внешний генезис! Политические обозреватели их давно и точно определили и назвали. Они – экономического, социального, политического и идеологического происхождения. Объективные кризисные факторы, привносимые в республику из Евросоюза и из-за океана, весьма серьёзно влияют на состояние дел в Литве. В то время как консервативная правящая элита никак не желает менять политические парадигмы и своё благосостояние, на реальную политику во благо широких слоёв граждан своей страны. Человеком прагматиком, который видит политическую альтернативу, в том числе к более тесному экономическому сотрудничеству с Россией, и донёс её до сознания избирателей, явился Успасских. Вот поэтому и испугались местные консерваторы всех мастей трудовиков — такой заманчивый проект новой АЭС буквально выскальзывает из рук партии бывшего премьера Кубилюса.

Позавчера в магазине ко мне подошла незнакомая пожилая женщина и обратилась с вопросом на литовском языке: «Уважаемый, вы известный политик, как считаете, проголосуют ли в Сейма за то, чтобы отдать Успасских на растерзание консерваторам и их суду?» Я по-литовски ей ответил: «Не думаю. В противном случае, это полная политическая дискредитация воли народа, поддержавшего Виктора Успасских и его партию. И вообще, это будет означать развал левоцентристской коалиции в Сейме, что приведёт страну к ещё большему политическому кризису, который сейчас всё нагляднее проявляется».

Вот такие у нас сегодня в Литве «казусы», вместо реальных дел и реальной политики!


Об авторе. Валерий Васильевич Иванов. 65 лет. Родился в Каунасе. В 1973 году закончил исторический факультет Варшавского университета, защитил работу магистра по истории литовско-польских отношений в конце двадцатых годов 20-го века. Работал в Министерстве иностранных дел Литовской ССР, в Польше, а затем ответственным секретарём в общественной организации «Знание». Окончил докторантуру в Институте истории Академии наук Литвы. В 1988-1991 гг. возглавлял интернациональное политическое движение Литвы «Венибе – Единство — Едность», которое выступало против развала СССР, за что и был подвергнут тюремным репрессиям со стороны литовских властей. В 1997 г. после выхода в свет своей книги «Литовская тюрьма» вновь попал за решётку. Имеет научные публикации и публицистические статьи в печати и научных трудах». Магистр истории, абсольвент докторантуры Института истории Академии наук Литвы, магистр истории Варшавского университета.