На минувшей неделе президент Литвы Даля Грибаускайте приняла отставку правительства Андрюса Кубилюса, а сейм утвердил программу правительства левой коалиции из четырёх партий. Многое из того, что произошло в политике за последний месяц, заслуживает метки «впервые».
Впервые в парламенте представлены две партии наших соотечественников – Русский альянс и Союз русских Литвы, впервые представитель польского меньшинства Ярослав Немирович удостоился министерского портфеля. Разумеется, это добрые знаки для национальных диаспор. Это даст дополнительные возможности для защиты своих прав, для противодействия реализуемой в последние годы политики ассимиляции, по праву называемой «бульдозерной». Из кабинета министров, которые только устраиваются в новых креслах, повеяло свежим ветром: премьер–министр Альгирдас Буткявичюс уже обозначил новую веху: с Россией и Польшей надо сотрудничать, причём в переговорах с большой восточной соседкой об оккупации и компенсации за неё следует добиваться компромисса в интересах будущего, не зацикливаясь на прошлом. Всё это можно считать в некотором роде победой разума над силами зла, представляемыми ушедшими в отставку (как бы тут хотелось сказать – в небытие) консерваторами, держащими курс на американских неоконов с их утверждаемой ковровыми бомбардировками демократией.
Во время избирательной кампании и местная общественность, и наблюдатели за рубежом внимательно наблюдали за противоборством политических антогонистов — президента и на тот момент депутата Европарламента Виктора Успасских (на днях он евродепутатский мандат поменял на удостоверение члена местного сейма), лидера Партии труда. Его биография, без сомнения, заслуживает захватывающего триллера. В чём только не обвиняли – с «легкой» руки главы государства, обладательницы чёрного пояса по восточным единоборствам – опального политика: и в подделке диплома о высшем образовании, и уходе от налогов, и в чёрной партийной бухгалтерии, и не раз этнический помор архангельского севера сидел в тюремных застенках, ему ломали ребра при задержании, взрывали дом гранатами и прочее.
Аккурат за неделю до голосования госпожа президент обратилась к гражданам с просьбой «верить всем, но только не Партии труда», а идеолог консерваторов Витаутас Ландсбергис продолжил мысль президента — «трудовики» опять заведут Литву в объятия России.
Но народ впервые ослушался — партия лейбористов получила самую большую поддержку, ей отдали голоса двадцать процентов участников выборов. И только массированный, изощрённый антипиар помешала им стать ведущей силой в парламенте, в мажоритарных округах лейбористов обвинили в скупке голосов и прочих недемократических технологиях (в скобках заметим – ни одно из более чем десятка дел так и не дошло до суда из-за отсутствия состава нарушения). Всё это дает право Успасских заявлять: гонения на партию — политический заказ, а заказчиков – это следует отнести на счёт полемического запала — надо ставить к стенке.
Хотя для воспитанницы и доцента совпартшколы, а позднее выпускницы пропагандистских курсов в ведущем американском университете (там же повышал квалификацию и известный главный «демократ» Билл Клинтон) Грибаускайте мнение электората ничтожно (об этом говорит оценка ею результатов референдума по Висагинской атомной электорстанции: мнение народа – а две трети его участников высказали решительное «нет» этой афере века: это ничего не значит; в «старой» Европе после таких слов на карьере недалёкого политика сразу можно ставить крест), она не смогла противиться большинству и вместо горячо любимого Кубилюса отдала кабинет Буткявичюсу, который, по её пренебрежительным словам, «сформирует какое-нибудь правительство». И до последнего дня тешила себя надеждой, что партнёры по коалиции не смогут договорить по курсу, поделить министерские портфели. Не вышло. Кандидатам в министры предъявила беспрецедентные требования, не прописанные ни в одном нормативном документе: кроме того, что они должны быть в местной «теме», им необходимо отлично ориентироваться в политике Евросоюза и знать один из официальных его языков.
Премьер вынужден был по два-три раза менять кандидатов, пока президент дала добро на утверждение. Эксперты не припомнят такого выкручивания рук прежде и справедливо задаются вопросом – как после этого будет работать связка «президент – премьер», а от их согласованных действий зависит многое, если не всё.
Конфликтные вопросы уже сейчас просматриваются, что называется, невооружённым взглядом. Министром иностранных дел утверждён Линас Линкявичюс, который в прошлом был больше связан с военными: возглавлял оборонное министерство, представлял Литву в главном штабе Североатлантического блока, учился в военной Академии США, известен своими твёрдыми установками на развитие военных связей с заокеанским «патроном» НАТО. Внешней политикой в стране, согласно Конституции, руководит президент, а Грибаускайте не устаёт подчёркивать преемственность курса, равнение на «большого» заморского брата, на самые реакционные силы в Европе.
Можно ожидать полное согласие по внешней политике, что, несмотря на свежий ветер из кабинета правительства, на необходимость объявленной Буткявичюсом «перезагрузки», по сути вряд ли что измениться как на восточном, так и западном направлениях. Может, риторика станет более изощрённее, хитрее.
Тут невольно вспоминается тот большой блеф, которым обернулась «перезагрузка» по-американски, когда под сладкие речи о важности сотрудничества и взаимопонимания разворачивается система противоракетной обороны, вооружаются современным оружием военные базы, окружающие Россию «санитарным» кордоном, а поистине бесценным рождественским подарком рейгановской «империи зла» явилась рокировка пресловутой поправки Джексона — Веника на «закон Магнитского», принятый в Литве, кстати, аплодисментами.
Далеко не по «голубиному» воркует и новый министр охраны края Юозас Олекас. По его мнению, следует крепить оборону, наращивать военный бюджет, а в качестве конкретного первого шага необходимо прикупить с десяток вертолётов, для чего изъять много миллионов литов из программы реновации жилья, которая могла бы поспособствовать экономии тепла и снизить бешено выросшие коммунальные платежи жителей многоквартирных домов. Правильно: пушки вместо масла, в полном согласии с заказом госпожи президента, верховного главнокомандующего.
Как – то в одном интервью Грибаускайте похвасталась: она привыкла добиваться своего. Не правда ли интересно: не идти к согласию, не искать истину, а именно добиваться своего, чему её научили, видимо, профессора американского университета. Вот и она не оставляет Успасских в покое, прессинг продолжается по всему фронту: в минувший четверг специальная парламентская комиссия большинством голосов одобрила лишение трёх депутатов-–лейбористов во главе с Успасских депутатской неприкосновенности и этот вопрос теперь уже рассмотрит сейм. А там и суд, и зная ангажированность служителей Фемиды, может случиться так, что Успасских пожалеет о своём отказе от евромандата.
Обратим внимание на интересную деталь: хотя признать виновным в Литве, как и в других европейских государствах, может признать только суд, президент и следующая в её русле элита давно числят Успасских нечистым на руку, мошенником. Президент Института аграрного бизнеса, а по совместительству известный политолог Раймундас Лопата этак иносказательно выражается: «Успасских слушает голоса не только своих избирателей, но и руководителей другого государства». Не надо быть агентом ЦРУ, чтобы под другим государством вычислить Россию. И, элита, думается, сделает всё, чтобы не оказаться в дураках.
А остаться в этом невыигрышном положении легко, как показал недавний скандал: из эфира одного из ведущих местных телеканалов сняли объявленный ранее дерзкий аналитический материал о служебном пути Грибаускайте, тёмных пятнах биографии, её резком характере, недостойных методах управления – шантаже, авторитаризме… Журналистку Руту Янутене, одну из талантливых, сразу выбросили с канала, объяснив неэтичным поведением. Действительно, копать под власть предержащих — ну какая тут этика? Выяснилось, что во время подготовки серии репортажей бригада репортеров встретилась с обструкцией — люди не хотели говорить, с ними провели работу соответствующие секретные службы, работники президентуры. И опять не удержаться от сравнения с Западной Европой: общественность не потерпела бы такого политика даже во главе сельского совета. Но то в цивилизованной Европе…
Все эти скандалы основательно подорвали репутацию госпожи Грибаускайте. Её рейтинг, ещё пару месяцев назад рекордно высокий (превышал восемьдесят процентов и более чем втрое опережал следующего по популярности) резко упал почти на тридцать пунктов. Теперь госпожа Даля уступила лавры триумфатора Буткявичюсу. Как каждого честолюбивого государственного деятеля, она бы хотела побыть у «руля» и вторую каденцию, и снижение рейтинга явилось для неё неприятным сюрпризом, как говорится в народной примете, на каждую старуху найдётся своя проруха. А она-то полагала, что народ как малое дитя, не ведает, что творит. Но он оказался умнее, раскусил проделки бывшего еврокомиссара по экономике, и всё больше склоняется к тому, что подобные шантажисты и авторитарии (именно так охарактеризовала недавно действия президента второе лицо в стране экс-спикер сейма Ирена Дягутене) ему не нужны.
Найдёт ли глава государства нужные слова и действия, чтобы добиться согласия с новым правительством и скептически оцениваемым его руководителем? Ведь она отлично понимает, что у новой коалиции конституционное парламентское большинство — 89 мест из 141 — и процедура импичмента уже была успешно реализована. Как бы и тут не перегнуть палку…
Суммируя сказанное, могу сказать: ожидания теплой зимы в литовско-российских отношениях вряд ли оправдаются, и прежде всего это не позволит вашингтонский «обком». А в правительстве вряд ли найдутся желающие лбом проломить стену.
И в заключение. На заре предвыборной компании, когда в опросах главенствовала Партия труда и её лидер, автор поспорил с одним коллегой на дюжину коньяка, что Успасских никогда более не стать даже министром. Выигрыш пари оказался кстати – как раз к новогодним праздникам.