В 2012 году Чехия и Словакия отметили 20-летие разделения своей некогда общей страны. И отметили дату весьма своеобразно. Правительства двух стран впервые с 1992 года провели совместное заседание. И обсуждался на нём отнюдь не ритуальный вопрос. Чешский премьер Пётр Нечас предложил словацкому коллеге Роберту Фицо… объединить две армии и системы энергетики. Кое-какие шаги в этом направлении уже сделаны. Неужели началось воссоздание Чехословакии?
Надо признать, что предпосылки для этого имеются. Чехи и словаки – близкие, похожие друг на друга народы, говорящие на взаимопонимаемых языках и относящихся друг к другу по-братски. Как известно, кризисы, подобные нынешнему, лучше переживать сообща. Но всё же вероятное воссоединение – дело отдалённого будущего. Пока же две страны жили своей жизнью.
Главное политическое событие 2012 года в Словакии – досрочные парламентские выборы и смена власти. По итогам голосования в марте 2012 года к власти вернулась левоцентристская партия «Направление» во главе с уже занимавшим в 2006-2010 гг. пост премьера Робертом Фицо. Получив 44% голосов и большинство мест в парламенте, его сторонники впервые за 20 лет существования Словакия смогли создать однопартийный кабинет.
Фицо известен своим хорошим отношением к нашей стране. Так, он поддержал Россию и во время войны в Южной Осетии, и во время «газовой войны» с Украиной зимой 2008-2009 гг. Словацкие правоцентристы, напротив, относятся к России пусть и не враждебно, но равнодушно. Так что России возвращение Фицо сыграло на руку. Впрочем, заниматься ему пришлось отнюдь не российским направлением внешней политики.
Первая забота – собственные учителя. В ноябре они устроили общенациональную забастовку. Они требовали повышения зарплаты, составляющей около 540 евро, примерно на 10%. Однако склонный к росту социальных расходов Фицо вынужден был признать, что может повысить её лишь на 5%. В целом же средний уровень зарплаты в Словакии составляет 750 евро, а уровень безработицы – 14%. Это одни из самых худших показателей в еврозоне.
Кроме того, Фицо позволял себе ряд резких заявлений на международной арене. По его словам, шансы сохранить еврозону в нынешнем виде составляют 50 на 50. Он предположил, что в ближайшее время её могут покинуть одна-две страны. Словацкого премьера многие называют кандидатом в будущие председатели Еврокомиссии. Однако такие слова могут подорвать его позиции.
Ещё одна проблема Словакии – это вялотекущая проблема положения венгерского меньшинства, составляющего порядка 10% населения страны. Мадьяры жалуются на притеснения, требуют расширения прав своего языка в местах компактного проживания, в чём их активно поддерживает Будапешт. Мало того – в Венгрии вступила в силу конституция, где содержится прямой намёк на территориальные претензии к Словакии. Прожив под властью венгров тысячу лет, словаки уступать не собираются. Но болевая точка никуда не девается и не рассасывается.
Для Чехии 2012 год был временем политических и (отчасти) социально-экономических потрясений. Во многом данное положение вещей противоречило логике. В отличие от большинства бывших соцстран Европы, Чехия переживает кризис относительно неплохо. Средняя зарплата в стране составляет 24 тысячи крон (1000 евро, или 40 тысяч рублей). Безработица не превышает 8-9%, инфляция колеблется около отметки в 3%. Тем не менее, чехи были недовольны.
В течение года по стране прокатилась волна массовых демонстраций протеста против экономической политики правительства. В частности, чехи недовольны планами сократить 24 тысячи госслужащих до 2014 года. К этому добавляется то, что инфляция всё-таки сокращает реальные доходы. Социальные расходы правительство урезает, цены и тарифы растут.
Кроме того, власти решили прекратить государственную поддержку кинематографа. Между тем чешское кино всегда занимало в мире достойное место, а чешские мультфильмы по праву считаются одними из лучших на планете. Это был удар по национальному самолюбию чехов, которое они явно не оценили. Перед их глазами был пример Франции, которое даже в условиях кризиса поддерживает своих кинодеятелей.
Масла в огонь подлил скандал, потрясший Чехию в апреле 2012 года. Бывшего министра транспорта и лидера входившей в правящую коалицию партии «Дела общественные» Вита Барту уличили в коррупции. Кроме того, выяснилось, что он инициировал слежку за своими политическими конкурентами. В результате в правительстве остались только либерально-консервативная Гражданско-демократическая партия и консерваторы из партии «Топ-09». И теперь они не располагают поддержкой большинства нижней палаты парламента.
Тем временем 12 -13 октября в Чехии переизбирали 27 из 81 члена верхней палаты парламента – Сената. Их итоги стали настоящим холодным душем для правящей коалиции. В 13 округах победили социал-демократы, в одном – и вовсе коммунисты. Представители правящей коалиции выиграли только в шести округах. 9 из 13 краевых (региональных) органов власти возглавили социал-демократы, два – коммунисты. Сумма голосов, поданных за умеренных и радикальных левых, составила 44%, за правящие партии – более чем вдвое меньше.
Как видно, чешский народ захотел «левого поворота». Если учесть, что крайне высока вероятность проведения в 2013 году досрочных парламентских выборов, очень скоро в Чехии могут вернуться к власти левые политики. Для России это новость отрадная: чешские левые в гораздо большей степени, нежели правые, настроены на сотрудничество с нашей страной. Иметь дополнительных удобных партнёров в одной из стран Евросоюза России точно не помешает.
Теряющие популярность правые политики занялись вопросами истории, русофобии, их обуял приступ любви к США. Так, с их подачи пражский аэропорт «Рузине» получил имя почившего в 2011 году первого президента Чехии Вацлава Гавела. Этот политик прославился своим резко отрицательным отношением к России и неограниченной любовью к Штатам и НАТО.
С подачи друга Гавела, главы МИД Чехии Карела Шварценберга Чехия вместе с США голосовала против предоставления Палестине статуса государства-наблюдателя в ООН. Любовь к Израилю тут не при чём. Просто надо было проявить евроатлантическую солидарность. Пусть даже большинство стран ЕС голосовали отнюдь не вместе с дядей Сэмом. Но что не сделаешь ради страны, на которую молится министр Шварценберг. Молится вопреки воле большинства чехов – вспомним хотя бы, что они высказывались против размещения в их стране радара ПРО системы ПРО США.
На поприще откровенной русофобии отличился советник премьера Нечаса Роман Йох. Он обвинил президента Вацлава Клауса в том, что он-де представляет собой «плаксивую бабу», которая бегает за советами в Россию. Очевидно, ему не понравилось, что Клаус, в отличие от большинства политиков в бывших соцстранах, не отличается русофобией. Он позволяет себе жёстко критиковать и Евросоюз, и США. Естественно, многим не нравится такое «неформатное» поведение Клауса. Но Нечас не оценил самого Йоха и уволил его…
В 2012 году Чехия пережила шок, связанный с низким уровнем защиты президента. 28 сентября неизвестный прошёл через всю охрану в городе Храстава и сымитировал выстрел в Клауса. Скандал поднялся нешуточный, начальнику службы охраны пришлось оставить свой пост. Кстати, вышеупомянутый Йох позволил себе поиронизировать по данному поводу. Видимо, это только ускорило его увольнение.
А тем временем Клаус был в своём репертуаре. В своё время он уже тормозил вступление в силу основополагающего документа ЕС – Лиссабонского договора. Теперь же он отказался подписать прилагающийся к нему Европейский стабилизационный механизм. Документ резко сокращает независимость отдельных государств и усиливает полномочия ЕС. «Это опасная вещь и я решительно не буду этого подписывать», — отрезал Клаус, сочтя, что документ угрожает независимости Чехии. А до того Клаус обрушился на Норвежский нобелевский комитет, присудивший премию мира Евросоюзу.
Наконец, в 2012 году Чехия готовилась к первым в истории прямым выборам президента. До сих пор главу государства избирали в парламенте, но 12-13 января 2013 года подобная практика уйдёт в прошлое. Чехия – парламентская республика, и на бумаге от президента там зависит не так много – так же, как, например, в Германии. Но на практике выходило иначе – голос и Вацлава Гавела, и Вацлава Клауса был слышен далеко за пределами небольшой 10-миллионной страны.
У Клауса подходит к концу второй срок, и больше выдвигаться он не может. Фаворитов в гонке двое – бывшие премьеры Ян Фишер и Милош Земан. Первый — вице-президент Европейского банка реконструкции и развития, беспартийный политик правоцентристских взглядов, еврей по национальности. Земан – чех, левоцентрист, известный своими достаточно резкими высказываниями. В случае победы Фишера роль президента едва ли будет значительной. Если же выиграет Земан – Чехия может получить третьего подряд яркого президента, способного затмить вроде бы обладающего всей полнотой власти премьера. Впрочем, масштаб личности Земана всё же уступает и Гавелу, и Клаусу. Может быть, пока уступает…
В целом можно сказать, что Словакия и Чехия постепенно поворачивают «налево». Осталось дождаться, как далеко зайдёт этот поворот, и насколько сильно изменится политика обеих стран.