Фото:

Итоги-2012: Экономика как единственно возможный механизм давления на Белоруссию

Политолог Юрий Павловец подытожил для «NewsBalt» политические события в Белоруссии с прицелом на их развитие в 2013 году.

Ушедший год, как и предполагалось, не принёс каких-либо серьёзных потрясений в отношения Белоруссии и её ближайших соседей: не было ни чрезвычайных заявлений, ни серьёзных дипломатических скандалов, способных повлиять на международное положение официального Минска.

Однако при этом произошли события, которые уже в ближайшем будущем могут стать определяющими, как для внутреннего развития Республики Беларусь, так и для её внешнеполитического и экономического курса. Дело в том, что относительно спокойный период, который переживает в настоящее время белорусское руководство, похоже, подходит к концу.

Сложности в экономике, грозящие привести к очередной девальвации, неурегулированность многих вопросов внешней политики, а также неустойчивость во взаимоотношениях со своими ближайшими партнерами – всё это, косвенно или напрямую, связано с событиями последних 12 месяцев, которые многие белорусские чиновники поспешно объявили периодом восстановления.

Прежде всего, следует напомнить о белорусско-российских отношениях, которые, по мнению ряда исследователей, после президентских выборов в России приняли свой обычный за последние несколько лет характер. При этом следует напомнить, что в Кремле в очередной раз, пожертвовав несколькими миллиардами долларов, весьма умело разыграли нефтяную карту. Речь идёт о так называемом белорусском экспорте растворителей и разбавителей, позволившем республике остановить падение экономики и сформировать, впервые за долгие годы, профицит бюджета. Однако то, что так хорошо начиналось, оказалось лишь ловушкой для белорусских чиновников, так как уже к середине года Россия потребовала провести расследование и прекратила поставку сырья для производства нефтепродуктов, экспортируемых в страны Западной Европы и Украину под видом необлагаемых пошлиной растворителей.

Всё это привело к тому, что выручка от экспорта в Белоруссии резко сократилась, наметился провал в выполнении плана по ВВП, а торговый баланс республики ушёл глубоко в минус. Мало того, Москва, пускай пока и неофициально, но всё же выставила свои требования – возвратить в казну не менее 2 млрд. долларов США, что для Белоруссии ни сегодня, ни в наступившем году сделать будет практически невозможно. Стране и без этого необходимо вернуть по своим долгам более 2,5 млрд. долларов. В связи с этим уже не первый месяц слышны разговоры о необходимости ускорения приватизации и, в первую очередь, нефтехимической отрасли в обмен на то, что Россия и дальше будет проводить политику субсидирования белорусской экономики.

Как ни странно, но возвращение в Кремль Владимира Путина практически никак не сказалось на политических отношениях двух стран, если не учитывать того факта, что интерес со стороны Кремля к Белоруссии всё также продолжает падать. Пожалуй, единственно важным событием уходящего года стало начало функционирования единого экономического пространства – интеграционного объединения трёх государств Таможенного союза, который должен стать основой для нового политико-экономического образования в виде Евразийского союза.

В этой связи двухсторонние отношения Белоруссии и России весь год находились в своеобразной стадии анабиоза, не ухудшаясь, но и не претерпевая никаких серьёзных улучшений. Создаётся впечатление, что в Москве окончательно решили действовать по схеме регулирования своих отношений с Минском при помощи экономических инструментов, абстрагировавшись от политических вопросов. Милые улыбки, ничего не означающие разговоры и жёсткая финансово-экономическая позиция, в центре которой стоят только интересы России.

Если же обратиться к западным соседям Белоруссии, то и здесь ситуация для официального Минска в прошедшем году оказалась достаточно прогнозируемой, не претерпев сколько-нибудь существенных изменений. Исключением, пожалуй, стал лишь «плюшевый десант», превратившийся в новость номер один на страницах белорусских СМИ: 4 июля самолет, вылетевший с территории Литвы, сбросил недалеко от Минска более 800 плюшевых медведей с призывами соблюдать права человека. Этот инцидент, казалось бы, должен был серьёзно осложнить белорусско-литовские отношения, но ничего, кроме громких заявлений со стороны белорусского руководства и чисток внутри белорусских сил ПВО, это событие за собой так и не повлекло. При этом ни Минск, ни Вильнюс не пожелали усугублять конфликт. Тем более, что белорусско-литовские отношения, отягощённые проблемами строительства Островецкой атомной электростанции и превращением Вильнюса в штаб-квартиру белорусской оппозиции, держатся сегодня фактически лишь на обоюдной выгоде от экономического сотрудничества.

Именно этот факт позволяет белорусскому руководству закрывать глаза на политическую позицию Вильнюса, а литовскому правительству – на резкие высказывания в свой адрес президента Белоруссии. Подтверждением этому может служить тот факт, что даже такое, казалось бы, весьма неоднозначное событие, как заброс литовского посольства в Минске бутылками с горючей смесью, было воспринято в Литве достаточно спокойно, а президент Даля Грибаускайте и вовсе отказалась «спекулировать» на эту тему.

Пожалуй, одним из наиболее серьёзных событий последних месяцев, которые могут в будущем повлиять на отношения Белоруссии с соседними Литвой и Латвией, является ноябрьское заявление белорусского лидера о возможном перенаправлении грузопотоков с литовских и латвийских портов в российские. И, несмотря на то, что и Вильнюс, и Рига в один голос заявили о неважности этого проекта, в речах государственных чиновников обоих государств появилась определённая нервозность. И есть от чего.

Известно, что белорусские грузы обеспечивают литовскому бюджету около 3 млрд. долларов США, а через Латвию и вовсе транспортируется более 50% всех белорусских грузов, что даёт более 40% грузооборота в латвийских портах и те же 3 млрд. долларов дохода. Поэтому, несмотря на крайнюю сложность переориентации на Россию из-за неопределённой логистики и недостаточной функциональности российских портов, любое сокращение грузопотока приведёт к весьма плачевным результатам в экономиках двух прибалтийских стран. Конечно, заявление белорусского президента можно рассматривать всего лишь как своеобразное политическое предупреждение Вильнюсу и Риге. Однако то, что в Минске действительно могут пойти на такие крайние меры, сегодня уже не кажется таким уж фантастическим.

Если же говорить о белорусско-польских связях 2012 года, то обременённая собственными проблемами Варшава практически отказалась от форсированной политики в отношении своей восточной соседки. При этом в Польше так и продолжили акцентировать внимание на том, что именно она является главным проводником европейских ценностей в Восточной Европе и именно здесь находит поддержку вся белорусская оппозиция, чувствующая у себя за спиной жёсткую позицию варшавского центра. И дело здесь не столько в желании Варшавы «демократизировать» Белоруссию, сколько в её постоянном стремлении воссоздать «Речь Посполитую» в рамках границ 1772 года в любой возможной в настоящее время форме.

По всей видимости, польская дипломатия, являющаяся одним из главных инициаторов различного рода политических и экономических санкции в отношении официального Минска, всё ещё не теряет надежды на то, что когда-нибудь в Белоруссии к власти придёт прозападный политик, реализующий все польские идеи.

А пока Варшава продолжает нагнетать обстановку: отзывать своих послов, выдвигать на Нобелевскую премию белорусских правозащитников (в частности, осуждённого на 4,5 года за неуплату налогов Алеся Беляцкого, информацию о счетах которого Белоруссии предоставила, в том числе, и Польша), проводить всевозможные тренинги и семинары для оппозиции, усиливать культурно-информационную экспансию и, при этом, с простотой младенца не переставая торговать с «последним диктаторским режимом в Европе». Например, хорошо известно, что польский экспорт в Белоруссию намного превышает импорт и исчисляется миллиардами злотых, значительная часть из которых приходится на поступления от приграничных территорий. И такая двойственность отношений была характерна для Польши не только в 2012, но и во все предыдущие годы.

Белорусские взаимоотношения с остальными государствами балтийского региона, как впрочем, и с близлежащей с ней Украиной, в уходящем году были слабо политизированы, кроме, пожалуй, событий связанных со Швецией, чьему послу Стефану Эрикссону не продлили в Минске аккредитацию. И «плюшевый десант» здесь играет весьма малозначительную роль. Белорусская сторона готова принять другого посла, деятельность которого не будет связана с белорусской оппозицией. Однако этот вариант в Стокгольме не рассматривают, предпочитая и дальше нагнетать обстановку. Справедливости ради, необходимо отметить, что Эрикссон действительно заигрался в оппозиционную деятельность, практически потеряв возможность адекватно воспринимать складывающуюся вокруг него обстановку. Более того, в его лице белорусская оппозиция лишилась одного из немногих безопасных каналов получения средств. На сегодняшний день за деньгами приходится, как правило, ездить за границу, и привозить их в страну нелегально, что чревато серьёзными последствиями. Таким образом, определённая недальновидность в деятельности шведского посольства принесла плоды обратно пропорциональные ожидаемым.

В целом же, 2012 год оказался для Белоруссии годом довольно спокойным, как с точки зрения внутриполитического развития, так и с точки зрения внешней политики. Деятельность ближайших соседей была полностью прогнозируемой и не превратилась для белорусского руководства в неразрешимую проблему. При этом необходимо отметить, что и белорусская политическая среда осталась точно такой же, как и год, и два, и десять лет назад. Этот факт свидетельствует, в первую очередь, о крайней неэффективности европейской политики последних лет в отношении Минска.

А 2012 год в очередной раз доказал, что единственно возможным механизмом давления на Белоруссию всё также остаётся экономика. И рычагами управления этим механизмом не обладает в настоящее время никто, кроме России.