«NewsBalt» беседует с Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви, отцом Алексеем Жилко. Тема беседы — жизнь и актуальные проблемы латвийской староверской общины, её повседневная жизнь и социальные проблемы, вопросы веры, культуры, родного языка и надежды на будущее.
— Начиная разговор о судьбах старообрядчества в Латвии…
— Хочу с самого начала внести ясность. Начиная с самого начала Великого раскола в Русской церкви, со второй половины XVII века, царская власть и официальная церковь людей, не принявших реформ, противников реформ, называла раскольниками. После царского манифеста «О началах веротерпимости» 1905 года, официальная власть и господствующая церковь стала называть их старообрядцами. И первое, и второе наименование не верно, и не соответствуют истине. Не приняв церковные реформы, русские люди, прежде всего, сохраняли старую, не реформированную веру, ничего нового от себя не вносили, а отстаивали лишь то, что им досталось от предков и существовало на Руси 700 лет. Внося наименование старообрядец, светские и церковные власти просто запудривали мозги, стараясь создать видимость, что разногласия в церкви возникли из-за каких-то старых или новых обрядов, из-за вопросов, как эти обряды применять. По существу же, с самого начала раскола, борьба развернулась вокруг догматов веры. Защитники староверия: протопоп Аввакум, его соузники по Пустозёрску, отцы-основатели Выговского общежительства, начиная уже с конца XVII века, сами себя наименовали старовер, или – староверец (т.е. верующий по старому), что более соответствует истинному положению вещей. По этому вопросу Древлеправославная поморская церковь Латвии на одном из съездов приняла специальную резолюцию, текст которой можно найти на сайте «Staroverec.lv». Там, кстати, можно найти и многие другие материалы по истории и по современному положению Древлеправославной поморской церкви в Латвии. Будем и мы в интервью придерживаться общепринятой терминологии.
— Как латвийские староверы воспринимают Латвию? Воспринимается ли она как Родина, как полностью «своё» государство, или как всего лишь место жительства, где выпало родиться?
— Естественно, староверы воспринимают Латвию как Родину и как «своё» государство. А как ещё иначе воспринимать эту землю, если здесь находятся могилы предков, могилы дедов и родителей? 350 лет проживают староверы на этой земле, сохраняя свой родной русский язык и свою культуру. Практически все староверы являются гражданами страны. Староверами внесён определённый вклад в развитие истории и культуры Латвии. И мы вполне вправе считать себя здесь такими же хозяевами, как и титульная нация.
— А каким образом латвийские староверы воспринимают Россию? Ощущают ли они какую-то связь с нею, или для них это полностью чужая страна?
— Для староверов Латвии Россия – это прародина, где когда-то жили их предки. Теперь у многих староверов Латвии в России живут их близкие родственники, дети, внуки, с которыми они периодически общаются. Но не только по признаку наличия родственников, а исторически староверы Латвии к России относятся с любовью, желают ей успешно развиваться. Мы все хотим, чтобы и в России и в Латвии была хорошая, нормальная, развивающаяся в благостном направлении жизнь.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию со староверием: находится ли она на подъёме или, напротив, пребывает в упадке? Изменяется ли численность общины, количество людей, регулярно приходящих в храм?
— Может показаться не скромным самовосхваление, но я бы оценил ситуацию со староверием в Латвии как стабильную, чуть движущуюся в сторону подъёма. По крайней мере, нет никаких оснований считать ситуацию упадочной. И основание этому – работа и служение молодых батюшек, молодых духовных наставников. Более половины в староверских общинах Латвии служат молодые кадры. Они организуют вокруг себя актив; действие этого актива положительно влияет на развитие самой общины. На местах идёт организационная работа с молодёжью, с детьми, это и есть залог подъёма. Правда, здесь надо сказать, что речь идёт, в основном, о городских общинах. В сельских общинах картина несколько другая, более пессимистическая. На селе и так мало народа, это – пенсионеры (немалое количество из них – инвалиды), молодёжи практически нет. Сёла вымирают, сельское хозяйство в Латвии в упадке, конечно же, это и сказывается на состоянии прихожан. Храмы есть, а прихожан мало: всего 2-3 десятка.
— Какие зарегистрированные организации в настоящее время имеются у латвийских староверов, каков профиль их деятельности?
— Прежде всего, — это Древлеправославная поморская церковь Латвии – духовный центр всех латвийских староверов. Деятельность этой религиозной организации защищена государственным законом, организация имеет и собственный закон, регулирующий отношения между церковью и Латвийским государством. Основная цель деятельности церкви — духовное окормление своих прихожан, а их количество в Латвии составляет не менее 70 тысяч человек, укрепление среди них истинной веры, распространение евангельских истин. При крупных общинах организованы и работают детские и взрослые воскресные школы, цель которых – подготовить для храма причётников, их которых можно было бы вырастить духовных наставников. Воскресные школы – резерв причётников общины. При нашей церкви, как духовном центре староверия Латвии, на базе Рижской гребенщиковской общины, действует Гребенщиковское духовное училище. Цель училища – знакомить слушателей с историей Христианской церкви, историей чтароверия, дать основные знания по церковному уставу проведения соборной службы, церковному праву, знаменному распеву, храмостроительству, и другим дисциплинам, входящим во внутренний круг повседневной церковной жизни. Особое внимание уделяется преподаванию основ старой веры, защиты старой веры от нападок видимых и невидимых врагов. В училище обучаются староверы из разных стран. Недавно образована международная Гильдия предпринимателей-староверов, которая работает под эгидой церкви. Цель этой организации – объединять всех староверов-предпринимателей во всех странах, где они проживают, помогать им в их сфере деятельности. На проведённых уже двух форумов, выявлены приоритеты деятельности гильдии. Здесь предпочтение отдано строительству, реновации жилья, энергетике, деревообработке, управлению земельными участками и другими видами недвижимости, паломничеству и туризму в христианском понимании. Древлеправославная поморская церковь Латвии особенно тесно сотрудничает со Староверским обществом Латвии, староверским обществом «Беловодие» и другими староверскими обществами в Латвии и за рубежом.
— Расскажите, пожалуйста, какие культурные мероприятия латвийского староверия последних лет вы считаете наиболее важными для общины?
— Каждая община, исходя из своей конкретики, имеет право организовывать и организовывает различные религиозно-просветительские мероприятия. Как правило, — это юбилеи общин, или памятные даты того или иного выдающегося общинного деятеля, духовного наставника, на такие мероприятия, как правило, приглашается много гостей. И таковых мероприятий великое множество, их всех трудно вспомнить и перечислить. Что касается рамок церкви, то здесь, прежде всего, необходимо отметить церковные соборы и съезды, религиозно-научные конференции: 350-летие первого староверского храма на территории Латвии, 250-летие основания Рижской гребенщиковской общины, 100-летие Староверского общества Латвии, 100-летие I съезда учителей по преподаванию Закона Божьего в Двинске.
— Хотелось бы услышать немного о взаимосвязях, поддерживаемых местной старообрядческой общиной с зарубежными староверами.
— Взаимосвязи имеются очень широкие. Древлеправославная поморская церковь Латвии входит в состав единого совета Древлеправославной поморской церкви). Два раза в год российские староверы, в основном, в Санкт-Петербурге, организуют совместные совещания, на которых присутствуют представители духовных центров самой России, а так же Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины, Польши, Эстонии. Здесь рассматриваются вопросы, представляющие взаимный интерес: духовно-канонические, по издательству, образованию. Рассматриваются так же и проблемные вопросы разного уровня, предпринимаются попытки найти решения. Это как бы официальный уровень. Но, кроме этого, у церковных деятелей, у отдельных официальных и физических лиц, имеются многоплановые личные контакты. А это – обмен поздравлениями, выезд в гости, дружба семьями. Например, у нас за последнее десятилетие сложились прекрасные дружеские отношения с отдельными эстонскими, белорусскими и российскими общинами. С ними имеются взаимные отношения в области религиозно-культурных связей и организацией детского летнего отдыха.
— Не секрет, что в настоящее время население Латвии (особенно латгальцы) активно разъезжается по всему миру в поисках достойного заработка. В связи с этим, нет ли у вас опасений, что через какое-то время местная староверская община просто прекратит своё существование?
— Вопрос неуместен. Да, мы говорили о том, в каком печальном положении находятся староверские общины на селе. Что же касается городов, то здесь картина противоположная. В городах прихожане есть, и их резкое сокращение вроде как бы и не наблюдается. Главное, есть молодёжь, которая никуда не уезжала, и уезжать не собирается, а это — гарантия дальнейшего существования любой городской староверской общины. Да вроде бы сейчас наблюдаются обратный процесс – возвращение мигрантов. Массовый характер пока это явление не приняло, но многие отдельные случаи уже в наличии имеются. Так что, повторяю, вопрос не уместен.
— В прошлом году староверская община оказалась взволнована серий похищений бесценных икон из церквей. Можно ли сейчас сказать, что приняты все меры для того, чтобы подобное не повторилось? Оказало ли государство какую-то поддержку в охране храмов?
— Это был какой-то кошмар! За несколько месяцев из сельских храмов было похищено несколько десятков икон. Орудовала хорошо организованная банда. В целом церкви нанесён огромный материальный ущерб. Мы боролись с этим, как могли. В срочном порядке усиливали и улучшали систему сигнализации. Наши батюшки ночами дежурили в своих храмах. Полиция как бы своё дело сделала: вор пойман. Но пойман-то один! А у нас есть доказательства, что была банда! Спрашивается, кто главный заказчик ограблений, куда и по каким каналам уплыли наши иконы? Ответа нет! Со своей стороны мы приняли кое-какие меры для дальнейшей охраны икон, книг и церковной утвари. Нельзя сказать, что они достаточны, нужны серьёзные вложения, но у нас нет необходимых материальных средств. Обращались за помощью к государству, ведь иконы и старопечатные книги являются и государственной ценностью. Государство не помогло ни в чём! Кроме письменного вида отписок, мы ничего не получили. Выходит – не нужны мы государству с нашими проблемами по охране материальных ценностей.
— Староверы Латвии имеют своих депутатов в Сейме. В чём выражается их деятельность на пользу общины?
— Мы рады тому, что трое депутатов Сейма исповедуют древлеправославие, и главное — они этого не скрывают, не маскируются. А оказываемая ими помощь, как отдельным общинам, так и церкви, всегда своевременна, многогранна и существенна.
— Летом прошлого года вы высказались в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение неграждан Латвии гражданством. Чем был обусловлен данный шаг с Вашей стороны?
— Если сказать коротко — заботой и состраданием о своём ближнем. Возможно, в первые годы существования независимой Латвии и нужны были какие-то оговоренные юридические нормы по гражданскому статусу. В конце концов, люди, проживающие в Латвии, должны были определиться, как строить свою дальнейшую судьбу: оставаться им жить в этом государстве, уезжать ли, как устроить членами своей семьи и т. д. Но, по прошествии более 20 лет существования государства, теперь уж само государство должно определиться со своими негражданами, которых оно же в своё время и породило. Процесс неприлично долго затянулся. Нехорошо и несправедливо, не по-христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами.
— На ваш взгляд, какой статус подошёл бы для русского языка в современной Латвийской Республике?
— Да, для нас, староверов, очень унизительно, что мы, живя в Латвии, являемся полноправными гражданами этой страны, а наш родной русский язык, на котором мы разговариваем, имеет статус иностранного. Мы признаём в Латвии латышский язык в качестве государственного языка. Но мы убеждены и считаем справедливым, что Латвии необходимо в полном объёме ратифицировать рамочную конвенцию, принятую в Страсбурге 1 февраля 1995 года. В этом случае русский язык получает в государстве официальный статус разговорного языка. Такое положение существует во многих странах Европы, есть с кого брать пример.
— Как вы думаете, можно ли рассчитывать, что в ближайшие годы государство признает официальный статус православного и староверского Рождества, как нерабочего дня?
— Обманывать себя иллюзиями не будем. Теоретически это может произойти только тогда, когда нынешняя оппозиция будет иметь, как минимум, 51 представительское место в Сейме. Над этим надо работать всем избирателям. И тогда статус праздника русского Рождества можно будет изменить.
— В чём, на ваш взгляд, главная причина, позволяющая староверам уже на протяжении трёх с половиной веков жить, успешно развиваться и сохранять свою веру и традиции в зачастую недружественном мире?
— Исповедание своей веры и соблюдение церковных заповедей. Сюда можно отнести также и опору на христианскую мораль, как единственно верную и правильную мораль человечества. Это была и есть главная духовная сила староверов Латвии: она исцеляет, исправляет, бодрит и спасает.