2 и 3 сентября 2012 года в городе Буде в Норвегии состоялось событие, которое будет в ближайшем будущем определять направление военно-стратегического сотрудничества стран Северной Европы. Речь идет о совещании министров иностранных дел и обороны Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии (с тем лишь исключением, что у Исландии нет министерства обороны).
Обширные задачи, которые ставили перед собой участники встречи можно обозначить следующими рамками — унификация концепций безопасности различных по статусу стран, так как среди участников совещания были государства-члены ЕС, НАТО, еврозоны и те, которые таковыми не является, а потому исходные предпосылки для военно-стратегического взаимодействия различны. Если взглянуть более пристально, то просматриваются такие вопросы, как ресурсы арктического региона, последствия экономического кризиса для обороноспособности, планы совместных военных учений, а также разработка вооружений (в этом вопросе Швеция является центральным игроком).
Впервые задачи такого рода стали повесткой днямероприятия подобного формата, поэтому его участники не скупились на яркие заявления. Пожалуй,ярче всех выразил ход происходящего министр иностранных дел Норвегии Йонас ГарСтёре: «Почти исторический момент. В сборе вся североевропейская семья. Впервые стремление к более тесному сотрудничеству в вопросах оборонной и внешней политики обсуждается на таком высоком уровне!».
Можно понять, что наиболее заинтересованной в реализации вышеназванных задач является Норвегия, которая увязывает свой подход с идеямиТорвальдаСтолтенберга бывшего министра иностранных дел этого государства, предложившего модель сотрудничества североевропейских стран с ориентацией на арктический регион. Вместе с тем, именно шведская сторона может оказать значительное воздействие на реализацию поставленных задач.
Один из объективных аргументов в пользу вступления Швеции в союз или партнерство оборонного характера имеет экономическую составляющую. Шведская армия почти полностью оснащена вооружением собственного производства, она современна и мобильна, поэтому, несмотря на свои относительно скромные размеры является довольно дорогим удовольствием. Отсюда вывод, солидарные расходы вкупе с потенциальными партнерами выглядят привлекательной альтернативой.
Однако этот новый путь организации обороны может иметь качественно различные варианты реализации. Первый, вступление в НАТО. Второй, как альтернатива, региональное военно-стратегическое сотрудничество. В результате в Европейском Союзе появилась идея создания отдельных боевых подразделений, которые отвечают за определенный межгосударственный регион Европы и, где доминируют вооруженные силы одного из государств. Такая модель на практике предполагает перекрещивание и европейских подразделений и структур НАТО, так как участниками тех и других являются члены Североатлантического альянса.
Северная боевая группа Европейского Союза уже действует. В настоящее время в формированиях группы принимают участие военнослужащие Швеции, Норвегии, Финляндии, Ирландии и Эстонии. Шведская сторона, которая выделяет значительную часть военнослужащих для группы, и осуществляет оперативное командование, уже предложила Литве участвовать в её деятельности.
Несмотря на то, что Швеция не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, она добивается активного участия в мероприятиях касательно этого региона. Об этом свидетельствует и Арктическая стратегия, обнародованная шведской стороной еще в 2011 году. Она рассчитана на три года, которые Швеция председательствует в Арктическом Совете, поэтому актуальна в настоящий момент. В «Стратегии Швеции в Арктике, 2011-2013» так называется документ, обозначены основные национальные интересы, а также цели и методы их достижения. Поддержание роли Арктического совета, как важного координирующего органа видится Швеции принципиальной задачей, тем более что она не входит в число стран, обладающих выходом к арктическому шельфу. Поэтому повышение значения совета, членом которого она является, дает возможность отодвинуть на второй план другие институты, в частности встречи «Арктической пятерки», куда входят Россия, США, Норвегия. Дания (Гренландия, являясь её частью, входит в Арктический регион) и Канада.
Отсутствие прямых экономических интересов у Швеции в Арктическом регионе не означает полное отсутствие выгоды, которые могут принести договоры подряда и субподряда при освоении его ресурсов, тем более что шведская промышленность в состоянии осуществлять широкий спектр подрядных работ на шельфе. В 2013 году в Швеции ожидается реализация новой стратегии освоения минеральных ресурсов, которые расположены на территории страны. Не стоит забывать, что она обладает большими перспективами развития горнодобывающей промышленности.
Швеция все настойчивее старается обращать внимание Европейского Союза и его институтов на проблемы и задачи, которые решаются, или должны решаться в регионе Балтийского моря и в Арктике, охотно беря на себя роль представителя региональных интересов. Тогда как основным медиатором отношений со структурами Североатлантического альянса традиционно остается Норвегия.
Швеция стремится быть активным игроком европейской внешней политики и последовательно ратует за консолидацию европейского внешнеполитического курса. Официальный Стокгольм относительно некоторых вопросов не идет в общем фарватере, в частности одобрительно смотрит на вступление Турции в число полноправных членов ЕС.Подчеркивая важность партнёрских отношений с Россией, шведская внешняя политика ориентируется на США, как ключевого союзника Европейского Союза.Но, прежде всего, Швеция старается «застолбить» за собой позиции, которые позволят направлять политику ЕС в регионе Балтийского моря. Почему? Европейский Союз это самая важная и единственно возможная для Швеции площадка для того, чтобы реализовать свои амбиции международного игрока. Внутриполитическая обстановка, относительная стабильность в правящей коалиции и экономические показатели Швеции позволяют уделять все больше сил и внимания международной деятельности.
Кстати, об экономике, успешно преодолевая проявления финансового кризиса, слабой стороной остаются долги шведских домохозяйств, которые сохраняют тенденцию роста. Основной причиной этому стоит считать неоправданно низкий уровень инвестиций в строительный сектор и продолжительный рост цен на жильё. Ситуация со свободными жилыми площадями скорее всего и дальше будет ухудшаться, так как в 2013 году миграционное ведомство Швеции прогнозирует новую волну беженцев около 50 тысяч человек, которая будет самой массовой со времен событий в Югославии в 1990-е годы.
Швеция по-прежнему сохраняет инвестиционную привлекательность, занимая лидирующие позиции по объему привлеченного капитала среди своих европейских соседей. Этому благоволят прогнозы стабильной прибыли от осуществленных на территории королевства капиталовложений, особенно в сектор коммерческой и торговой недвижимости.
А вот что не радует, так это поступательный рост безработицы, который в 2013 году, скорее всего, превысит 8-процентную отметку. Для Швеции, где уровень безработицы традиционно один из самых в Европе, это много. Сокращения на крупных промышленных предприятиях будут продолжаться.
И напоследок, очередное достижение шведской молодежи, которое было подтверждено официальной статистикой. Северное королевство вышло на третье место в Европе по уровню рождаемости, здесь на каждую женщину в среднем приходится почти два ребенка. Эта положительная тенденция будет сохраняться в следующем году.