2013 год, как для стран прибалтийского региона, так и для её соседей и, в первую очередь, Белоруссии вряд ли можно назвать годом благоденствия. И дело здесь не только в том, что в Еврозоне готов разразиться новый экономический кризис, но и в политической составляющей деятельности руководства стран Старого континента.
Тот факт, что на сегодняшний день ни в Берлине, ни в Париже, ни в самом Брюсселе всё ещё не смогли найти чудодейственную формулу существования единого европейского дома, пожалуй, является главной причиной будущих проблем всех стран Старого континента. И как бы Республика Беларусь не позиционировала себя как государство крайне независимое от происходящего на Западе, ей вряд ли удастся избежать негативных тенденций в своем развитии в наступившем 2013 году.
Дело в том, что экспортно-ориентированная белорусская модель экономики, которую ещё совсем недавно многие считали феноменальной, имеет ряд весьма серьёзных недостатков, одним из которых является крайняя зависимость республики от поставок энергоресурсов со стороны России.
Вряд ли события прошедшего года не оставили свой отпечаток на взаимоотношениях двух государств, что позволяет с определённой долей уверенности говорить об экономической подоплёке абсолютно всех двухсторонних связей и в году нынешнем. Стоит напомнить, что прошлый год поставил перед Белоруссией один весьма неприятный вопрос – каким образом можно вернуть потерянный в результате российского нажима «нефтяной оффшор», связанный с экспортом растворителей и разбавителей в страны Евросоюза? Цифра, вокруг которой словно шаман с бубном ходят белорусские чиновники, 23 млн. тонн нефти, которые должны быть поставлены в Белоруссию для переработки, является для Минска определяющей. Именно от того, сможет ли республика получить запрашиваемые объемы черного золота, во многом зависит её отношения с восточным соседом.
Конечно, в 2013 году экономические отношения всё также будут обоснованы фундаментальной политико-идеологической формулировкой: «Углубление интеграции и всестороннее развитие взаимовыгодного сотрудничества в интересах народов наших государств, социального и экономического прогресса Белоруссии и России на принципах суверенного равенства».
Однако при этом, весь процесс двухсторонних отношений будет, как и прежние годы, крутиться вокруг цен на углеводороды и системы торгово-экономических отношений в рамках Единого экономического пространства. Вряд ли в 2013 году страны ЕЭП смогут выйти на более высокий уровень сотрудничества, сформировав Евразийский экономический союз, так как уровень экономик бывших советских республик крайне разный и за примерами результатов необдуманного объединения далеко ходить не надо – находящийся на гране экономической и политической агонии Евросоюз.
В этой связи следует ожидать усиления сотрудничества в топливно-энергетической сфере не только на межгосударственном, но и частном уровне. Стоит только напомнить о заключённом недавно рекордном для белорусского частного бизнеса контракте компании «Трайпл» (управляется небезызвестным Ю. Чижом) с «Башнефтью», по которому последняя доверила белорусам реализацию в течение года нефтепродуктов на сумму 4,36 млрд. долларов США.
Политические баталии между Белоруссией и Россией, по всей видимости, пока ушли в прошлое, и благосклонность Кремля видна не вооружённым взглядом. Такое положение вещей будет сохраняться, по крайней мере, до того момента, пока в Москве вновь не решат продемонстрировать Минску свою силу. Правда, развитие подобной ситуации возможно лишь в одном случае – Белоруссии крайне нужны будут средства, а страна будет стоять на пороге очередной девальвации. В этом случае нельзя исключать неадекватных поступков со стороны белорусского руководства, что, естественным образом, приведёт к ответной реакции в виде очередной программы «лечебного голодания», прописанной Кремлём Минску.
Однако подобное развитие событий, повторяющее конфликт 2009-2010 годов, сегодня не устраивает оба государства, стремящихся найти оптимальную формулу сотрудничества, которая бы устраивала всех. В этой связи, если не случиться форс-мажора, в 2013 году следует ожидать дальнейшей экономической помощи России белорусской экономике в виде различного рода дотаций в обмен на ускорение процесса приватизации (например, решение Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС о выделении Белоруссии очередного транша кредита в 440 млн. долларов, в связи с тем, что «белорусская сторона выполнила весь перечень мероприятий, предусмотренных для этого»).
И от того, как данная схема будет выполняться в Минске, будет зависеть очень многое, так как нельзя забывать, что Белоруссии в нынешнем году необходимо отдать около 2,5 млрд. долларов США по своим долговым обязательствам, а взять их, на сегодняшний день, кроме России, практически не у кого. Насколько воспользуется этим обстоятельством Москва, покажет время, но то, что в Кремле эту проблему будут использовать в качестве определённого инструмента давления на Минск, сомневаться не приходится.
Нечто подобное ожидает Белоруссию и в её взаимоотношениях со своими западными партнёрами. Правда, в данном случае у белорусского руководства куда больше пространства для манёвров. Если говорить о странах Балтийского региона, то основным направлением белорусской внешней политики и экономики, как и в прошлые годы, будет сотрудничество с Литвой и Латвией, что для всех трех стран имеет стратегическое значение. В данном случае политические вопросы будут иметь лишь второстепенный характер: Белоруссия вряд ли будет дожимать Вильнюс по вопросу о существовании там оппозиционного центра, а руководство Литвы всё также будет крайне осторожно в своей критике режима соседнего государства. Об этом уже сегодня может свидетельствовать тот факт, что в речах высших государственных чиновников Литвы, например, нового министра иностранных дел Линаса Линкявичюса, всё громче слышатся призывы к «перезагрузке» отношений с соседями.
Исходя из острой заинтересованности в транзите белорусских грузов через Литву, в 2013 году следует ожидать продолжения тесного экономического сотрудничества двух стран, если, конечно, белорусское руководство не перегнёт палку. В данном случае речь идёт об определённой игре Минска, заявляющего о возможном перенаправлении основных грузопотоков через Россию, на интересах Вильнюса и Риги, что, в свою очередь может иметь весьма непредсказуемые последствия.
Например, Белоруссия рискует, в случае увеличения поддержи со стороны ЕС Литвы и Латвии, оказаться в невыгодном положении, зациклив свою логистику на российских портах. И здесь у Минска уже не будет практически никакой возможности вывозить на экспорт продукцию, в отношении которой у российской стороны могут возникнуть хоть какие-то сомнения. Да и цена транспортировки, в случае монополии России, вряд ли окажется для белорусских экспортеров выгодной. Исходя из сугубо экономических перспектив, если Россия не предложит Белоруссии чего-то из ряда вон выходящего, а Евросоюз не предпримет очередную попытку сыграть на финансовых трудностях Минска, ухудшений отношений между Минском, Вильнюсом и Ригой ожидать не стоит.
Иное дело взаимоотношения между Белоруссией и Польшей. В данном случае экономические отношения уступают первое место политике. Вряд ли в 2013 году позиция Варшавы относительно белорусского политического режима изменится в лучшую сторону. Польское руководство и дальше будет поддерживать белорусскую оппозицию, создавая для неё благоприятные условия функционирования на территории своего государства.
По всей видимости, Варшавой будет продолжена политика формирования среди определённых слоёв белорусского общества образа возможной счастливой жизни в «дружной семье» Евросоюза под патронажем Польши. Данный тезис базируется на событиях всех предыдущих лет восточноевропейской деятельности польского МИДа, стремящегося различными способами предотвратить рост политического и экономического влияния России в данном регионе.
Поэтому именно Варшава будет стоять во главе противодействия развития ЕЭП и Евразийского союза (а значит и Белоруссии), представляющего реальную угрозу польским интересам. Однако всё это не означает, что белорусско-польские отношения в нынешнем году войдут в стадию серьёзного кризиса, тем более что экономические законы пока ещё никто не отменял и Белоруссия крайне заинтересована в расширении торговых связей со своей западной соседкой.
Например, одним из наиболее перспективных белорусских проектов на западном направлении является расширение продаж и увеличение доли на топливном рынке Польши. На нём с 2010 года работает совместная компания «Белоруснефти» и БНК – «Белойл Польска», которая занимается оптовыми продажами нефтепродуктов и сжиженного газа. Белорусское правительство и «Белоруснефть» прорабатывают вопрос строительства нефтепродуктопровода Бернады-Прилуки-Малашевичи, что позволит расширить продажи белорусского топлива в Польше и поможет создать дополнительные транспортные мощности. К слову подобная топливная экспансия Белоруссии наблюдается и в направлении Украины, на территории которой продолжается формирование белорусской розничной сети по реализации нефтепродуктов.
Сумев за два года отвоевать серьёзную долю украинского оптового рынка, белорусский государственный трейдер «БНК-Украина» уже в нынешнем году планирует заняться розничной торговлей, открыв здесь не менее десяти автозаправочных станций (всего компания намерена создать сеть из ста АЗС, а инвестиции в этот проект могут составить более 150 млн. долларов США).
Таким образом, в основе всей деятельности Белоруссии в наступившем году будет лежать поиск всевозможных финансово-экономических выгод, как на западном, так и на восточном направлении. И от того, насколько подобная деятельность белорусского руководства будет деполитизирована, зависит очень многое: очередная попытка серьёзных политических игр и, в первую очередь, с Россией может обернуться крахом всего того, что было создано в республике за последнее десятилетие. При этом в случае развития подобной ситуации, пострадают не только страны Восточной, но и Западной Европы, так как степень интеграции современной мировой экономики крайне высока и затрагивает абсолютно всех её участников.