Аналитик Центра консервативных исследований МГУ им. Ломоносова Владислав Гулевич спрогнозировал для читателей «NewsBalt» политическую жизнь Польши в 2013 году.
Польша и ЕС
Варшава будет стремиться поступать так, чтобы её замечали. В интересах Польши быть на виду, участвовать в амбициозных европейских проектах – от экономики до политики.
В последнее время намечается некоторое похолодание в германо-российских отношениях. Это тоже в интересах Варшавы, которая в силу географического фактора и исторических фантомных болей всегда неодобрительно воспринимает сближение Берлина и Москвы. Критикой внутренней и внешней политики Кремля в германской прессе никого не удивишь. Берлин демонстрирует отказ от прежней политики «адвоката России в Европе» (Берлин упорнее всех противится введению безвизового режима между Российской Федерацией и Шенгенской зоной, предпочитая говорить о «льготном режиме» пересечения границ, а не об отмене виз), и угасание надежд на модернизацию России на западный манер, но при этом проявляет готовность тесного сотрудничества в экономической сфере.
Некоторые германские эксперты предпочитают говорить не об ухудшении, а о нормализации германо-российских отношений, намекая на то, что позиция Германии, как главного русофила в Европе, свидетелями которой мы были в последнее время, была явным перегибом. Для Москвы важно сохранить темпы экономического сотрудничества с Берлином, несмотря на критику в свой адрес. Берлин на это готов пойти.
Внешнеполитическое поведение Варшавы напрямую зависит от характера российско-германского диалога. Политическое германо-российское похолодание означает политическое германо-польское потепление, а экономические отношения между Германией и Польшей и так находятся на высоте. Для Германии Польша – привлекательный рынок, а администрация Дональда Туска – удобный и прагматичный партнёр.
Политика Польши на европейском континенте – это своевременная реакция на смещение центра экономической и политической силы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Главный союзник Варшавы – Вашингтон – больше внимания уделяет уже не Европе, а Азии. Польша опасается остаться без пристальной опеки Соединённых Штатов, т.к. это повлечёт за собой ослабление влияния Польши в масштабах всей Европы. Поэтому Варшаве необходимо загодя, для подстраховки, налаживать отношения с наиболее влиятельными европейскими государствами – Германией и Францией. Франко-польский диалог тоже переживает стадию углубления, и в ходе своего визита в Варшаву Франсуа Олланд выразил намерение восстановить равновесие в коммерческих отношениях с Польшей. Т.е. и Париж, и Берлин интересуются Польшей. Варшава имеет все основания быть довольной.
Но 2013 год не принесёт никаких сюрпризов: США останется для Польши ключевым военно-политическим партнёром, при этом ключевым экономическим партнёром будет Германия.
Польша и НАТО
Сотрудничество Польши с Североатлантическим альянсом «упаковано» в программу сотрудничества Польши с Европейским Союзом. Среди приоритетов польской внешней политики, как минимум, до 2016 г. особое место уделено Вышеградской четвёрке (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) – военно-политическому блоку, образованному в 1991 г. В мае 2011 г. Вышеградская группа заявила о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями. И уже с 2013 года Вышеградская группа должна принять участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО). Польше важно сплотить членов Вышеградской группы вокруг себя, и, тем самым, определить конфигурацию отношений этих стран с Россией.
Именно в рамках НАТО Варшаве сподручней всего налаживать отношения с Вильнюсом. Как для России тяжело быть региональным лидером без дружественной Украины, так Польше тяжело реализовать претензии на своё региональное лидерство в Центрально-Восточной Европе без тесных контактов с Литвой. Польские власти, однозначно, будут уделять литовскому направлению много внимания, стараться договориться с Вильнюсом по ключевым вопросам, главный из которых – признание за Польшей права регионального лидерства.
Варшава поддержит любые инициативы, направленные на сокращение Россией тех или иных типов вооружения, подобно тому, как главы МИД Польши и Норвегии Радослав Сикорски и Йонас Гар Стере призвали НАТО и Россию начать предметный диалог о сокращении тактического ядерного оружия в мае с.г. Баланс сил складывается не в пользу России, поэтому Брюсселю гораздо легче пойти на сокращения вооружений, чем Москве.
Польша и Россия
Россию Варшава не выделяет в разряд формально приоритетных направлений своей восточной политики. Россию Польша выделяет только благодаря её геополитическому потенциалу, который рассматривается поляками, как враждебный. Отношения с Москвой развиваются в контексте восточной политики Польши, в целом.
Польша будет продолжать оказывать давление на Белоруссию, что обусловлено геополитическими соображениями, но частично смирилась с невозможностью «проглотить» Украину.
С одной стороны, польско-белорусский диалог зашёл в тупик. С другой стороны, совсем недавно наметились определённые намёки на готовность белорусских властей пойти на частичные уступки Западу. Эксперты обратили внимание на отправку послом во Францию министра культуры Белоруссии Павла Латушко, бывшего консула РБ в Польше. Латушко пользуется репутацией полонофила, а его уход в сторону от белорусской политической сцены многими рассматривается, как завуалированная подготовка его возможного триумфального возвращения на родину в качестве чистого и незапятнанного прозападного кандидата в президенты, когда возникнет такая необходимость. Перед Польшей и Россией стоит общая задача – что делать с Белоруссией, когда Лукашенко всё-таки уйдёт? Но Польша и Россия смотрят на эту проблему с разных позиций, и 2013 г. будет очередным этапом идеологического противостояния между Польшей и белорусской оппозицией, с одной стороны, и официальным Минском и Россией, с другой.
По-прежнему самыми неудобными вопросами польско-российских отношений будут вопросы не политического, а исторического характера (разделы Речи Посполитой, Катынь и т.п.). Польская оппозиция, где ведущей силой является партия «Право и справедливость» («ПиС») Ярослава Качиньского, будет громче всех требовать интернационализации этих моментов, придания им международного характера, как это было с Катынью. «ПиС» останется рупором «американизации» польской политики, т.е. будет упирать на важность отношений Варшавы с Вашингтоном, отодвигая Германию (о сотрудничестве с Россией речь вообще не идёт) на второй план.
России нет смысла нагнетать нервозность в отношениях с Варшавой, даже если бы наши отношения и были хуже некуда. Изолировать Польшу от Европы всё равно не удастся, а Запад истолкует поведение России, как однозначно агрессивное. Поэтому России приходилось отвечать на информационные выпады польской стороны, а не быть их заводилой. И сейчас, когда Варшава декларирует желание видеть дружественные России режимы (прежде всего, Белоруссию Александра Лукашенко) максимально «прозрачными», т.е. подконтрольными западным демократическим институтам, Москве необходимо быть информационно активней, действуя больше культурой, «мягкой силой», как приемлемым инструментарием для отстаивания своих интересов на западном направлении.
В этой связи, отказ Польши от роли агрессивного адвоката Украины перед Европой, подобно той, какую она выполняла в пору президентства русофоба Леха Качиньского – это своеобразная уступка Москве. Польша будет смотреть на Украину, как на территорию взаимной российско-польской дипломатической игры. Игроки могут преследовать, и преследуют, противоположные интересы, но ссориться с Москвой из-за Украины Варшава не будет. Было бы нецелесообразно, с польской стороны, так легко пойти на слом кропотливо налаживаемого диалога Варшава – Москва, который является частью более масштабного проекта по нормализации отношений по линии Берлин – Варшава – Москва.