Фото:

Прогноз-2013: Усиление русофобии на Украине как оправдание экономического падения

Украинский обозреватель, эксперт «NewsBalt» Евгений Чернышев дал прогноз политической жизни Украины в 2013 году.

Когда говорят о прогнозах, зачастую дают волю фантазии, чтобы придать сенсационность своему материалу. Однако если речь идёт о серьёзных вещах, то одного воображения мало. Необходимо аналитическое воображение, т.е. учитывающее существующие тенденции в системной связи с сопутствующими мировыми процессами. Простая экстраполяция здесь не работает. В этой статье я попытаюсь обозначить те варианты развития событий на Украине в 2013 году, которые представляются наиболее вероятными.

Сразу отмету давно и много муссируемые разговоры о распаде Украины или о гражданской войне. Не вижу для этого никаких предпосылок, тем более в ближайшем будущем. Объясню почему.

Раскол Украины существует по факту: западная часть, особенно Галиция, ориентируется на Европу и США, а юг и восток – на Россию. То есть раскол носит геополитический характер, что неудивительно, учитывая искусственный характер государства, склеенного большевиками из различных регионов без учёта культурных традиций. Однако ни Запад, ни Россия не желают в настоящее время распада Украины по одной и той же причине – надеясь получить всю Украину, ибо это слишком лакомый кусок, чтобы можно было им просто так разбрасываться.

США небезосновательно надеются, что, купив «руководство Украины» (нарочно беру в кавычки этих несамостоятельных фигур), оно и дальше будет вести прозападную атлантистскую политику, не столько таща Украину в ЕС, ибо сам ЕС будет этому препятствовать как может – зачем ему новые нахлебники в условиях экономического тупика? — сколько продолжая русофобскую линию.

Заигрывания с НАТО, «газовые» обвинения в сторону России и тому подобные действия это наглядно показывают. Россия, со своей стороны, также не без оснований считает, что Украина, доведя свою экономику до краха, будет вынуждена начать интеграцию в Таможенный союз (ТС).

Оба плана опираются на реальные ресурсы и, самое главное, подразумевают контроль над всей Украиной. Возможности претворения этих планов в жизнь обеими сторонами ещё далеко не исчерпаны. И именно это является ресурсом паразитирования официального Киева, который, уверен, и дальше будет продолжать играть в «многовекторность», изображая сближение то с Европой, то с Россией, не вступая ни туда, ни туда. Ибо вступление хоть куда-то – это конец для политической проституции Киева, который за 20 лет так искусно научился это делать, что перед ним можно снять шляпу.

Показательным в этом смысле является заявление Януковича, сделанное им 5 декабря 2012 года в Ашхабаде, как раз накануне начала строительства «Южного потока», о том, что Украина желает «присоединиться к некоторым положениям ТС». Это типичный пример лицемерной политики Киева — не брать на себя никаких обязательств, но обещаниями выторговать привилегий на стороне.

Раскол же Украины может быть запущен только тогда, когда Украина необратимо начнёт воссоединяться с остальной Россией. США начнут активно провоцировать если не войну, то территориальное расчленение Украины, чтобы предотвратить такое усиление России. Подчеркну, что я рассматриваю Украину исключительно как объект геополитики, ибо никакой субъектности в отрыве от остальной России у неё быть не может.

Что касается гражданской войны, то эти страшилки, конечно, привлекают внимание, но не основаны ни на чём реальном. Во-первых, в этом пока не заинтересованы ни Россия, ни Запад (см. выше). Во-вторых, население пребывает в глубочайшей депрессии, и расшевелить его будет ой как непросто, а тем более воевать за чьи-то интересы. Здесь, кстати, хорошо проявляется такая характерная черта Украины, как неспособность создать своё государство по причине погранично-окраинного геополитического статуса и, следовательно, привычка быть на иждивении.

То есть логика такая: «незалежными» быть хотим, но платить за это должны другие. Поэтому слова словами, а на деле – просто желание примкнуть к хозяину. Вот здесь-то и раскол – кто хозяин? Для большинства населения – Россия, хотя гордыня не позволяет признать это открыто. Для меньшинства – Запад. Поэтому думаю, что в 2013 году настроения существенно не изменятся, но всё же предполагаю некоторый сдвиг в направлении остальной России. Пишу остальная – ибо Украина есть тоже русская земля, которую Россия воспринимает родной. Поэтому я чётко разделяю Украину как землю (и проживающий на ней народ) и как политическое явление (официальный Киев). Это две абсолютно разных категории.

В последнее время высказываются мысли, что Украина медленно, но верно движется в сторону ТС. Считаю, что это слишком оптимистичные оценки, не учитывающие крайней продажности киевской власти и её беспощадности по отношению к народу. Уверен, что официальная власть готова идти очень далеко в ухудшении социально-экономического положения населения в обмен на поддержку Запада.

Со всей определенностью можно спрогнозировать, что экономическое положение Украины в новом году будет ухудшаться, что с середины 2012 года видно уже невооруженным глазом. Потеря значительной части доходов за счёт транзита российского газа вынудит к поиску какого-то выхода, что, впрочем, вряд ли, приведёт к успеху. Скорее всего, ещё больше усилится зависимость от Запада, который захочет этим воспользоваться, виртуально подставляя плечо Украине, а на деле – ещё сильнее пронизывая её своими сетями в обмен на эту «помощь». Однако поскольку реальная помощь Украине возможна лишь со стороны России и ТС, то думаю, что в 2013 году ещё сильнее усилится противоречие между мифической «евроинтеграцией» и спасительным для экономики Украины вступлением в ТС.

Как будет вести себя в этих условиях официальный Киев, предсказать сложно, учитывая нестабильность в мире. К тому же необходимо учитывать и внутренние процессы.

Внутриукраинская политика имеет хоть и малую, но все же некоторую автономию от атлантистского гегемона. Ясно, что в 2013 году усилится давление оппозиции на власть, что видно из результатов парламентских выборов. Отдельно нужно сказать, чем отличается оппозиция от власти.

Это может показаться парадоксальным, но власть и оппозиция на Украине принципиально не отличаются ничем. Власть повсеместно заявляет, что она ведёт Украину в Европу. Оппозиция возражает так: вы плохо ведёте, а вот мы будем вести лучше и быстрее. Единственное различие состоит в том, что власть не является русофобски убеждённой и использует русофобскую риторику лишь в целях выгоды, в то время как идеология оппозиции изначально построена на ненависти к России и всему русскому. Однако ползучая украинизация и бандеризация Украины продолжается и при Янковиче. Со стороны это может быть не заметно, но за последние три года изменилось лишь то, что русофобия из явной стала скрытой. Вот и всё. Но она продолжает внедряться через школу, вузы, СМИ и т.д.

Русофобия является единственным источником легитимации любой власти на Украине. Поэтому каким бы русским ни был кандидат в президенты Украины, он никогда не может стать русским президентом. Не случайно Янукович публично отказался от госстатуса русского языка буквально через неделю после инаугурации.

Однако различная степень русофобии мастерски и пользуется оппозицией, обвиняющей власть в «продаже интересов Украины» в пользу России. Любые контакты с ТС, даже ничего не значащие обещания, сразу же толкуются как предательство «национальных интересов Украины». И поскольку в силу экономического падения в 2013 году Янукович волей-неволей вынужден будет искать общий язык с ТС, то это послужит мобилизации оппозиции против «ставленника Кремля», как его называют почти в открытую (можно себе представить, до какой степени маразма дошла идеология украинства).

В 2013 году ожидаю усиления русофобии на Украине со стороны власти по двум причинам:

1) как оправдание экономического падения, например регулярно обвиняя Россию в «несправедливой цене на газ» (как будто это не руководство Украины заключило контракт);

2) как реверанс в сторону националистических сил, показывая, что мы, мол, тоже «патриоты Украины» (официальный патриотизм на Украине – это национализм). Это позволит несколько ослабить привлекательность оппозиции, отняв у неё хотя бы частицу «национальной ориентации».

Правда, в самой оппозиции нет единства. Идёт делёж шкуры неубитого медведя, когда каждый хочет быть первым. И вот на это, уверен, власть сделает ставку, очень хорошо умея играть на раскол внутри оппонентов.

Оппозиции едва ли удастся провести импичмент президенту, но то, что экономическое падение будет использовано ею, несомненно. Власть же может противопоставить этому только провоцирование склок внутри самой оппозиции. В этом смысле фигура Тимошенко может стать козырем в руках власти. В декабре 2012 партия «Батькивщина» выдвинула её кандидатом в президенты на выборах 2015 года.

Несмотря на то, что она сидит в тюрьме, часть оппозиции уже пытается застолбить за ней место «единого кандидата от оппозиции». Однако таким «единым кандидатом» не прочь быть Кличко, Яценюк, Тягныбок. И хотя им явно не хватает импозантности Тимошенко, имиджмейкеры в короткий могут её прибавить, да ещё раскрутить их как «борцов за демократию» и т.п.

Здесь важно, с каким результатов подойдёт к 2015 году Янукович. Если США он будет устраивать, то останется на второй срок. В противном же случае, думаю, даже не понадобится второго «майдана». Ибо единственная опора нынешней киевской власти – США. Всё будет обставлено так, как если бы «народ проголосовал за кандидата от оппозиции».

Не стал бы слишком акцентировать внимание на том факте, что Тимошенко сидит в тюрьме. Хотя Запад время от времени выражает по этому поводу недовольство, его интересует не судьба Тимошенко, а контроль над Украиной. Почему бы не предположить, что между Киевом и Вашингтоном существует такая договоренность: Тимошенко можете не выпускать, но действовать будете в нашем фарватере?

Нынешнюю трусливую власть это вполне устраивает: она лишается самого опасного конкурента. Ну, а то, что расплачиваться приходится суверенитетом, которого и так по факту нет, то вряд ли и сама власть воспринимает этот «суверенитет» всерьёз. Это скорее информационный штамп для внутреннего потребления. Тем более что суверенитет на Украине предполагается только по отношению к остальной России, только к которой и применяется выражение «другое государство». Ещё раз повторюсь, что антироссийская позиция является единственным источником легитимности любой власти на Украине. Поэтому пока Украина существует как «независимое государство», подконтрольное США, она будет антироссийской. Такова геополитическая логика.

В целом не ожидаю в 2013 году каких-либо существенных изменений во внешне- или внутриполитическом положении Украины. После 1991 года Украина практически полностью утратила суверенитет, который имела в СССР, причём её положение гораздо хуже, чем в Белоруссии или России. Это видно как по экономике, так и по демографии. Двадцать лет евроинтеграции уже стоили ей 7 млн. жизней, или 13% населения! Хуже ситуация только в прибалтийских странах, кстати, членах ЕС.

Поэтому у Украины два пути – либо продолжать деградировать и вымирать на пути в «цивилизованную Европу», либо воссоединяться с Россией и другими странами в Евразийском Союзе.

Однако поскольку официальный Киев сильно ограничен в проведении самостоятельной политики, то скорость евразийского воссоединения зависит в первую очередь от России. Именно с этой точки зрения я бы рассматривал будущее Украины – как производную от возрождения России при противодействии США. Это процесс займет долгие годы, но другого пути у нас нет.


Об авторе. Евгений Чернышёв. Окончил Донецкий национальный технический университет (бывший ДПИ). Кандидат технических наук. Участник общественной организации «Союз граждан Украины» и движения «Донбасс за Евразийский Союз» Интернациональной России Объединенного народного фронта. Сфера интересов: православие, евразийство, история, геополитика, этносоциология, философия, богословие.

Другие статьи автора

Итоги-2012: «Газовое достояние» Украины можно сдать в музей